Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
21:18, 24 мая 2016

Зачем российский ученый пугает Среднюю Азию вызовом ислама?

В журнале «Россия в глобальной политике» 1 февраля вышел материал директора Аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрея Казанцева под названием «Центральная Азия: светская государственность перед вызовом радикального ислама». Зачем доктору политических наук понадобилось запугивать страны Средней Азии якобы возникшим обострением вызовов безопасности?

Начнем со старых угроз. Со времен развала Советского Союза Россия не переставала пугать страны Средней Азией вторжением боевиков из Афганистана. Если помните, тогда лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ответ на призывы отправить российских пограничников для охраны границ Средней Азии с Афганистаном презрительно цедил сквозь зубы: «пусть они свои границы хоть арбузами закрывают, русские за них гибнуть не будут».

Но прошли годы, Афганистан не пытался завоевать Среднюю Азию, если не считать проникновений боевиков в Кыргызстан и Узбекистан с территории Таджикистана. И теперь уже российские СМИ с недовольством пишут о том, что Таджикистан отказывается возвращать на берега Пянджа российских пограничников, уверен в способности самостоятельно отстоять свои рубежи.

Господин Казанцев ссылается сначала на документы СБ ООН, где так написано: «в Афганистане, по оценкам афганских сил безопасности, в марте 2015 года насчитывалось около 6500 активно действующих иностранных боевиков-террористов». Цитата взята из письма Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011) по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, от 19  Мая 2015 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН. Цифра довольно впечатляющая, однако и она показалась автору недостаточной, и он решил к иностранным боевикам добавить и самих афганцев, считая, что они забыли себя посчитать: «Если же брать в расчет и самих афганцев, то общее количество боевиков-террористов в Афганистане достигло, по оценкам российского Генерального штаба, 50 тыс. человек».

Чувствуете, где 6500 боевиков и где 50 тысяч? Откуда взята вторая цифра? Из материала в газете «Коммерсант» за 8 октября 2015 года, под названием «Боевики «Исламского государства» нацелены на Центральную Азию и Россию. Об этом предупреждают российские военные и спецслужбы».

Получается, что кроме Совбеза ООН, кому по рангу полагается вроде считать боевиков в Афганистане, за это неблагодарное дело взялся и Генштаб Вооруженных Сил России. Интересно, какими способами считали боевиков представители Генштаба России? Снимали изображения со спутников или на основе сообщений военной разведки сделали нехитрые подсчеты? Андрей Кузнецов об этом не пишет. Он только громыхает цифрами.

Дальше доктор политически наук Кузнецов потчует публику ужасами про ДАИШ (ученый называет его ИГ, ему же наплевать на просьбу своего же муфтия России не путать ислам с этими бандитами!). Он приводит цифры о том, что из Узбекистана в Сирию выехали 500 боевиков, из Туркменистана 360, из Кыргызстана 350, из Казахстана 250, из Таджикистана 190. Итого получаем в сумме 1650 штыков. При этом Кузнецов скромно умалчивает о том, сколько боевиков выехало в Сирию из России, хотя по разным оценкам, там воюет 5-7 тысяч россиян. Не случайно Путин взялся бомбить Сирию, он опасается возвращения домой обученных в горниле войны сограждан.

Господин Кузнецов возвращается к материалу «Коммерсанта», чтобы выудить оттуда данные: «По оценке главы Генштаба России Валерия Герасимова, осенью 2015 года в Афганистане находилось 2-3 тысячи боевиков, непосредственно связанных с ИГ[7]. Особую тревогу для центральноазиатских стран представляет то обстоятельство, что о своем вступлении в состав ИГ объявило Исламское движение Узбекистана – исторически наиболее опасное террористическое движение региона, прежде связанное с Аль-Каидой. Одновременно знамена ИГ подняли туркменские племена, проживающие на границе с Туркменистаном (многие из них являются потомками бывших басмачей, воевавших еще против советской власти)».

Да что Вы говорите – настоящие потомки басмачей?! Советской власти уже давно нет, надо им сказать, чтобы выходили из подполья. Говорят, что в белорусских лесах до сих пор живут партизаны, пускающие под откос поезда. Они тоже не знают о том, что война с фашизмом кончилась.

Доктор Кузнецов вывел некий Индекс «хрупкости государств», где наибольшая угроза разрушения государственности якобы присутствует в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Любопытно, что мотивирует он это пребыванием этих стран на пути наркотиков в Россию: «Среди факторов, способствующих «хрупкости государств» региона, можно обозначить, во-первых, большие объемы наркоторговли по северному маршруту транспортировки из Афганистана в Россию. Последняя является основным в мире потребителем афганского героина. При этом экспертам по безопасности хорошо известно, что доходы от наркоторговли часто используются для финансирования терроризма и религиозного экстремизма».

Если Россия является основным потребителем афганского героина в мире, как утверждает доктор политических наук Кузнецов, то почему она не значится в этом Индексе «хрупкости государств»? Или Россия укрепляется от столь мощного употребления героина?! Не надо быть экспертом в сфере безопасности, чтобы задаться этим простым вопросом.

В общем, перечисляя факторы угроз стабильности региона Средней Азии, автор поставил на шестое место вовлеченность больших стран в новый виток «Большой игры» за влияние. Хотя примеры Ливии, Сирии, Ирака в этом плане говорят об обратной зависимости. Ливия была богатейшей из стран арабского мира, однако это не спасло от разрушения государства и воцарения атмосферы хаоса. Поэтому рассуждения Кузнецова о бедности Средней Азии и подверженности чуждому влиянию не представляют особой ценности в научном плане.

Не забыл Кузнецов и посетовать на слабую охрану границы между Таджикистаном и Афганистаном, намекнув на то, что пора возвратить туда российских пограничников. Для чего? Не для повторения ли «Баткенской войны» 1999 года или вторжения в Узбекистан 2000 года?

Характеризуя обстановку в Узбекистане, Андрей Кузнецов неожиданно разошелся с официальной точкой зрения на трагические события мая 2005 года в Андижане. Лично президент России Владимир Путин оценил события как террористический акт, выразил твердую поддержку правительству Узбекистана. Кстати, среди убитых боевиков были чернокожие наемники, но в устах Кузнецова звучит совсем иная оценка: «В мае 2005 года в Андижане (Ферганская долина) имело место восстание, организованное радикальной исламистской организацией «Акрамия» (Акромийлар)».

Слова автор о якобы жизненной заинтересованности России в борьбе с исламскими радикалами после всех этих откровений невозможно принять на веру, без критического их осмысления. Из великих держав, что участвуют в «Большой игре» в Средней Азии только у Китая есть интерес к поддержанию мирной жизни в регионе. У Пекина большие виды на этот регион, впрочем, как у Индии и Японии тоже. Чего не скажешь о России и США, Евросоюзе…

 
1
148
0