Давненько я не писал путевых заметок из дальних поездок, хотя накопилось их в черновиках множество. Возвращаюсь к циклу постов о ближневосточных странах (ранее уже были посты про столицу Иордании Амман и Государство Палестина).
Конечно, главной целью посещения Иордании было посещение Петры, но из Аммана нужно было до неё ещё доехать. Не ожидал, что казалось бы короткий путь займёт весь световой день по очень странной причине. Качество дорог? Нет, дороги из Аммана в Петру отличного качества. Неприятности в пути? Опять же нет, так как Иордания - одно из самых безопасных государств на Ближнем Востоке. На самом деле, задержало нас в дороге невероятное иорданское гостеприимство, которое превосходит все границы ожидания. Во всех населённых пунктах нас активно приглашали в гости на кофе, обед, гранаты и т.д. Верхом приятного шока был момент, когда наш друг, доктор Билал аль-Равашдех, во многом благодаря которому и удалось познакомиться со страной во всём её великолепии, остановился, чтобы спросить дорогу у незнакомых людей в незнакомом месте, а ему в ответ сказали: "Не покажем дорогу, пока не зайдёте в гости на кофе".
Дорога могла быть ещё дольше, если бы мы останавливались подольше на каждом интересном объекте. А смотреть было что: множество мест и городов, упомянутых ещё в Библии, природные достопримечательности, скрытые от незнающих рельефом холмов, и главная цель дня - практически неприступная крепость в городе Эль-Карак, покорявшаяся Салах ад-Дину и султану Бейбарсу.
Мадаба
Город Мадаба, основанный моавитянами, упоминался несколько раз в Библии. В 746 году был разрушен землетрясением и восстановлен христианами в 1880 году. Интересен тем, что здесь находится несколько раннехристианских церквей 6 века с уникальными мозаиками, в том числе с древнейшей картой Ближнего Востока.
Карту посмотреть не успели, так как время сильно поджимало, а вот византийских мозаик насмотрелись вдоволь.
Дальше можно было выбрать короткую, но не живописную прямую дорогу, либо длинную, но проходящую вдоль Мёртвого моря. Мы, естественно, не искали коротких путей.
Вади-эль-Муджиб
Примерно в 90 км от Аммана останавливаемся у небольшого неприметного здания. Доктор аль-Равашдех припомнил мне слова некоторых комментаторов, которые перед моей поездкой говорили, что в Иордании нечего смотреть: "Тот, кто не умеет смотреть, ничего и не увидит".
Проходим сквозь это здание и внезапно оказываемся в шикарном каньоне Вади-эль-Муджиб. И здесь можно было бы провести полдня, прогуливаясь вдоль реки, но снова время поджимает.
Мёртвое море
Едем вдоль Мёртвого моря. В одном из мест иорданцы оборудовали обзорную площадку, здесь же поставили небольшой музей моря, а также ресторан, куда часто приезжают амманские свадьбы. В хорошую погоду с этой обзорной площадки видно Израиль и в частности Иерусалим, но с видимостью не очень повезло - как раз в предыдущий день был сильный ливень, который привёл к наводнению в иорданской столице. Зато через несколько дней погода была благосклонна и с израильской стороны было прекрасно видно уже хорошо знакомую Иорданию.
Фото на фоне Мёртвого моря.
Берег.
Соли на берегу очень много. Местами её столько, что можно собирать для ванной. Кстати, этой возможностью я воспользовался и морально был готов к будущему переходу границы с Израилем с пакетом белого вещества. Как и ожидалось, после рентгена мой рюкзак отложили и подозвали меня, спросив, что в сумке. Когда узнали, что соль, сотрудник пограничного контроля сказал, что может порекомендовать неплохой магазин в Иерусалиме, где можно купить эту соль. После того, как я ответил, что там я отдам за неё долларов 200, а в Иордании бесплатно, он понимающе кивнул и больше проблем не было.
Южнее видимость стала лучше и стало видно израильский берег.
Красота. А искупаться опять же не было времени (впрочем, всё равно я потом целый день не вылазил из него в Эйн-Геди).
Небольшая деревня.
Содом и Гоморра
В Ветхом Завете есть легенда о двух древних городах Содом и Гоморра, которые были уничтожены небесным огнём из-за распутного образа жизни. По мнению многих учёных, эта история имеет реальные исторические корни, так как существование Гоморры в 3 тысячелетии до н. э. подтверждается клинописными текстами, но их расположение вызывает споры. Поэтому для завлечения туристов и израильтяне, и иорданцы утверждают, что было это именно у них.
Иорданцы, например, в качестве доказательства указывают на как будто отрезанные горы, утверждая, что так их ровно их могла нарезать рука ангела.
Среди версий гибели Содома и Гоморры звучали и землетрясение, и извержение вулкана, и даже странная теория о взрыве атомной бомбы (что согласуется с библейским описанием, когда ангел запретил смотреть в сторону "взрыва").
Вот ещё одно "доказательство" библейской версии - застывшие соляные фигуры, в одной из которых кто-то видит жену Лота. Опять же в Израиле есть своя скала, которую называют "Жена Лота".
Местные пастухи.
Эль-Карак
Несмотря на маленькие расстояния, в Иордании тоже есть неформальное разделение на северян и южан. Как и во многих странах, южане считаются более горячими, гордыми, гостеприимными. Эль-Карак, куда мы приехали, это один из самых характерных городов иорданского юга.
Люди на территории города жили ещё в 3 тысячелетии до нашей эры, город был под властью моавитян, Ассирии, набатейцев, Древней Греции, Рима, Византии, но наибольшей славы достиг при крестоносцах, которые в 12 веке возвели в городе неприступную крепость.
В 12 веке крепость успешно отражала все осады. В 1176 году город перешёл под управление Рено де Шатийона, который был известен своими варварскими выходками и жестокостью (вспомните фильм "Царство небесное"). По его приказу мусульманских пленников сбрасывали со стены с привязанными кандалами, сажали в тесные ямы. Он нарушил все соглашения и стал грабить торговые караваны, паломников, идущих в Мекку, атаковал арабские порты и даже стал угрожать Мекке.
На эту жестокость отреагировал Салах ад-Дин, объявивший войну крестоносцам и поклявшийся лично убить Рено де Шатийона. Войска Салах ад-Дина пытались захватить крепость, но безрезультатно. После очередного разграбления мусульманского каравана, Салах ад-Дин устроил ответный рейд на христианские территории и нанёс поражение крестоносцам, после которого отпустил всех пленников кроме де Шатийона, которого он сам обезглавил. После этой битвы была очередная осада и через 8 месяцев Эль-Карак был взят.
С этого времени начался мусульманский период в городе.
В 13 веке здесь правил и султан Бейбарс, который расширил замок и построил новые башни (одну из них видно на фото). По одной из легенд с Эль-Караком связана и гибель Бейбарса: он якобы хотел отравить кумысом халифа аль-Кахира, но по ошибке выпил из отравленной чаши сам.
Неудивительно, что в городе есть и памятник султану Бейбарсу.
Вид из крепости.
Крепость.
С крепостных стен кажется, что Эль-Карак действительно было невозможно взять никак иначе, кроме бесконечной осады.
Внутри крепости.
Стены.
Крепость не самая красивая, но точно одна из самых фундаментальных на Ближнем Востоке.
Как я уже писал в посте об Аммане, иорданцы шутят, что так как местность у них горная, то и ведут они себя, как орлы - населяют только возвышенности, не глядя на низины. Эль-Карак - ещё одно подтверждение. Основные районы здесь находятся на нескольких холмах.
Новые дома рядом со старой крепостью.
Айи
Приятная деревня Айи запомнилась несколькими вещами:
1) В Айи очень высокая грамотность по стране (по словам местных жителей), причем интересно, что многие из них получили образование в бывших странах СССР, другие - в социалистическом Ираке. Даже во многих домах на стенах здесь висят портреты не короля, а Саддама Хусейна.
2) Здесь самые вкусные гранаты, что я когда-либо ел.
Из последних событий Айи прославился печальным образом, когда выросший здесь иорданский лётчик Муаз аль-Касасиба был захвачен в плен ИГИЛ, заперт в клетке и сожжён заживо. После его смерти, как рассказывают жители Айи, со всей страны приезжали тысячи людей, чтобы выразить соболезнование.
Классический зал в одном из домов - большое пространство посередине и множество диванов для гостей.
Дети Айи.
Покидаем Айи. На Ближнем Востоке очень быстро темнеет, а нужно успеть в одно из самых красивых мест в мире - Петру.
2) [Ближневосточные заметки]. Палестина: интифада ножей, день смерти Арафата, место рождения Иисуса
Всё интересное по-прежнему также:
в Твиттере: @YakovFedorov
в Фейсбуке: Яков Фёдоров
в Интаграме: @YakovFedorov