05:45, 24 мая 2016

Путешествие назад в прошлое или тур в неизведанный Тургай!

Моя страсть - это путешествие, видимо это у меня, как и у любого казаха, заложено в крови, мы ведь народ кочевники, мы – потомки номадов.

Я люблю путешествовать по Казахстану, но на этот раз наше путешествие особенное, так как я собираюсь в свой родной регион, в свой аул, ведь я там не часто бываю, так как оттуда уехал я еще в далеком 1987 году.

1-фото. Бескрайняя Тургайская степь, территории южных районов Костанайской области равна площади Бенилюкса, если в Тургайском регионе проживают около 80 тысяч человек, то в Бенилюксе проживают около 30 млн. человек.

Человек быстро меняется, адаптируется, но мне не дают покоя мой дом, где я родился, моя школа, где я впервые взял в руки книгу, моя улица и наконец, мой аул, где я состоялся как человек, как личность. Иногда я во сне отчетливо вижу свою детскую жизнь в ауле, ностальгия мне не дает покоя, решено и мы едем в южные районы и город Аркалык Костанайской области, а конечной точкой нашей поездки является аул Кокалат, который находится в Джангельдинском районе данной области.

Вся наша поездка запланирована в рамках тура в неизведанный Тургай.

2-фото. Аркалыкский вокзал

Часто слышу такую фразу о том, что наши корни в ауле, раз так, то мы не должны потерять свои корни. Мы решили показать своим детям малую Родину их предков, но добираться с Астаны до Тургая нелегко.

3-фото. Карта территории самого большого города Казахстана – города Аркалыка, в административный состав которого входят еще 17 населенных пунктов

Итак, воспользовавшись четырьмя выходными днями на майские праздники (с 7 по 10 май) мы едем в один из самых отдаленных уголков нашей необъятной страны в Тургайский регион.

Чтобы не утомить читателя вкратце расскажу о нашем туре.

4-фото. Спорткомплекс «Кайрат», г.Аркалык

6 мая в 17.20 мы отправились на поезде с Астаны до Аркалыка, который прибыл в 06.34 утра следующего дня. Правда, основная часть наших туристов выехали на нескольких машинах до Аркалыка (расстояние между Астаной и Аркалыком 648 км., а когда построят международную трассу, то расстояние сократиться на 200 км.).

Позавтракав в кафе «Ризат» (большое спасибо ФБ другу Мире Олжагуловой, благодаря которой, нам было забронировано данное кафе в семь утра), провели экскурсию по городу (особенно запомнился Аркалыский музей с его интересными экспонатами (КГУ «Областной музей истории степного края в г.Аркалыке»), который в свое время был создан по инициативе Узбекали Жанибекова. Хотим поблагодарить директора музей Гульбану Елтебаеву за оказанный теплый прием.

После чего мы отправились по трассе Аркалык-Тургай (о городе Аркалыке и о его достопримечательностях будет отдельный пост). А пока читайте мой предыдущий материал о городе Аркалыке http://yvision.kz/post/690239

2-фото. Аркалыкский музей

По дороге остановились у могил Кутпан аулие (один из известных личностей во время правления Тауке хана), Кейки Кокембайулы (одного из лидеров национально-освободительного восстания в 1916 году в Тургае), возле родника. Мой предыдущий материал на казахском языке о голодоморе и о Кейки батыр на сайте «Тобыл-Торғай»: http://tobyl-torgai.kz/2016/03/14/367

3-фото. Памятник Кейки батыр Кокембайулы в Аркалыке

Немного информации о Кутан аулие и о Кейки батыр.

Кутан аулие захоронен на территории Амангельдинского района, недалеко от реки Карынсалды. Потомки его позже построили мавзолей, он из рода найман, его народ прозвал «Бағаналының төрт тағаны». Наш материал на казахском языке на сайте «Тобыл-Торғай» о Кутан аулие: http://tobyl-torgai.kz/2016/05/04/533

4-фото. Могила Кутан аулие

А Кейки батыр был участником Тургайского восстания 1916 года. После смерти Амангельды 18 мая 1919 года и смерти хана Абдигапара Кейки батыр был вынужден уйти в Улытау. 22 апреля 1923 года зверски убит бойцами Красной армии. В доказательство того, что суд над батыром свершился, убийцы обезглавили тело, отрубили обе руки и увезли с собой, кровопийцы глумились над телами его жены, брата и еще не родившегося ребенка. В могиле нет его головы, так как до сих пор череп не вернули с Кунсткамеры, вчера об этом в своем интервью рассказал Министр культуры и спорта А.Мухамедиулы. Прочитав молитву на могиле Кейки батыра мы двигаемся дальше.

5-фото. Могила Кейки батыр

Учитывая, что это у нас первый тур, нам пришлось внести изменения в свой маршрут. Оказывается после приезда в Аркалык нужно было сразу же отправиться дальше по маршруту Аркалык-Тургай, так как мы потеряли около 5 часов времени на экскурсию, на ознакомление с городом и т.д., в следующем же туре мы отправимся сразу же в сторону Тургая. По этой причине нам пришлось повременить с знакомством Уштогайским квадратом Тургайских геоглифов (правда на обратной пути мы обязательно посетили Уштогайский квадрат).

Двигаемся дальше. Расстояние между Аркалыком и Тургаем 288 километров и мы в селе Амантугай в местном кафе попив чай, спешим ехать дальше, так как впереди у нас п.Амангельды с его местным музеем имени А.Иманова (КГУ «Амангельдинский мемориальный музей имени А.Иманова» и знаменитые барханы Кумкешу. Спасибо директору музея Нурлыбеку Игликову за то, что несмотря на занятость лично встретил нас. В Амангельдах очень интересный музей, где есть много исторических экспонатов. После просмотра пообедали в кафе Наргиз и отправляемся дальше в сторону Тургая.

6-фото. Кровать матери Амангельды батыра в Амангельдинском музее

По дороге остановились в местности Кумкешу. Кроме барханов Кумкешу есть село Кумкешу и стоянки бронзового периода в Кумкешу.

Чудо природы в том, что песчаные барханы Кумкешу расположены в радиусе 3-5 км. и единственные барханы, которые встречаются по трассе Аркалык-Тургай. Такое ощущение как будто Вы оказались в Дубае.

7-фото. Барханы Кумкешу. Не нужен нам Дубай, когда есть Тургай!

По дороге проезжаем вдоль Сарыкопинского заказника, одного из самых больших заказников резервата «Алтын Дала».

Мой предыдущий пост о резервате «Алтын Дала»: http://yvision.kz/post/691386

Невооружённым глазом видно, что в этом году воды много, озеро вплотную приблизилось к трассе, остановились вдоль дороги ближе к озеру, Сарыкопа - один из самых больших озер региона, когда-то здесь происходили события из фильма «Камышовый рай». Мой предыдущий пост касательно «Камышового рая»: http://yvision.kz/post/691009

9-фото. Сарыкопинский заказник

Ускоренным темпом едем до п.Тургай, проезжаем наши ковыльные степи, но мы здесь изменили второй раз свой маршрут и не останавливаясь едем дальше в мой родной аул Кокалат, так как в местный музей не успели бы, правда большое спасибо директору КГУ «Джангельдинский комплекс музеев Торгая» Гульбану Сарсеке за проявленную готовность показать нам музей. Но мы посчитали, что это будет некорректно с нашей стороны, так как время было позднее (надеюсь, будет отдельный пост о великих личностях Тургая, как Шакшак Жанибек, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, о городе Тургай, его музеях и т.д.).

Было решено ехать дальше в аул Кокалат. Оставшиеся 60-65 км. нам казался вечностью. Проезжем через населенные пункты Шубалан, Каламкарасу, Аралбай и мы наконец-то в ауле Кокалат.

10-фото. Местность вблизи аула Кокалат

Краткая информация о ауле Кокалат.

Название аула означает масть коня, Кокалат - был любимый конь батыра Шакира, который воевал вместе с Наурызбаем и Кенесары ханом.

Аул Кокалат – родина Кипчак Сейткула, о нем свое время писал Ибрай Алтынсарин. Кокалат - Родина нескольких личностей, которых знает весь Казахстан, таких как, Нурханов Сейтбек, Койшыгара Салгара, Когабай Сарсекеев, Толен Абдиков, Сапар Искаков.

Кстати, недалеко от урочище Жартогай, в местности Байкадам находится земля, которая когда-то принадлежала семье Бакытжана Байкадамова.

Кокалат знаменит еще Альбарбугетской плотиной, длина которой составляет 18-20 км., она была построена местным населением еще в 1924-1926 годы под руководством Айса Нурманова.

Думаю, что читателям будет интересно просмотреть природу и быт жителей Албарбугетского сельского округа (аула Кокалат), где мы провели два с половиной дня своего путешествия. Об обратной поездке напишу дополнительно.

Итак, предлагаю вашему вниманию мой фоторепортаж, продолжение следует…

1-фото. Конные скачки в честь 9 мая

2-фото. Все это мясо (мясо целого барашка) будет через некоторое время съедена. Готовится национальное блюдо - букпа

3-фото. Разделка бараньей головы, казахи используют все, мы за безотходную технологию

4-фото. Конечно, в ауле уголь используют, но народ кизяк используют как топливо как и в стародавние времена

5-фото. Дарак – это дерево никто не трогает, и никто не ухаживает за ней, растет сам по себе

6-фото. Тем временем в казане варится букпа

7-фото. Река Кабырга недалеко от аула

8-фото. Эх, дороги, пыль да туман…

9-фото. Река Ащы Кабырга

18-фото. Река Кабырга

19-фото. «Камышовый рай»

20-фото. Катание на лошади

21-фото. Наш «местный гид»

22-фото. Алтыбакан – национальная игра (качели)

23-фото. Ковер ручной работы местных мастериц

24-фото. В гостеприимной юрте

25-фото. Волчий тулуп

26-фото. Древнее жилище казахов – юрта

27-фото. Хозяин земли

28-фото. И в ауле можно создать все условия для жития

29-фото. Конак асы – еда для гостей

30-фото. Каждому гостю согласно его статуса полагается кость, пока мясо нарезают на мелкие куски

31-фото. Концерт члена местной самодеятельности

32-фото. Перед чаем, уставшие городские дети

Фотографии автора.

Кстати, следующий наш тур в неизведанный Тургай намечен на 1-6 июня т.г.

Более подробная информация на нашем сайте: https://qazaqtour.wordpress.com/