Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
19:16, 13 июня 2016

Великий хан или Мир с казахами

 

Blog post image

КАСЫМ ХАН (1445-1518/1521)

 

Касым хан был четвертым правителем Казахского ханства и является исторической личностью, кому как никому другому из эпохальных лидеров нашего народа подходит эпитет Великий.

Летописец тех времен Мирза Хайдар Дулати (1499-1551) пишет о нем:

«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана».

Ему вторит среднеазиатский историк того времени Абдуллах бен Мухаммед бен Али Насруллах (XVI в.) :

«Касым-хан был падишахом Дешт-и-Кыпчака. Он был способен на великие дела».

О том же периоде Казахского ханства ибн Рузбихан (1457-1530) в начале 16 веке писал, что:

"казахи славны во всем мире силою и неустрашимостью"

РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА ДЕШТИ-КИПЧАКА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ведь, на самом деле при нем Казахское ханство было мощнейшим государством на территории бывшей Золотой Орды, заняв территориально всю ее восточную часть. Казахское государство того времени по праву считалось региональной державой Центральной Азии, определяя геополитический баланс сил в регионе и во всем Дешт-Кипчаке (одно из названий территории Золотой Орды).
Blog post image

Соседи Казахского ханства, а также искавшие его дружбу правители других государств, теже иранцы, величали хана Касыма царем Дешт-и-Кипчака.

Казахское ханство при Касым хане стал внешнеполитическим вектором для других народов, племен Туркестана, а также активно участвовал в расстановки и соблюдении баланса сил на геополитической карте центральноазиатского региона и всего Дешта.

Известно, что его союзничества искали узбекский Шейбани хан, мурзы Ногайской орды, Могулский правитель Саид хан.
Blog post image

Примечательно, что, буквально несколько лет назад в рамках Государственной программы "Культурное наследие"  была организована научно-историческая экспедиция в Иран. В рамках работы этой экспедиции выяснены интересные подробности из манускриптов о личности Касым хана из иранских источников.

Так, стало известно, что именно благодаря Касым хану, а конкретно его союзнической помощи, перед шейбанидами пал иранский Хорасан. Сам узбекский Шейбани хан в письме своему родственнику казахскому Касым хану свое обращение к нему начинает словами:

«Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана хан ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым».

Тем самым, представитель другой ветви правителей-чингизидов бывшей Золотой Орды Шейбани хан ставит Касым хана в ранг правителя всего Дешти-Кипчака, а как известно, - это территория охватывает обширные земли от Алтая до Крыма.

Blog post imageПредполагаемый флаг Казахского ханства

Мангытские мурзы тоже признавали авторитет этого казахского хана, с которым считалось и Крымское ханство, хан которого в переписке с султаном Османской империи выражал обеспокоенность с ростом влияния Касым хана.

Первое упоминание казахов в западных источниках тоже связано с периодом правления Касым хана. Так, по мнению российского тюрколога Левшина, из западных источников первое упоминание о казахах встречается у австрийского дипломата и историка 16 века Сигузмунда Герберштейна, где в его "Записках о Московии" есть информации о "татарских" соседях Московского государства, среди которых Казахская орда.
Blog post image

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ КАСЫМ ХАНА

Важно что, Касым хан смог объединить под свое государство практически всю этническую территорию расселения казахских племен, а это почти весь восточный Дешти-Кипчак от Волги до Алтая. Поэтому роль Касым хана в процессе этногенеза казахского народа громадна. Он имел ханскую ставку как в Семиречье, так и в западном Казахстане. При нем многие города присырдарьинского региона стали частью Казахского ханства, тем самым выросло экономическое благосостояние казахских племен, которые через эти города производили торговлю с оседлыми народами. 
Blog post image

Основы нумизматики Казахского ханства тоже надо искать с периода правления Касымхана. Так, из существующих письменных источников, а именно в персоязычном сочинении "Алам-ара-йии шах Исмаил" говорится об экономическом договоре между казахским Касым ханом и узбекским Шейбани ханом о чеканки монет для Казахского ханства. На данный момент это наиболее раннее подтверждение о существовании национальной валюты Казахского ханства.

В целом, в исторической памяти казахского народа период его правления известен как "Касым ханнын каска жолы", то есть "Светлый путь Касым хана". Именно так называют и свод законов, утвержденный Касым ханом в Казахском государстве кочевых племен.  Уже потом в истории будут другие законы Казахского  ханства как "Есим ханнын ески жолы" (Древний путь Есим хана) и "Жеты жаргы Тауке хана" (Свод законов Тауке хана).

ВОИНСТВЕННЫЙ, НО МИРНЫЙ ХАН

Тем не менее, несмотря на всю воинственность Казахского ханства того времени и величественность самой персоны могущественного правителя,  Касым хан известен в истории как сторонник строительства мирного государства, заставивший с одной стороны считаться с ним братские государства и их правителей, а с другой завещавший своим потомкам стремиться к мирному сосуществованию с соседями, что подтверждают и письменные источники.
Blog post image

В этом аспекте интересен эпизод из биографии общения Касым хана и могулского правителя Саид хана. Последний стремился объединить войска двух государств против шейбанидов в Средней Азии. Эту историю описывает летописец 16 века из могульской знати Мухаммед Хайдар Дулати.

Привожу переведенный текст из его летописи:

Касим-хан настолько хорошо принял [Султан Са'ид-] хана, что хан до самого конца своей жизни не мог забыть его приветливого обращения. И всегда, когда представлялся к тому случай, хан, да упокоит Господь Бог его душу, хвалил Касим-хана и припоминал, как он был чрезвычайно с ним любезен. Между прочим, он говорил, что после встречи Касим обратился к нему со словами: «Мы — жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях; мясо и кожа их служат нам лучшею пищею и одеждою, а приятнейший напиток для нас — молоко их и то, что из него приготовляется, в земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений — пастбища скота и табуны коней, и мы ходим к табунам любоваться зрелищем коней».  И Султан-Са'ид-хан сказал: «Поедем же в табун, поглядим на коней и, кстати, проведем несколько времени вместе, в приятном сообществе». Когда мы приехали, хан показал нам весь свой скот и лошадей и сказал: «У меня есть два коня, которые одни стоят всего табуна». Их привели, и хан неоднократно изволил рассказывать, что никогда в жизни не видел коней подобных этим двум. Касим, когда привели лошадей, обратился к хану и сказал:«Людям степей без коня и жизнь не в жизнь; эти два коня для меня — самые надежные и достойные. Обоих подарить не могу; [но] так как вы гость дорогой, выберете себе любого, который вам по душе — я буду доволен, только другого оставьте мне». Касим-хан описал [достоинства] обеих коней. Султан Са'ид хан взял себе одного. И этого коня звали Оглан-Торук; действительно, подобного коня мне не случалось видеть никогда. Касим-хан отобрал еще из табуна несколько коней для хана. Затем, преподнеся чашу превосходного крепкого кумыса и держа ее в руках, Касим-хан обратился к хану: «Если Вы отведаете этот напиток, то сделаете мне большое одолжение». Хан, который незадолго перед тем отказался от употребления всяких крепких напитков, ответил: «Я уже отказался от употребления напитка, [которым Вы] оказываете мне честь. Как же мне изменить моим правилам?» Касим-хан ответил на это: «Я только что говорил Вам, что приятнейшим из напитков у нас считается кобылье молоко и то, что из него приготовляется; напиток [кумыз], который я вам предлагаю — самый лучший, если исполнение моей просьбы считается совершением проступка, то каким бы другим достойным почтить Вас гостеприимством, я даже придумать не в состоянии. Нужны годы, чтобы такой дорогой гость, как вы, переступил порог моего гостеприимного дома, и мне было бы прискорбно чувствовать себя не в силах оказать Вам, дорогой хан, подобающего гостеприимства». Сказав это, [Касим-хан] повесил голову и на лице его отразилось огорчение.

И [Султан Са'ид-] хан, изменив своему образу поведения, чтобы не огорчать Касим-[хана], и из уважения к нему проявил великодушие [и выпил] чашу хмельного. Касим-хан остался этимочень доволен. Общество оживилось. И в течение двадцати дней подряд они занимались распитием бокалов кумыса.

Лето уже подходило к концу. Казахи по распоряжению Касим-хана двинулись на зимовки. Касим-хан заявил хану, что поход на шайбанидов в это время представит трудности, ибо жители степи в это время должны подумать о зимовках, [сбор] и построение войска в это время неосуществимо. И [Касим-хан] под предлогом неготовности войска, извинившись, но оказав всякого рода доброе внимание и ласку, позволил хану возвратиться. Сам же откочевал в сторону своего основного местопребывания. Хан, весьма довольный Касим-ханом, возвратился в Андижан. Это было осенью, и один из ученых, состоявших при дворе ханском, придумал следующую хронограмму той встрече: «МИР С КАЗАХАМИ» .

 
3