Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
00:58, 03 июня 2016

Нескучная классика

Blog post image

Классическая музыка может вызвать ажиотаж и быть интересной, и свидетельство этого — завершившийся в Алматы Второй фестиваль классической музыки Forte Music Fest.

Фестиваль всерьез взволновал публику. Люди осаждали Казахскую государственную филармонию имени Жамбыла, чтобы попасть на концерты, часами стоя в огромных очередях. К сожалению, мест для всех желающих не хватало, что лишь подогревало интерес к масштабному культурному событию. Наверняка часть зрителей, посетивших первый день фестиваля, пришли из-за свободного входа, однако последующие концерты люди посещали с четким пониманием, зачем они идут на них и что хотят услышать.

«На крыльях успеха прошлогоднего фестиваля сразу решили, что событию необходим ежегодный формат. Ведь понятно, что нашему городу подобного музыкального события сильно недостает, и видно, какой неподдельный интерес проявляет Алматы», — поделился Тимур Исатаев . Он также добавил: Второй фестиваль порадовал тем, что расширилась география участников, и небывалый интерес со стороны публики только доказал, что направление верное.

Blog post image

Концерты на родине

В Алматы съехались знаменитые музыканты со всего мира. Блестящий скрипач Дмитрий Берлинский (США), игравший на старинном инструменте 1759 года итальянского мастера Карла Фердинанда Ландоффи, виртуозный пианист Максим Ландо (США) с родителями-музыкантами Вадимом Ландо и Пиппой Бориси, роскошная пианистка Елизавета Блюмина (Германия), контрабасист Кристиан Тодоров (Германия), виолончелист Алексей Найденов (Россия), мастер классической гитары Хесус Кастро Бальби (Перу — Франция), прибывший вместе с учеником-казахстанцем Робертом Зиганьшиным, известный румынский дирижер Габриэль Бебеселиа, пианистка Весна Подруг (Хорватия). Вместе с ними на одной сцене выступали казахстанские музыканты, в том числе и проживающие за рубежом. Прошло около 18 лет, как гобоист Эрик Чалабаев после окончания специализированной музыкальной школы имени Жубанова уехал в Москву. С тех пор он не выступал с концертами в родном городе. Он получил работу в Москве в выдающемся коллективе под руководством Юрия Башмета и впервые выступил в Алматы в зрелом возрасте. Альтист Владимир Косьяненко после окончания специализированной музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой продолжил обучение в Санкт-Петербурге, где попал на прослушивание в оркестр Густава Малера под руководством Клаудио Аббадо. Так музыкант оказался в Вене. Первый визит на родину Владимир совершил в прошлом году, выступив на Первом фестивале Forte Music Fest.

Национальные ноты

Программа второго фестиваля еще до его начала выглядела разнообразной и непредсказуемой. И главное ее действующее лицо — музыка. Артистический директор Арман Мурзагалиев рассказал, что подбирал произведения по принципу абсолютной влюбленности в них, а также в людей, которым предстояло их исполнять и слушать. Фестиваль открылся «Казахским квартетом» Бориса Ерзаковича, посвященным ансамблю, в составе которого были скрипачи Раупбек Шанин и Газиз Дугашев, альтист Рахим Иманбаев и виолончелист Куддус Фазлиев. Произведение звучало всего один раз, в 1937 году, и до Forte Music Fest пребывало в забвении почти 80 лет.

«Когда мне предложили сыграть квартет, к своему стыду, не знал о его существовании. Действительно, Арман Мурзагалиев буквально «вытащил» из небытия это сочинение. Большую работу проделал композитор-аранжировщик Мамед Садых-Пур, собрав партитуру по кусочкам. Работа шла нелегко, но интересно. Приходилось находить баланс между основной идеей композитора и законченной формой и ценностью. В то же время каждая часть «Сюиты на казахские темы» — законченная музыкальная пьеса с конкретным названием и казахской народной темой в основе мелодии, что облегчало задачу в поиске правильного смыслового оттенка», — рассказал Аскар Дуйсенбаев, сыгравший партию первой скрипки.

Интересным опытом для зрителей, пришедших во второй день фестиваля, стало звучание «Шести румынских танцев» Белы Бартока. Арман Мурзагалиев подарил произведению новые краски, встав за дирижерский пульт и пригласив в качестве солистов блестящего домбриста Армана Жудебаева и Ардак Иткееву, исполнительницу на кыл-кобызе.

«Рассказал Арману Мурзагалиеву, что слышал записи этого произведения 1930 года в исполнении традиционных румынских инструментов, и то чувство от звучания, которые испытал тогда, посетило меня снова здесь, когда услышал версию с казахскими народными инструментами. Это уникальная линия между Казахстаном и Румынией, и уверен, что такие культурные мостики мы будем видеть и слышать чаще», — поделился участник фестиваля, знаменитый румынский дирижер Габриэль Бебеселия.

Blog post image

Классика и страсть

В день оркестровых сочинений публика восхитилась выступлением Максима Ландо, Елизаветы Блюминой, Весны Подруг, Армана Мурзагалиева, которые исполняли «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина, «Сонату» Альфреда Шнитке для скрипки, клавесина и оркестра и другие выдающиеся сочинения. Но самым главным откровением стал последний день фестиваля, когда на сцене появилась блистательная танцовщица фламенко, мастерски владеющая кастаньета- ми,— Нина Корти.

Blog post image

https://www.instagram.com/p/BF_teXONAsm/

Ее участие в исполнении квинтета Луиджи Боккерини для двух скрипок, альта, виолончели и классической гитары не оставило равнодушным никого, даже самих музыкантов.

«Выступление Нины Корти с нашим квинтетом для меня стало одной из самых магнетических точек всего фестиваля. На репетиции видел, как она импровизировала, вытворяла невероятные вещи. Потрясающий гитарист Хесус Кастро Бальби наигрывал мелодию, а Нина Корти в тот же момент реализовывала ее в движение. Каждый ее жест очень точно соответствовал звучащей музыке, хотелось просто сидеть и слушать. Я счастлив, что приехал в Алматы вновь, и у меня появилась возможность увидеть здесь то, что еще не видел, живя в Австрии и Хорватии», — признался альтист Владимир Косьяненко.

Прививая любовь к музыке

Зрители с благодарностью воспринимали каждый элемент программы, необходимо отдать должное музыкантам, которые, не жалея себя, полностью отдавались исполняемой музыке. В зале собрались не только искушенные ценители музыки, но и люди, которые, возможно, впервые оказались на концерте классической музыки и, едва познакомившись с этим величайшим видом искусства, влюбились в него раз и навсегда.

«Полный зал — это потрясающе, и техническая сторона не так важна. Я видел ажиотаж, слышал, что многие не уместились в зал. Это историческое событие, что люди на классическую музыку не смогли попасть. Приятно, что город этим фестивалем подал пример для многих концертных организаций, которые всегда жаловались, что классика непопулярна. Forte Music Fest — живой пример того, что классика всегда актуальна», — вспомнил участник фестиваля скрипач Дмитрий Берлинский.

Организаторы фестиваля уже строят грандиозные планы, обещая в 2017 году познакомить казахстанскую публику с еще более забытыми и редко исполняемыми сочинениями, чем в этот раз. А зрители будут еще долго вспоминать чувства, которые пробудил в них праздник классической музыки.

 

Оригинал статьи- в свежем номере газеты "Бизнес&Власть" на странице 10, электронная версия-

http://and.kz/userfiles/books/xrss_b&v_13_2016.pdfd20160603040506.pdf

     
1
725
1