Мечети обычно полны либо во время пятничных молитв (жума намаз), либо по праздничным намазам (например, во время Курбан Айт). Все остальное время они не заполнены. Скорее, пусты. Но мечети строятся и строятся, одна из причин - человеку, пожертвовавшему средства на строительство мечети, каждый раз полагается саваб (плюс в карму), когда кто-то там молится. Чем больше людей, тем лучше. Плюсики в кармы зачисляются даже после смерти "донора". Это создает мотивацию для обеспеченных верующих выделять постоянно средства на строительство мечетей.
При этом очень неудобно участвовать в пятничных и праздничных молитвах - вокруг мечети парализуется дорожный и уличный трафик, в самих мечетях людям не хватает места, зачастую нарушаются базовые правила практикования намаза (уходящий/приходящий человек переходит через совершающего намаз), зимой - снег и холод, весной и осенью - дожди.
Тут можно/нужно сказать, что такие неудобства можно рассматривать как часть испытаний, через которые нужно пройти верующему.
Но:
1) От этих неудобств страдают не только верующие, но и те, которые не практикуют религию - застревают в пробках, или пешком обходят километры. Это нельзя не учитывать.
2) Религия необязательно должна быть в тягость. Других испытаний в жизни хватает, а комфортное и легкое практикование религии никого не испортит.
3) Вопрос эффективного использования средств и возможностей общества и страны. Мечети в 95% времени пусты (не используется вся площадь), а строительство новых мечетей из за нехватки мест в оставшихся 5% времени насколько целесообразно? Учитывая, что эти средства могут быть направлены на образование, экономику, социальную сферу.
Shared Economy.
Раз в неделю, на 20-30 минут, в свободных уголках торговых и бизнес-центров, парков и прочих общественных мест можно было бы провести пятничную или праздничную молитву, на 5-10-20-30 человек. Практикуется во многих странах.
Запись из facebook