23:14, 24 июня 2016

30 километров [фотоотчет]

Многие из нас скучают по тем временам когда сидя у костра, где нибудь в дали от цивилизации, можно было просто отдохнуть. Суета города и ежедневные проблемы уходят в те моменты когда вы набив рюкзак всем необходимым отправляетесь в свое небольшое приключение. И в данном посте я хотел бы поделиться своим последним походом, который стал для меня и моего друга  неплохим испытанием. Так же на протяжении всего похода который длился более суток, мы проверяли различные полезные методы и штуки которые в походе считаются необходимыми.

21.06.2016 8:50 АМ

Рано утром я уже готовый к поездке ждал своего Атырауского друга который должен был подойти с минуты на минуту на место встречи, но видно опаздывал. Среди утренних суетливых прохожих я разглядел идущего уверенным шагом с огромным рюкзаком черного цвета за спиной, парня в панамке и шортах - это был Паша.

Мы быстро поймали такси и поехали на рынок, откуда обычно отправлялись машины на поселок.

Поселок Уил в Актюбинской области находился южнее города Актобе примерно на 200 км, но с дорогой выходило 272 километра или 3 часа на легковом автомобиле. Билет на одного человека выходил 1500 тенге, но для удобства мы купили все 4 места, что бы можно было поспать по дороге, хотя бы одному из нас.

Остановка в небольшом городке Кобда который виднелся в низине, для покупки провизии не отняло много времени. И вот в следующие полтора часа мы уже прибыли на место. Небольшой полдник, перепаковка рюкзаков и смена обмундирования отняло у нас еще примерно час.

И вот в 14:15 нас доставили на опушку леса на автомобиле.

На первый этап мы поставили себе задачу пройти лес поперек, если верить нашей GPS системе Androzic, прямая линия между точкой выхода (красная звезда) до места где мы планировали стать на ночлег в конце первого отрезка маршрута (белая звезда) составляло 11.5 километров и это только по прямой линии.

Дальнейший маршрут мы не разрабатывали. Дойдем до места а там решим по состоянию нашей провизии, запасов воды и собственному состоянию. На момент выхода у нас было примерно по 16-17 кг веса:

- Запас питьевой воды 6 литров (4 пластиковых бутылки емкостью по 1.5 литра)

- Запас сладкой колы 2 литра (2 бутылки по литру)

- Тушенка 4 банки

- 2 булки хлеба

- 100 грамм рафинированного сахара

- 2 пластиковые банки с лапшой быстрого приготовления

- немного овощей

- кофе и чай

- две металлические кружки

-аккумуляторные батареи зарядки (2 по 4200 мА и один блок по 6000 мА) необходимые для зарядки телефона и его непрерывной работы (связь GPS)

- Армейская саперная лопата

- Палатка туристическая, двухместная (Freetime desert 2)

- Камера Canon 7D и набор из трех линз

- Теплая верхняя одежда.

- Герметичные пакеты.

- Запас спичек и средств от комаров

- Бинокль Bushnell 8x32x40

- Магнитный компас

- Светодиодные фонари (3 штуки)

На момент выхода, Солнце уже пекло, примерная температура воздуха в тени, по ощущениям была  районе 32 градусов (+/- 3 градуса).

Двигались самым быстрым шагом который был возможен в данных условиях по 20-30 минут с остановками на отдых по 10 минут. За 30 минут хода максимум мы проходили по 700-900 метров по линии прямого маршрута. Примерно после первых двух километров лес заметно поредел и местность представляла собой песчаные дюны с редким кустарником на вершинах дюн и иногда камышом в низинах. На этом этапе  пути мы потратили треть запасов воды.

Движение по песку не представлялось простым. Более того нагретый солнцем песок не позволял даже прикоснуться к нему голой рукой. Отражая инфракрасный диапазон волн от поверхности шел вполне сильных жар, открытые части тела (лицо, руки) заметно покраснели.

На данном этапе можно выделить несколько полезных лайфхаков.

1) GPS система для мобильного телефона Androzic (для андроида). Прекрасно отслеживала маршрут. Указывая азимут до цели и дистанцию по прямой линии. Делая периодические остановки на вершинах самых высоких холмов, мы опирались на курс выдаваемый Androzic-ом, переносили его с помощью магнитного компаса на видимые приметные ориентиры, с помощью бинокля отслеживали удобное место прохождения по низинам, огибая холмы и выдвигались дальше. Так как двигались мы не по прямой линии, всегда огибая высокие препятствия маршрут несколько удлинялся, а так же периодический менялся и сам курс движения.

Второй лайфхак который можно было отметить уже на данном этапе пути были армейские брезентовые берцы. Как ни странно оказались очень удобной обувью. Уверено сейчас можно сказать что если бы мы были в обычных кроссовках, то скорее всего на половине первого отрезка пути повернули бы обратно. Берцы не позволяли песку попасть внутрь. Брезентовый материал обеспечивал достаточную вентиляцию ног, от чего ноги практически не потели. А высокое голенище берцов и их относительная легкость, делала передвижение весьма комфортным не давая ногам быстро уставать.

Передвигаясь по вышеописанной схеме мы делали фотографии местности, следов животных (лис, зайцев), а так же насекомых и конечно же селфи.

По мере того как садилось солнце, двигаться становилось все легче. Но на данный момент я уже успел обмотаться арафаткой. И тут можно рассказать про еще один лайфхак незаменимый в пустыне. Арабы знали толк в таких делах. Отраженное тепло от песка реально палило кожу на лице. А относительный ветерок выветривал и сушил влажную от пота кожу. От чего расход питьевой воды заметно увеличивался. Арафатка же позволяла сохранять влагу и закрывала кожу от прямых и отраженных солнечных лучей при этом относительно свободно продувалась легким ветерком. Единственное о чем пожалел я, что поздно ее достал, а друг пожалел что не взял с собой свою в такой поход.

Наткнулись на геодезический столб привязки координат датируемый 1970-тым годом.

Признаться честно по мере движения были моменты когда оценивая собственное состояние и запасы оставшейся питьевой воды, мы хотели остановиться и повернуть обратно.  Но у нас была надежда, что когда мы пересечем пески, на той стороне можно будет выкопать миниатюрный колодец в котором можно было мы собрать отстоявшуюся воду. В противном случае нам бы пришлось очень трудно. Именно это небольшая надежда позволила нам остаться на маршруте.

Примерно в 20:40 мы наконец-то добрались до первой точки маршрута, где планировали стать на ночлег. Если запасы еды практически не были тронуты, то из запасов воды осталась всего лишь одна бутылка емкостью 1.5 литра и 1 бутылка кока-колы емкостью 1 литр.

Бросив рюкзаки на планируемом месте ночлега мы решили осмотреться вокруг. Наблюдая в бинокль плотный камыш, в 300-400 метрах от нас, мы решили проверить наличие воды в этом как нам казалось водоеме. Хотя бы для того что бы искупаться и освежить замученный дорогой организм. Но осмотр места показал что если тут и была вода то либо ранней весной то либо очень и очень давно.

Вернувшись на место мы заметили что в роще у которой мы расположились, сквозь заросли можно было увидеть немного собравшейся воды, которая была засыпана листьями березы. Оценив примерный уровень в 70-80 см от поверхности песка мы начали капать наш колодец и разбивать лагерь для ночлега.

Выкопанный в 80-90 см колодец спустя время собрал некоторое количество воды, которую мы вычерпывали одной металлической кружкой и фильтровали через повязку в другой, после наполняя бутылки. По вкусу это была пресная вода, но она имела несколько неприятных запах, которой-то растительной гнили или мха. Как выразился мой товарищ - запах плесени. Но выбора у нас не было.

Заполнив все емкости водой, мы принялись готовить ужин и готовиться к ночлегу. По мере того как солнце садилось, начали появляться комары. Приготовив ужин, я достал из своего рюкзака то что не вписал в список провизии - отличный коньяк Nomad в черной непрозрачной бутылке. Оценив наши шансы на дальнейшее движение, запасы провизии и долгожданный отдых с ужином - настроение значительно улучшилось.

Еще одним из лайфхаков для похода, явился наручный браслет "выживальщика" который имел кремневой стержень и черкало. Если мелкие сухие ветки с помощью него поджечь было невозможно, то бархатные кончики стеблей камыша он подпаливал с легкостью.

После ужина, мы нашли ближайший высокий холм на котором планировали поймать сигнал сотовой связи, для того что бы дозвониться домой и сообщить наше местоположение и что у нас все в порядке. Полная луна прекрасно освещала местность и нам даже не пришлось пользоваться запасенными светодиодными фонарями.

Дозвонившись своим близким на двух делениях индикатора сигнала и отправив небольшой фото отчет с координатами местоположения, мы принялись планировать маршрут на завтра. Так как никакого желания идти по песку обратно 12 км у нас уже не было мы решили срезать "апендикс" в 3.5 км последнего песка и выйти в степь на которой планировали преодолеть 9 км (белая звезда) по нормальному грунту а после вернуться в лес срезав следующие 4 км по песку, выйти из леса и закончить маршрут.

Обсудив планы на завтра, Паша забрался в палатку. Мне же привычнее было спать на песке. Несколько раз уже проводил такие опыты в одиночных походах. Тут главное одеться по теплее, так как песок быстро остывал и становился холодным. Нанеся на одежду средство от комаров я забрался под основания кустика, воткнув в песок саперную лопатку и нож, мало ли каких гостей принесет ночью на запах еды. В данной местности охотятся на разных животных, от волков до кабанов, а змеи вблизи водоема тоже не были редкостью.

Примерно в 3:30 я проснулся от неприятного ощущения или скорее понимания того, что мое тело стало объектом трапезы для местных кровососов. Средство от комаров выветрилось и этих "зверков" из семейства двухкрылых уже ничего не отпугивало.

Несколько минут махания руками, стряхивая песок с одежды, я решил забраться в палатку, сожалея о своих словах сказанных ранее в качестве рекомендации своему другу - что палатка в походе вещь необязательная.

22.06.2016 07:00 Утро.

Проснувшись я выбрался из палатки и начал разводить костер. Несколько болели плечи и ноги. Так как огромного выбора посуды не было, одну из металлических кружек большего размера я использовал для приготовления завтрака, а вот согреть кофе в другой кружке с пластиковой ручкой было непросто. Стеклянная бутылка подошла как раз кстати. Отмыв ее от песка и ранее содержимого я заполнил ее водой почти до верху поставил на край костра. Завтрак с говядиной и кофе был готов. Спустя 1.5 часа упаковав вещи предварительно пополнив запасы воды, мы выдвинулись далее, оставив позади березовую рощу, колодец и присыпанный песком костер.

Двигаться утром было веселей. Не было палящего солнца, рюкзаки стали немного легче по весу. За один проход до привала мы делали по 1 км маршрута, с периодической остановкой на отдых и проверкой местоположения по линии пути.

На данном этапе маршрута местность представляла собой песчаные дюны с кустарником. Небо было покрыто густыми облаками и солнце не беспокоило нас как ранее.

Где после первого часа пути мы наткнулись на след черепахи оставленный ей наверное сегодняшней ночью. Черепаха, в этом месте... Откуда? Тут не было водоемов вблизи. Что она могла тут делать? Задавшись этим вопросом мы решили пойти по ее следу отступив от программы маршрута. Наверное зря. В надежде увидеть это существо мы гонялись по ее следу примерно 10 минут, после решили оставить вещи на одном из холмов и продолжили петлять между песчаных дюн. Не понятно чем она руководствовалась при выборе маршрута, то она лезла в гору то после спускалась в низ в обратном направлении чуть в стороне, то ныряла в кустарник, а то и во все выползала на отрытые песчаные плато. После забравшись в густую камышовую рощу, пропала. Небольшое прочесывание рощи не дало никаких результатов и мы решили вернуться на маршрут.

Одним из интересных явлений с которым мы столкнулись были зыбучие пески. Если стоять в одном месте то ноги постепенно погружались под песок.

Заметив что на нас движется дождевое облако мы решили упаковать электронику в предварительно припасенные для этого пакеты. Если для нас дождик был отличным методом восстановить силы, то нашему оборудованию он вряд ли бы понравился.

Выбравшись из песков мы вышли в открытое поле и в нос ударил запах свежей травы и полевых цветов которыми было усеяно поле.

Пройти 9 км по полю было очень легким испытанием после длительного движения по пескам. По расходу воды и времени между привалами мы пришли к выводу что 1 км по пескам равнялся как минимум 3 км по полю. Всего лишь за один привал по причине легкого чувства голода мы прошли эту дистанцию за полтора часа, обнаружив озеро которое отделяло нас от леса по другую сторону.

Перед спуском к озеру нам открылся отличный вид на Уил. С этого ракурса я его никогда не видел.

Спустившись к озеру мы обнаружили, что его берег, где мы планировали идти вдоль опушки леса покрыт песком. Пройдя метров 500 мы решили сделать привал для того что бы просушить обувь. Движение по мокрой после дождя траве, сделало брезентовые берцы насквозь мокрыми. Болезненные ощущения подсказывали что на стопах ног начали образовываться мазоли.

22.06.2016 14:00

Просушив обувь, немного перекусив мы двинулись далее на последний отрезок, который наверное был самым сложным, так как за два дня пути мы уже заметно устали, плюс ко всему пропала облачность и солнце было почти в зените согласно времени года и географическому положению.

Последние 1.5 литра воды и последние 4 километра пути. Делая небольшие привалы по 5 минут только ради того что бы выпить воды и слегка перевести дыхание. И вот наконец, мы вышли из леса, предварительно позвонив в поселок что бы за нами приехала машина. Последний привал в тени последнего дерева. Голова уже не работала от усталости, ноги гудели, последние 250 грамм воды и последние 400 метров до дороги куда вот вот должна была подъехать машина.

И вот наконец-то добравшись до дома, где нас ждали родные, холодный бассейн с вечерней программой из старых знакомых, друзей и маринованного баранчика, отличной баней, мы решили сделать вот эту последнюю фотографию. Позади было много воспоминаний, куча фотоматериала, бесценный опыт и некая гордость, что нам все таки удалось это сделать. Общая протяженность маршрута, если брать только прямые линии составила более 27 километров.

Данных поход проверил надежность и удобность многих вещей. К примеру я никогда не думал что армейские брезентовые берцы окажутся очень удобной и подходящей обувью для таких условий.

Не думал что браслетом "выживальщика" можно было поджечь какой либо сушняк. Не думал что можно будет откопать воду в таком месте, которая еще окажется вполне нормальной для употребления.

Из замечаний могу отметить, что крепление ремней бинокля Budhnell оказалось непригодным и по дороге всегда развязывалось. Как и шнурок крепления компаса. Так же короткий поясной ремень моего рюкзака не позволял перенести часть веса на пояс, от того плечи сильно уставали. Иногда лямки рюкзака пережимали артерию подмышкой, от чего затекали и немного немели руки в процессе движения. В случае движения по песку следует выбирать иной головной убор, панама защищает только от лучей сверху, отраженный жар от песка лучше всего экранировать повязкой типа "арафатки".

Многое конечно мы еще не проверили. Например разводить огонь с помощью трения, солнца или еще каким другим способом. Так же не проверили варианты сбора воды, с помощью конденсата. Но это все еще впереди. Надеюсь у нас еще будет время на новые походы и на новые приключения. Спасибо за Внимание! И до новых встреч!

При использовании фотографий и другого материала, ссылка на оригинал и копию статьи с сайта Yvision обязательна.