12 мая 2016 года в г.Алматы прошла VIII международная конференция «Asian Cable TV Conference» при участии операторов телерадиовещания и представителей иностранных телеканалов. Основная тема конференции - обсуждение изменений в законодательстве Казахстана от 15 октября 2015 года в части запрета распространения рекламы на иностранных телеканалах. Данная тема была самой горячей и обсуждали ее достаточно долго. К сожалению, на конференции не было самих регуляторов закона.
Участники рынка неоднократно обращались в министерство с просьбой изменить закон или найти какое-то другое приемлемое для всех решение, пока обратной связи не было. Напомню, что закон вступил в силу с 1 января 2016 года, сроки на организационно-технические мероприятия, а также на решение юридических вопросов были отведены 2 месяца. Т.е. в данный момент закон уже вступил в силу и должен работать.
Из-за того, что законом занимались люди не из среды телерадиовещания, в редакции изменения закона под запрет попали анонсы теле-, радиопрограмм, а также реклама, внедренная в каждую телепрограмму в той или иной форме.
В действующей редакции Закона определение рекламы обозначено как «распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации».
В мировой практике не такого, чтобы телеканал не рекламировал свои собственные программы. Плюс под запрет попадает упоминание брендов в любой форме (аудио, видео). Чтобы исключить все это из телеканалов, все иностранные телеканалы должны передавать специальный сигнал, который можно будет править для трансляции без рекламы. Для телеканалов и операторов это дополнительные затраты.
Примеры того, что попадает под запрет:
Устное упоминание рекламодателя
К примеру, в новостном сюжете программы идет бренд-сообщение о старте продаж новой модели мобильного телефона
Визуальное упоминание спонсора программы
К примеру, в программе размещается логотип спонсора программы
Реклама при трансляции спортивных матчей (спонсорская реклама)
Реклама брендов в кинофильмах
Т.е. по логике закона все иностранные каналы будут чем-то замазаны или они вообще прекратят свою деятельность в нашей стране. К чему еще приведет данный закон:
- К значительному сокращению подписчиков платного ТВ;
- К оттоку телезрителей к нелегальным сервисам (незарегистрированные спутниковые операторы и ОТТ-провайдеры);
- К снижению выплат в бюджет Казахстана
- К сокращению штата сотрудников операторов, а это тысячи казахстанцев
По итогам прошедшей конференции участниками было подписано Обращение операторов и иностранных телеканалов к руководителю накануне созданного Министерства информации и коммуникаций Абаеву Д.А., которое отражает позицию участников «Asian Cable TV Conference-2016» и предложения по изменениям норм законов Республики Казахстан, относящихся к вопросам распространения иностранных теле-, радиоканалов. Будем ждать, как отреагирует на обращение новое министерство.