Yvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
9
05:07, 28 июня 2016

Рассуждения о фотографии. Кто такой фотограф? Зачем мы фотографируем?

Фотография, как и любовь, лучше всего проявляется в темноте

Введение

Когда меня просят научить фотографии, я отправляю этих людей в фотошколу. Для таких целей даже припас визитки разных фотошкол.

О чем писать? Многие хотят увидеть формулу, некий план, действуя по которому можно снять шедевр — бред! Данный пост это скорее свод неких рекомендаций, построенных на моем общение с блогосферой. Я не блогер, я фотограф! Здесь я буду рассматривать фотографию как часть блога, не больше. Не думайте увидеть здесь рассказ о постановке света и экспонометрии. Только практика — только хардкор!

Фотография — это неотъемлемая часть жизни человека.

Фотография — это средство самовыражения для человека. Всякий кто пытался заснять цветок в саду, уже фотограф. Фотография — это возможность поделится с миром чем-то важным. Почему проще сфотографировать, а не написать об этом. Почему вы фотографируете еду, а не пишите литературным языком о том какая она красивая, как подана на стол? Есть две причины:

  • Во-первых фотография дотошна, и как бы вы не описывали еду — фотография расскажет нам более детально;
  • Во-вторых это просто. Вам не нужно писать мемуары, вам достаточно нажать кнопку!
Миф про большие камеры

Многие упорно верят что, купив большую черную камеру и длинный объектив — они сразу станут профессионалами.

Blog post image

Да, большие черные камеры и длинные большие объективы — это очень круто смотрится. Я даже согласен что они лучше чем любой другой маленький фотоаппарат. Но, совсем не это решает, будите ли вы хорошо снимать. Это лишь средства. А чем лучше средства, тем сложнее ими пользоваться.

К примеру фотоаппараты Hasselblad (широкоформатные камеры с матрицей размером 36 х 48), такой камерой снимают профессионалы в студиях для дорогих журналов. Разрешение фотографии при 100МП физических можно довести до 200! Это ужасно большое разрешение, видно каждый волосок, каждую морщину модели, каждый касяк! Эти снимки требуют соответствующей подготовки модели, работы фотографа, ретушеров. Вам оно надо?

Взял мобильник, сфоткал девушку, залил в инстаграм, наложил фильтр! - формула успеха. Чем меньше уровень фотоаппарата, тем меньше с ним возни.

Почему профессиональные фотографы пользуются большими камерами? Им важна скорость, им важно контролировать настройки камеры — они отвечают за каждый кадр. Но даже среди профессионалов много фотографов используют компакты и продвинутые мыльницы — здесь важна мобильность! В век цифровой гонки, когда информационные порталы борются за материал, важны любые фотографии.

Не важно "Как это сделано?", важно "Зачем?"

Многие люди зацикливаются на технической стороне вопроса, постоянно пытаются решить «Как это снято?». Это частая практика, фотограф видит снимок в интернете, анализирует его и делает точно такой же снимок. Это причина породила множество похожих материалов. По сути, интернет наполнен однотипными фотографиями, пропала индивидуальность фотографа. Все пытаются друг друга копировать.

Пропала сама суть: «Зачем ты это делаешь?» - что ты хочешь этим сказать? Мы хотим поделиться с миром, рассказать, о чем либо. Когда вам сказать нечего, снимок не интересный! Не важно, на что вы сняли этот кадр.

Важно ли знать техническую сторону вопроса?

В рамках проекта «ГИД по фотошколам», мы делали интервью с алматинскими фотографами. Вопрос звучит так: «Кто такой фотограф?». Рекомендую к просмотру:

Если вы купили зеркалку, вы определенно этим интересуетесь, так как вы хотите фотографировать лучше. Нет ничего зазорного, пройти месячное обучение, даже для общего развития. К тому же если вы взрослый человек, вы полностью отдаете себе отчет в ваших действиях. Следовательно, вы не тратите деньги и время в пустую.

Можно заниматься фотографией, не тратя время на занятие? А кто вам запретит? Умеете ли вы снимать или нет, это только на вашей совести.

Ответственность

Говоря о совести фотографа, я говорю об ответственности перед зрителями. Есть разные фотографы, разные течения в фотографии. Одни жанры фотографии подразумевают придумывание картинок, другие требуют от фотографа максимальной объективности. Я думаю, не стоит объяснять, если вы фотографируете фото отчет с серьезного мероприятия меньше всего зритель ждет от вас высокохудожественной иллюстрации, совмещения фотографии и рисунка.

Я приведу несколько примеров. На мой взгляд — это показательные события в мире фотографии.

Пример 1

В июне 2013 года весь интернет звенел новостью о том, что газета Sun Times в Чикаго уволили весь штат фотокорреспондентов(http://macradar.ru/news/sun-times-fail/). Вместо этого они решили снабдить своих журналистов iPhone. Так же для новоиспеченных фотографов провели курсы для начинающих.

Blog post image

Позже в продолжение этой истории были опубликованы две страницы газеты. Снимок выше был снят на iPhone человеком мало понимающим в предмете, мы не видим эмоции, мы не ощущаем драйв. Просто документальное подтверждение факта. На снимке запечатлен момент триумфа хоккейной команды Chicago Blackhawks, которая триумфально провезла добытый на днях кубок Стенли! Ниже представлен снимок профессионального фотографа, который был на этом же мероприятии.

Blog post image

Вообще мы живем в 21 веке. И прошло то время когда ценились любые фотографии. Нишу документалистики основательно заняли телевизионные СМИ. Фотографы выживают за счет эмоций, которые они могут передавать на фотографиях. “Просто фотки” не выживают в этой конкурентной среде.

Пример 2

Многие агентства, которые занимаются продажей новостей, нанимая фотографов и отправляя их в горячие точки, часто сталкиваются с волной критики в свой адрес. Поэтому нанимая фотографов они ставят их в очень жесткие рамки по обработки фотографий. Например фотографию нельзя ретушировать, применять к ней фильтры и так далее. Пример ретуши, из-за которой агенство Associated Press разорвало контракт с фотографом-фрилансером Нарcисо Контрерасом. На снимке отчетливо видно, как в левом нижнем углу пропала камера коллеги фотографа.

Blog post image

Некоторые агентства позволяют снимки кадрировать. Но даже казалось бы безобидное кадрирование приводит к искажению реальной информации.

Blog post image

Общение — ключ к успеху кадра

Очередной миф среди начинающих фотографов. Многие думают что фотограф это некий технарь, выставивший свет и нужные параметры на камере, он делает шедевр. От части это правда. Но все забывают ключевой момент, фотограф работает с людьми. Фотограф — это хороший психолог. Общение с человеком, неотъемлемая часть фотографии.

Сразу вспоминаю медиаблог, на котором давал небольшой мастер-класс Дамир Отеген. Позже в интернете прозвучал комментарий, мол Дамир ничего полезного не рассказал. Не рассказал как пользоваться камерой, не рассказал как ставить свет. Просто рассказывал как он начинал фотографировать. Конечно, были и те кому этот МК был полезен. Я например получил большое удовольствие, то что я услышал, это то, что я изучаю долгие годы. Фотограф — человек который работает с людьми!

На своем собственном примере, Дамир рассказал как работает профессиональный фотограф. И как должен работать фотограф, в целом, чтобы добиться хорошего результата. Рекомендую к просмотру:

Каждый снимок — это ваше сочинение

Фотография - это сочинение, составленное из элементов (объектов) на фотографии. Включая в кадр элементы и убирая их из кадра — вы составляете предложение.

Отсюда другой вывод, когда вы делаете фото историю (репортаж) — вы делаете серию фотографий связанных между собой, точно так-же вы писали сочинения в школах. Следовательно, плохая идея, делится с нами однотипными фотографиями с одним и тем же содержимым.

Вы пишете сочинение, рассказываете где проходит действие, знакомите нас с героями описываете их, далее происходит некое действие. То же самое и в фотографии. Вы показываете общим планом место, крупными планами вы знакомите нас с героями, средние планы - действие которое происходит. Крупными планами так же можно показать эмоцию. Есть так же деталь, это план такой же как и крупный только работает он с неодушевленными предметами.

Композиция - это важнейший организующий момент в фотографии. Композиции выделена главная роль в фотографии, это связующая часть между автором и зрителем! Интересно? Хотите знать больше? — Идите учиться!

Фотограф неравнодушный человек

Любой профессиональный фотограф подтвердит тот факт, что ему нравится то, что он делает. По сути если фотограф будет ненавидеть свою работу — это плохой фотограф. Когда я начинал только учится, я услышал такую фразу «Фотограф должен влюбится в свою модель». В этих словах есть доля правды, фотограф еще тот романтик.

Фотограф это человек который любит общаться, любит познавать что-то новое. Он как ребенок, ему дали новую «игрушку», какой нибудь металлургический завод, и он с большим интересом начинает присматриваться к этой «игрушке»: изучает, пробует на вкус, че там еще дети делают? Разбирают по деталям и снова собирают, вычленяя лишние детали.

Студийные фотографы лезут в свет, изучают его: как он падает на конкретного человека. После они разбирают самого человека, лезут к нему в душу, расчленяют его сущность и лепят то, что хотят. Так работает фотограф, и забудьте про фотоаппарат — это лишь средство самовыражения.

Важна ли обработка?

Обработка фотографии, да и вообще использование Photoshop или других редакторов типа Lightroom или Aperture — это достаточно массивная тема. Здесь как и в самой фотографии куча нюансов.

Я же хочу затронуть сам вопрос необходимости обработки. С момента начала моего долгого пути в фотографии и по нынешний день, я прошел наверно все стадии «становления фотографа». То я считал что обработанная фотография — это не фотография, то я считал что обрабатывать обязательно надо, потом я делил необходимость обработки по жанрам. Все через это проходят, у каждого на уме свои тараканы.

Нужно ли обрабатывать снимки? – Это такой же риторический вопрос как «что было первым яйцо или курица?». Вы можете философствовать сколько угодно, ответить на вопрос сложно. Однако сложности заканчиваются когда вы ставите более конкретный вопрос:

  • Нужно ли обрабатывать снимки в рекламной фотографии? - Все зависит от технического задания.
  • Нужно ли обрабатывать снимки в репортаже для ведущих агентств мира? - Посмотрите их условия, многие запрещают вносить вообще какие-либо коррективы.
  • Нужно ли обрабатывать снимки когда постите их на ведущей Казахстанской блог-платформе? - Вы же видели форму регистрации, видели условия использования платформы — там нет ничего что как-то связывало фотографию и обработку. Это выбор каждого человека!

Для себя я вывел такую формулу: Я обрабатываю фотографии всегда. Если это портрет - частенько прибегаю к ретуши. Если это фотографии с мероприятия, они проходят стандартную настройку по цвету, контрасту и прочему. Как обрабатывать - дело вкуса каждого человека. Вопрос только в том, понравится ли ваше творчество зрителю?

Часто, репортажи с места события, не подвергаются вообще никакой обработки - эти материалы так же ценны. Так как в данном случае, меня как зрителя меньше всего интересует творческий мир фотографа.

Название и подпись к снимку упрощают жизнь

Часто на блог-платформе Yvision можно увидеть пост с небольшим введением и кучей не подписанных фотографий. Нам как зрителям остается гадать, а что хотел сказать автор?

На международных конкурсах, при приеме работ, часто просят указывать название работы и краткое описание — таким образом жури может оценивать фотографию объективно. Они судят получилось ли у автора донести свою мысль, через фотографию. (это один из критериев)

Конечно, наша блогосфера это не международная арена, да и вы не гениальные фотохудожники с тонкой натурой. Однако взявшись за это дело, вы в некотором смысле ответственны перед зрителями.

Мы все грешим подписями, таким образом ставим зрителя в неудобное положение. Подписи важны в фоторепортажах, подписи желательны в обычных блогах.

Формула хорошего кадра

Подводя итоги можно вычленить некую формулу хорошего кадра. Конечно, это не последняя инстанция, любые фотографии которые вы видите в интернете делают под определенную задачу. Так и здесь, эта формула в целом обо всей фотографии, в то же время конкретно про фотографию на блог-платформе:

  • Когда вы что-то делаете нужно придумать "Зачем?" - нужна идея снимка.
  • Идея снимка — это та мысль которую вы хотите нам рассказать. Любая фотография содержит идею, вы же зачем то снимаете еду или себя перед зеркалом. Вы хотите что-то донести. Идею.
  • В любой фотошколе вам скажут: на снимке всегда есть главный герой (объект повествования). Это важно. Имея главного героя, вы акцентируете (привлекаете) внимание зрителя.
  • Вам нужно позаботится о том чтобы в фотографии небыло ничего лишнего. Это сложно, не надо торопится, старайтесь наблюдать за всем что происходит у вас в кадре. Стремитесь к лаконичности.
  • Знания света позволит создать объем в кадре. Знания экспонометрии, владения собственной камерой упростят вам жизнь, при подборе параметров съемки.
  • Давая имена своим фотографиям, вы даете подсказку зрителю на что нужно обратить внимание. Подписи к фотографиям, это возможность посмотреть на снимок с другой стороны. Нельзя недооценивать взаимодействие фотографии и другие медийные инструменты.
В итоге

Очень сложно объяснить что такое фотография. С одной стороны это сухая наука, с другой это язык по средством которого, со зрителями, пытается говорить фотограф. Точно так же древний человек пытался разговаривать нанося наскальные рисунки. Цель фотографии передать информацию, но кроме фактов мы можем передавать эмоцию, свое отношение, ощущения, мысли, комментарии. И в следующий раз, когда вы возьмете в руки камеру, я надеюсь вы осознаете масштаб работы фотографа — который просто жмет кнопку спуска =)

9
15102
2