Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
01:35, 26 июня 2016

Реквием по «Алатау»

Blog post image

Уничтожение кинотеатра «Алатау» и приход на его место «Макдоналдса» не были просто заменой одного фастфуда на другой. Это символичное и печальное в своей симптоматичности событие, укладывающееся в рамки процессов, нарушающих культурную преемственность, ценности и традиции, сформированные в ХХ веке. Многое из того, что олицетворяло собой то столетие, постепенно погибает под давлением ХХI века – суетливого, нервозного, во многих отношениях озлобленного, циничного, ставящего во главу угла финансовый интерес в ущерб всему остальному и нагло смеющегося в лицо тем, для кого самое слово «культура» не пустой звук.

В трагедии – позволю себе такое пафосное определение – кинотеатра, простоявшего более полувека, заключено очередное свидетельство плачевного положения, в котором оказалась архитектура и культовые топографические локации старого Алматы (или, скорее, старой Алма-Аты). Судьба «Алатау» (и еще ряда его собратьев) – наглядный пример мучительного ухода в небытие исторических ориентиров-маяков, которые некогда определяли облик города и воспоминания о которых уже сейчас вызывают ностальгию.

Blog post image

Да, оказывается, ностальгию – вчера бы я так не сказал, но сегодня это определение видится мне уместным. Для меня лично «Алатау» был не только одним из строений, хранивших в себе концентрированный кусочек субстанции, которую можно условно назвать «духом Алматы». Это еще и объект, накрепко связанный с отдельными эпизодами из моей собственной жизни – не слишком, может быть, многочисленными и судьбоносными, но остающимися в памяти как нечто светлое и нежное.

Регулярно ходить в этот замечательный когда-то кинотеатр мне не доводилось, но когда я туда наведывался, сеансы были из тех, о которых приятно вспомнить. В «Алатау», к примеру, я посмотрел всего «Властелина колец» – в течение трех зим в начале тысячелетия. Отчетливо помню почти битком полный зал (а это, если не ошибаюсь, был крупнейший кинозал в городе, или один из крупнейших – это уж точно). Публика, еще не пресыщенная информацией, еще не наевшаяся гаджетов, торрентов и мессенджеров и даже в массе своей не подозревавшая о скором пришествии в их жизнь этих чудес, с затаенным дыханием следила за похождениями толкиеновских хоббитов. Возможно, я несколько преувеличиваю, но атмосфера и «химия» (ради которой во многом и были придуманы кинотеатры) там определенно присутствовали. Это и делало тот коллективный опыт незабываемым, и те эмоции и впечатления до сих пор не стираются и не оказываются погребенными под наслоениями многих и многих последующих кинопросмотров.

Blog post image

Туда же, в «Алатау» я много позже заглядывал с компанией друзей, заядлых любителей и знатоков Толкиена, на первого «Хоббита». Запомнилось, что стоял невероятной силы декабрьский мороз, заставлявший безостановочно пританцовывать на улице бедолагу парковщика, чьи пляски в свете фар проезжавших редких авто создавали картину почти сюрреалистическую. Перед сеансом мы, продрогшие, успели зайти в гриль-бар и согреться, отчего, вероятно, фильм нам понравился больше, чем мог бы. (Остальные две части трилогии, к слову, уже не могли быть спасены никакими барами.)

Несколько раз оказывался я в «Алатау» и в одиночку, и, опять-таки, помню эти походы лучше, чем многие последующие события. В далеком уже 2005-м решил посетить премьеру «Войны миров» Спилберга, вслед за чем спонтанно накатал рецензию на фильм, которая стала моей первой напечатанной в местной, так сказать, периодике. А шесть лет спустя забрел сюда на «Восстание планеты обезьян» после того, как моя девушка внезапно отменила встречу, на которую я изначально направлялся. Девушка – уже бывшая, а потому наверняка не сильно обидится, если случайно узнает, что кино про обезьяньего лидера Цезаря заставило меня на пару часов напрочь забыть про досадно сорвавшееся свидание.

Blog post image

...Последним фильмом, который я посмотрел в «Алатау», был «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо. Стояло лето 2013-го, и здесь уже явственно, словно в расформировываемой войсковой части, ощущался полнейший декаданс, не оставлявший сомнений в том, что период, прожитый кинотеатром под брендом «Отау синема», был скорее яркой агонией, чем многообещающим ренессансом. Гулкая тишина и запустение, выключенный свет в холле, свернутая продажа традиционного киношного меню (зрелище пустого буфета напоминало о строчке, венчавшей одно из стихотворений Олжаса Сулейменова: «...И овощной ларек, закрытый навсегда»), депрессивная затхло-готическая аура и зловещее предупреждение от индифферентного персонала, что «кина не будет», если не наберется пять человек желающих его посмотреть.

В последний момент искомый пятый зритель пришел, и сеанс состоялся. Мы впятером, конечно, не могли вдохнуть в это широкое пространство, постапокалиптический вид коему придавали кресла с замызганной и ободранной обшивкой, и толику той живой энергии, что постоянно наполняла зал в начале нулевых. Эффектная история с гигантскими роботами и кайдзю была достаточно хороша, чтобы эту тягостность сгладить, но лишь отчасти – слишком уж отчетливо все вокруг дышало обреченностью. Я покидал зал, еще не зная, что это был последний визит в палату смертельно больного (которого все мы потом если и пытались спасти, то слишком вяло) и что больше я сюда уже никогда не приду – ни один, ни с девушкой, ни с компанией. Именно поэтому саундтрек Рамина Джавади, звучащий на финальных титрах «Тихоокеанского рубежа», я с недавних пор воспринимаю как реквием, несмотря на его бодрость и драйв:

10
516
1