Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
16
00:30, 27 мая 2016

Алматы велосипедный. О том, как мы начали менять этот город

Шесть лет назад в Алматы появилась первая велодорожка. Та самая, которая пролегает вдоль проспекта Абая. А девять лет назад в южной столице образовалась группа инициативных горожан "Вело-Алматы". Этот пост о том, как небольшое движение, объединяющее на добровольной основе велосипедистов разных возрастов и профессий, начало менять облик большого города. Фото-иллюстрация к посту - Азиз Мамиров.

* * *

Хочу объяснить, какое отношение к этому движению имею я.

В 2007 году я жила в Алмате, уже пять лет как жила, и освоилась настолько, что приобрела велик. Обитала я тогда в Тастаке, работала на Толе би - Наурызбай батыра. Поэтому на работу и домой гоняла на нем по прямой, вдоль Толе би. Получалось, что не с горы, но и не в гору. Очень мне нравилось использовать велик в качестве городского транспорта. Естественно, сталкивалась со всеми перипетиями неприспособленности любимой Алматы к передвижению на двух колесах. Ну и, как тогда это было популярно, пошла на ЦТ (форум "Центр тяжести"), нашла веловетку и призвала народ действовать.

Местные сторожилы сказали: Цыц, не баламуть! И тогда я сделала более конструктивное предложение - написать письмо акиму. О том, что городу нужны велодорожки, велопарковки и другие велоусловия. Что велик - это хорошо как для здоровья горожан, так и для экологии города. И собрать подписи неравнодушных горожан. Желательно, десять тысяч! Сторожилам эта идея понравилась, и они меня поддержали.

Вместе составили письмо, заручились поддержкой горожан (правда, не десяти тысяч, а немногим более тысячи - многие крутили пальцем у виска и говорили, что не быть Алмате Европой) и отправили обращение тогдашнему акиму Имангали Тасмагамбетову. И получили на него позитивную реакцию городской администрации. Больше всего в ответном письме нас обрадовало, что акимат "впредь для новых проектируемых жилых комплексов, административных зданий, торговых центров и других строительных проектов будет изыскивать предложения о необходимости строительства велосипедных стоянок и дорожек".

В том же году прошел первый в истории города Алматы веломарш. Правда, он собрал всего несколько десятков участников - неудачно запланировали его на рабочий день.

Blog post image

Участники первого в Алматы веломарша, 2007 год

 

Мы создали для своего объединения логотип, и с тех пор начали существовать как ИГ "Вело-Алматы". На следующий год мое активное участие в этой группе закончилось - я стала мамой. Но все это время, вплоть до сегодняшнего дня я общаюсь с велоалматинцами, радуюсь их успехам и по-прежнему считаю себя одной из них.

 

Blog post image

 

Поэтому ниже, когда я буду писать "мы", имейте в виду, что я имею в виду группу "Вело-Алматы". Текст подготовлен мной совместно с одним из активнейших участников инициативной группы Светой Спатарь и будет позже опубликован на сайте "Вело-Алматы".

Хочу предупредить о том, что сейчас сайт "Вело-Алматы" не работает - хакеры постарались. Но немного позже, когда Виталя, наш главный по сайту, вернется из командировки, все снова заработает. Так что - добавляйте этот пост со всеми его полезными ссылками в избранное, и не пожалеете!

* * *

Blog post image

ИГ "Вело-Алматы" в неполном составе - кто-то из стареньких уехал,
кто-то новенький присоединился

В 2008 году руководство Алматы обновилось, к нам пришел новый аким - Ахметжан Есимов. Поэтому мы еще раз направили в акимат свои предложения по развитию велосипедной инфраструктуры города. Отдельные письма мы отправили премьер-министру и в четыре министерства. Мы хотели обратить внимание Правительства на то, что создание в городе безопасных условий для использования велосипеда - одно из реальных решений проблемы смога и пробок в южной столице. Откликнулось Министерство транспорта и коммуникаций. С нами встретился заместитель главы этого ведомства, а после встречи министерство рекомендовало Акимату города Алматы рассмотреть наши предложения. С этого момента начался наш довольно конструктивный диалог с городской властью.

В том же году, мы провели небольшой публичный эксперимент. Его целью было доказать скептически настроенным горожанам, что велосипеду есть место в Алматы. Из точки А в точку Б, лежащих на расстоянии 5 км друг от друга, одновременно выдвинулись три человека - автомобилист, велосипедист и пешеход (он же - пользователь общественного транспорта). И кто бы вы подумали оказался на финише первым? Первым в точке Б появился велосипедист, опередивший на 4 минуты автомобилиста и на 13 минут пешехода, использовавшего общественный транспорт. Пользователи авто- и общественного транспорта простояли в пробках. По этой причине, даже при отсутствии в городе велодорожек, велосипед остается самым быстрым средством передвижения в Алматы (после метро, конечно :)

 

Blog post image

Участники эксперимента - велоалматинцы Азиз (автомобилист),
Софья (пешеход) и Тимур (велосипедист)

В 2009 году мы решили взяться за просвещение водителей автотранспорта. Сделали информационно-образовательные материалы о добрососедстве автомобилистов и велосипедистов. Одной из первых была выпущена памятка «Внимание, велосипедисты на дороге!» (скачать в пдф- о ПДД, связанных с присутствием на дорогах велосипедистов, и том, что делать, если ДТП все-таки произошло. Памятка была выпущена тиражом 25 тысяч экзепляров и распространялась бесплатно силами добровольцев на улицах города, в образовательных и других государственных и негосударственных организациях.

Мы стали инициаторами третьего в Алматы веломарша (второй был организован в 2008-ом известным экологом Мэлсом Елеусизовым). Он тогда прошел по проспекту Абая. После идею велопробегов подхватил акимат, который стал проводить их по различнейшим поводам. В некоторых из них участвовал аким Ахметжан Есимов и даже министры. С тех пор в южной столице прошло более 80 веломаршей!

 

Blog post image

Четвертый веломарш в Алматы, 2009 год.
В центре - аким Ахметжан Есимов. Фото (с) Азиз Мамиров


Blog post image

Участником другого веломарша стал министр финансов Болат Жамишев

 
Blog post image
Тимур Джуркашев, активист "Вело-Алматы" и президент ОФ "Велофонд",
выражает благодарность акиму Ахметжану Есимову
за поддержку веломероприятий в городе. Фото (с) Азиз Мамиров
 

В 2010 году, как я уже писала, в Алмате была построена первая велосипедная дорожка транспортного назначения. Благодаря ей наш город стал пионером во всем регионе Центральной Азии по развитию велоинфраструктуры. 2500-метровую велодорожку проложили во время реконструкции главного проспекта Алматы – проспекта Абая, который является при этом самой загруженной улицей города. С тех пор в городе появились новые велодорожки, общая протяженность которых - более 20 км. Правда, некоторые из них сделаны с нарушениями строительных норм (к примеру, красной краской покрашены и тротуары). Конечно, сетью это пока трудно назвать. Но - начало положено!

 
Blog post image
Первая велодорожка в Алматы была проложена в 2010 году,
вдоль проспекта Абая
 

В том же году мы начали просвещать самих пользователей велосипедами. Выпустили памятку о ПДД и мерах безопасности для велосипедистов на казахском (пфд) и русском (пдф) языках. Брошюра с этой жизненно важной информацией вышла тиражом в 2 тысячи экзмепляров. Мы распространяли ее на веломаршах, велосоревнованиях и других массовых мероприятиях, а также через веломагазины и велосекции спортшкол города. Около 100 экземпляров памятки передали коллегам в Астану, Атырау и Караганду.

 

Blog post image

 

Тогда же мы, совместно с Обществом Красного Полумесяца РК, начали проведение бесплатных курсов безопасного вождения велосипеда. Участниками становились те, кто использует или рассматривает велосипед в качестве средства передвижения по городу. За 2010-2015 годы на наших занятиях, которые проводились на открытом воздухе в разных районах Алматы, прошло обучение более 300 человек.

 

Blog post image

Велошкола всегда проходит на открытом воздухе

Серию наших информационно-образовательных материалов продолжила листовка о влиянии автотранспортных выхлопов на здоровье человека (почитать листовку на сайте ЭО "Зеленое спасение"). Мы распространили ее среди СМИ во время акции «День без автомобиля», которую, к слову, проводим ежегодно 22 сентября.

Если раньше присутствие единичных велопарковок в городе было скорее приятным исключением из городских устоев, то с 2011 года велосипедные парковки становятся атрибутом городской архитектуры Алматы. Весной 2011 года мы, при поддержке компании «РТС Конструктив» и Велоклуба «Алматы», установили велопарковки для всех районных ЦОНов.

 

Blog post image

Летом того же года мы публично обратились к руководителям крупных торговых центров и ведущих операторов сотовой связи с просьбой установить велопарковки у магазинов и центров обсуживания. Компания Билайн стала одной из первых, кто позаботился о своих клиентах, использующих велосипед. На обращение также отреагировали многие торговые центры города.

 

Blog post image

 

На сегодня в Алматы существует более 100 велопарковокКарта велопарковок Алматы в Google Map

 

Blog post image

 

В 2012-ом мы выпустили книжку для любителей велосипедного отдыха «Велосипедные маршруты в городе Алматы и окрестностях» (скачать в пфд). Составитель  - один из активистов нашей группы Павел Красовицкий. В ней найдут себе подходящие маршруты как начинающие велосипедисты, так и фанаты велотреккинга.

В апреле 2012 года работа ИГ «Вело-Алматы» была признана идеей, достойной распространения. Нам предложили выступить на первой из серии встреч «Идеи, способные изменить город к лучшему», организуемых проектом TEDxAlmaty. Мы рассказали о себе и были рады поделиться со слушателями своим опытом и планами.

Ежегодно мы проводим акции по популяризации среди горожан велосипеда и привлечения внимания к экологическим проблемам города - «Час Земли», «День без автомобилей», «Час велодвижения», «День движения планеты», «День всемирных действий». Наши веломарши и детские велосоревнования пользуются особой популярностью.


Blog post image

Детские велосоревнования

Сами дети тоже вносят вклад в нашу работу - рисунки победителей конкурса «Велосипед и экология» мы используем в просветительских целях (как тот, который вы увидите ниже).

В организации всех этих мероприятий нас поддерживают Акимат г.Алматы, экологическое общество "Зеленое спасение" и другие общественные организации, бизнес компании, Программа развития ООН (ПРООН) и все те, кто хочет внести вклад в решение транспортной и экологических проблем любимого города.

По включению сети велодорожек в городскую инфраструктуру мы тесно сотрудничаем с проектом по устойчивому транспорту ПРООН/ГЭФ и Акимата города Алматы.

 

Герберт Уэльс однажды сказал: "Когда я вижу человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества". И мы в "Вело-Алматы" тоже не теряем надежду!

 

Blog post image

16
1976
9