Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
14:33, 12 мая 2016

ЧАСТЬ II. Золотые люди Алматы: в поиске славных имен из Жетысу

Blog post image

Известно, что согласно народным преданиям, сказитель-философ периода образования Казахского ханства Асан-кайгы искал обетованную землю «Жерұйық» для родственных кочевых племен Великой степи, где по его представлению должны быть обильные пастбища, полноводные реки, множество зверей и рыбы, мягкий климат.

В поисках такой земли он объездил практически все земли, где кочевали родственные тюркские племена. И когда он увидел край Жетысу, то был поражен красотой этих земель. А его фраза «Жер жәнаты - Жетісу», то есть «Рай земли - Семиречье» стала крылатой в описании как города Алматы, так и региона, где он располагается.

С древних времен казахи и их предки называют юго-восточную часть современного Казахстана - Жетысу (Семиречье). Так как семь крупных рек региона впадают в озеро Балхаш.

 

Blog post image

Ученые этнопсихологии пишут, что климат, рельеф местности, характер почвы влияют на менталитет народа.

Думаю, как и Алматы, будучи расположенной у подножия заилийского Алатау, имея сравнительно мягкий, умеренно континентальный климат, так и сам регион Алматинской области имея не один, а целых пять климатических зон от пустынь до вечных снегов в высокогорьях способствует формированию особенного менталитета местного народа, если верить этой научной теории. Может не в малой степени поэтому, в этой местности родились многие «золотые люди» нашего казахстанского народа..

Не примите за самовыпячивание, но я горжусь тем, что родился в южной столице нашей Великой степи, расположенная в таком красивом регионе. Поэтому, тема о выдающихся земляках, выходцах с моей малой Родины мне очень интересна. Это меня и побудила написать пост «28 золотых людей Алматы», которая, с легкой руки редакторов блог-платформы Yvision была переименована в «Золотые люди Алматы. 28 славных имен на все времена». http://yvision.kz/post/692116 
В том материале я говорил о том, что будет вторая часть. К вашему вниманию я ее и представляю..

Но, сперва хочу сказать следующее.

После первого моего поста было достаточно критики от моих друзей, родственников и читателей о том, что многие достойные уроженцы Алматы и области не вошли в этот обзор. К тому же были и те, кто говорил, что некоторые, по их мнению, были лишними в моем списке 28-ми. У них есть свое мнение, и это их правда. В целом рад, что есть отклики и конструктивная критика, которую я услышал и постарался понять.

В свое оправдание скажу, что в первой части моей задачей было охватить людей из разных сфер и времен. Показать, что «золотые люди» нашего региона это как выдающие исторические личности, так и наши современники, в том числе звезды, бизнесмены. И даже вчера никому не известные люди, но сегодня герои, которые в нужный момент совершили поступки, после которых язык не повернется их не назвать достойными людьми, и не гордиться тем, что они являются нашими земляками. Как в примере с Дмитрием Родиным, получившим "Халық қаһарманы" за спасение человеческих жизней от авиакатострофы.

В том числе поэтому, решил написать вторую часть про уроженцев Алматы и Алматинской области, где представлены и талдыкорганцы, назвав ее «Золотые люди Алматы. В поиске славных имен из Жетысу».

Предупрежу сразу читателя, что и этот обзор является субъективным взглядом, и не охватывает всех достойных, благородных людей моей Малой Родины. Безусловно, их гораздо больше. Именно поиском таких людей из нашего субрегиона, предлагаю окунуться и вам вместе со мной в комментариях.

ИТАК..


1. КАДЫРГАЛИ ЖАЛАИРИ

(1535-1607)

Blog post image

Несмотря на то, что он является одним из основателей письменной летописи времен Казахского ханства, и пишут, что он родился в присырдарьинском регионе, но точное достоверное место его рождения спорно.

Исходя, из его родового происхождения, можно предположить, что возможно он является уроженцем мест кочевий казахского племени жалаир, то есть современной Алматинской области. Поэтому, опираясь на эту версию, буду ссылаться о нем, как и об уроженце Жетысу.

Кадыргали Жалаири был ученым, видным дипломатом и государственным деятелем 16 века. Но, пожалуй, самое важное, что он родоначальник казахской исторической науки. Принято считать, что летопись Кадыргали Жалаири «Жами ат-тауарих» является первым историческим произведением, написанным на староказахском языке, на так называемом смешанном казахско-чагатайском.

Известно, что он выполнял должности воспитателя отпрысков казахских чингизидов и советника правителей Казахского ханства, Сибирского ханства. При этом до конца своей жизни оставался верным внуку казахского хана Шигая, потомку Урус-хана царевичу Касимовского царства Ораз-Мухамеду.

В его бесценном наследии, а именно написанном им труде «Жами ат-тауарих» изложены события, происходившие в Казахстане и регионе Центральной Азии в 13-15 веках, сведения о Казахском ханстве, его правителях.

Ныне его памятник стоит в городе Талдыкорган. В Алматы к сожалению лишь малоизвестная тихая улица.

 

2. НАУРЫЗБАЙ БАТЫР

(1706-1781)
Blog post image

В истории нашего народа два великих батыра с именем Наурызбай. А именно, ветеран казахско-джунгарской войны Шапырашты Наурызбай батыр, а также Наурызбай батыр из рода казахских чингизидов, родной брат последнего казахского хана Кенесары. Алматинец первый. Родился он в жамбылском районе алматинской области. Поэтому речь пойдет о нем.

Великий воин периода казахско-джунгарской войны возглавлял тумен Старшего жуза в войске общеказахского правителя Абылай хана, будучи одним их трех его главных полководцев. Одним из ярких достижений в военной карьере Наурызбай батыра стало что,  он вместе с батырами Малайсары, Малай и Каскары оттеснил джунгаров с территории Жетысу в 1750-1752 годах, отбросив их за Турфан, что сейчас находится в Китае (исторический Восточный Туркестан).

Поэтому не случайно, что его именем названа не только одна из центральных улиц города, но и новый административный район Алматы.

 

3. ТЕЗЕК ТОРЕ

(XIX в.)

Blog post image

Султан Тезек Торе - внук Абылайхана, султан казахов Семиречья, аристократ белой кости из ветви казахских чингизидов.

Как и его знаменитый дед Абылайхан он умел искусно вести многовекторную внешнюю политику.  Он лавировал между интересами  колониальной власти Российской империи и маньчжуро-китайцев, при этом сохраняя свободу передвижения подвластных ему кочевых казахов. Его прозорливость и гибкость позволили получить даже от Российской империи военный чин полковника и строить нормальные отношения с китайскими чиновниками. Его отличало и то, что он придерживался принципа хороших отношений с мусульманскими тюркскими народами, а именно с кыргызами и уйгурскими таранчи, а некоторые рода первых даже признавали его своим ханом как носителя крови белой кости чингизидов.

Доказательством его большого авторитета по всей Казахской степи свидетельствует статья в газете № 26, издаваемой в г. Омске «Дала уалаяты» (в конце 19 века): «…в число таких людей, которые решали все споры без предвзятостей и взяток, как легендарный казахский Толе би можно отнести Тезек батыра Аблайханоглы в Жетысу…».

Тезек торе был не только политиком, но и поэтом-акыном, композитором, участвовал в народных айтысах акынов, оказывал меценатскую помощь для деятелей культуры своего времени.

Авторитет среди народа, высокий ум Тезек торе отмечают в своих заметках его современники Семенов-Тянь Шанский, Гейнс, Кошаров, Чокан Уалиханов.

К сожалению алмаатинцы мало знают о нем. В самом городе даже нет улицы в честь него.

 

4. СУЮНБАЙ АРОНУЛЫ

(1815-1898)

Blog post image

Многие наверное помнят первые тенге, введенные в обращение в ноября 1993 года с изображениями выдающихся личностей из истории нашего народа. На одном из них, а именно 3-х тенговой купюре был изображен этот акын 19 века.

Его айтыс с кыргызским акыном Катагоном стал олицетворением силы единства племен и родов всего казахского народа, где акын искусно описал преимущества всех без исключения из Старшего, Среднего и Младшего жузов. Слова Суюнбая из этого айтыса разлетелись на множество цитат, которые любят использовать казахи в описании своих родов.

Высоко ценил творчество Суюнбая великий казахский писатель Мухтар Ауэзов, называя его «золотым ядром акынов Семиречья». Примечательно, что многое из творчества Суюнбая любил в свое время цитировать наизусть правитель советского Казахстана Динмухамед Кунаев.
В Алматы его имя носит проспект и недавно открыли ему памятник перед филармонией имени Жамбыла. Кстати "Гомер XX века" Жамбыл является учеником Суюнбая.

 

5. МУХАМЕДЖАН ТЫНЫШПАЕВ

(1879-1938)

Blog post image

 

На территории современных Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года, хоть и недолго, но просуществовала государство, названная как Туркестанская автономия, в литературе известная также как Кокандская автономия.

Первым высшим должностным лицом этого государственного образования, а именно премьер-министром был избран Мухамеджан Тынышпаев, который происходил из племени семиреченских найман и родился в предгорьях Жыланды нынешней Алматинской области..

Видный деятель Алаш-ординского движения Мухамеджан Тынышпаев был одним из его ярких лидеров, представляющий интересы региона Семиречья во втором созыве Государственной думы Российской империи.

Он был разносторонним ученым, будучи первым казахом инженером-железнодорожником Мухамеджан Тынышпаев активно занимался научно-исследовательской деятельностью, направленной на изучение проблем казахской этнической истории. Его многие работы не потеряли актуальности до сих пор, спустя 100 лет.

Несмотря на то, что Тынышпаев был одним из лидеров алаш-ординского движения, он благодаря своему высокому профессионализму и в советское время занимал ряд важных хозяйственных должностей, участвовал в создании проекта Туркестанского канала. С 1926 по 1930 годы Мухамеджан Тынышпаев по приглашению Турара Рыскулова принимал активное участие в строительстве Турксиба. Здесь он смог применить свои инженерные знания, оптимизировав работу всего проекта Турксиб.

Поэтому, не случайно его имя носит Казахская академия транспорта и коммуникаций в Алматы.

 

6. ИЛЬЯС ДЖАНСУГУРОВ

(1894-1938)

Blog post image

Классик казахской литературы, которого наряду с Сакеном Сейфуллиным и Бейимбетом Майлином принято называть «Три Байтерека» советской казахской литературы первой половины двадцатого века.

Его поэма «Құлагер» является жемчужиной казахской литературы. Печально, что рукопись этой поэмы была безвозвратно утеряна при аресте поэта, а номера газеты «Социалистик Казакстан», где она печаталась, были изъяты из библиотек..

И только после реабилитации его личности, подборку номеров этой газеты принес семье Сапаргали Бегалин, который 20 лет хранил их в своей подушке. Благодаря этому мы как народ не потеряли это литературное наследие Ильяса Жансугурова.

Примечательно и то, что и сам Жансугуров 5 лет хранил от уничтожения советскими властями роман Жусупбека Аймауытова «Ак билек», после его ареста и расстрела.
Одна из главных магистралей в Алматы носит имя Ильяса Жансугурова, а также школа № 130.

 

7. МУКАН ТОЛЕБАЕВ

(1913-1960)


Blog post image

 

Улица имени Мукана Тулебаева находится в Золотом квадрате южной столицы. В простонародье ее называют Тулебайка. Пожалуй, каждый коренной алмаатинец знает эти места. Это особенный, культовый район в городе.

Помните финальную сцену из фильма «Игла» с участием Виктора Цоя, где его ранили ножом, но он встает, закуривает сигарету и пытается идти дальше. Это сцена происходит тоже на Тулебайке.

С этим местом много что связано из истории Алматы. Достаточно посмотреть на таблички домов, расположенных по этой улице, чтоб понять, что это не простой район и жили там всегда не совсем простые люди. Это и сам Динмухамед Кунаев, а также Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Луганский и другие выдающиеся жители Алматы. Считалось, что по этой улице живут слитки общества. Она и сейчас является улицой, где находятся престижные жилые многоквартирные дома ретро Алматы.

И неспроста такая легендарная улица города носит имя Мукана Тулебаева. Он автор музыки гимна Казахской ССР и первого государственного гимна Республики Казахстан, написал музыку к культовым фильмам «Джамбул», «Золотой рог», а его музыка к опере «Биржан мен Сара» стала настоящей жемчужиной казахской классической музыки.

Мукан Тулебаев родился в 1913 году в урочище Карашиган, Алматинской области.

 

8. КУЛЯШ БАЙСЕИТОВА

(1912-1957)

Blog post image

Казахская оперная дива Куляш Байсеитова родилась в 1912 году в Верном (царское название Алматы).

Ее имя носит знаменитая музыкальная школа в Алматы. В этом учебном заведении получили образование тысячи музыкантов, в том числе такие легенды классической казахской музыки как Нургиса Тлендиев, Марат Бисенгалиев, Айман Мусаходжаеа, Жания Аубакирова и многие другие.

Носит главная музыкальная школа  имя Куляш Байсеитовой конечно неспроста, ибо самая молодая обладательница высокого звания «Народный артист СССР», за все годы ее присвоения, получившая ее в 24 года, как мало кто иной заслужил этого. Получила она «Народного артиста» после того, как Сталин, услышав в Москве изумительное лирико-колоратурное сопрано Куляш, назвал ее «казахским соловьем».

Солистка Большого театра Москвы, народная артистка СССР Валерия Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой:

«Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить, — до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, лёгкий и прозрачный голос.. Куляш Байсеитова — подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусств».

Интересно, что если нынешний популярный музыкальный телеканал «Гакку» своим названием обязан Укили Ыбараю, то своей музыкальной заставкой Куляш Байсеитовой и Евгению Бурисловскому, впервые использовавших эту песню в опере «Кыз-Жибек».

 

9. ПАНФИЛОВЦЫ

(1941 г.)
Blog post imageBlog post image

 

Как мы знаем из истории, 316-я стрелковая дивизия советского генерал-майора Панфилова формировалась в нашем городе Алматы из числа в основном местных ребят.

Молодые в ту пору панфиловцы из числа в немалой степени алматинцев героически защищали Москву от нашествия фашистов.

В Алматы память о них чтят по-особенному. На сегодня, парк имени 28 панфиловцев в Алматы является одним из любимых мест, где горожане любят проводить время. Ежегодно у «Вечного огня» в этом парке, городские власти проводят мероприятия, посвященные памяти участников войны 1941-1945 гг.

Не касаясь темы подвига 28 панфиловцев, вокруг которого идут не шуточные баталии о реальном существовании подвига в том виде, который описывался советской пропагандой во время войны и после, можно смело утверждать, что сама 316 стрелковая дивизия Панфилова является героической, на основе их мужества и появились разного рода мифы. Не было бы героизма и подвигов не было бы и легенд вокруг. Ответить на вопрос произносил ли панфиловец Клочков слова «Отступать некуда, за нами Москва» при обороне Москвы на Дубосеково или нет тоже сложно, можно только верить, либо сомневаться. Но, то, что 316-я стрелковая дивизия Панфилова из числа в основном алмаатинцев совершила героические подвиги в защите советской Москвы бесспорно.

Так, немецкий генерал-полковник Эрих Гепнер, чьи ударные силы потерпели поражение в боях с 316-й стрелковой дивизией Панфилова, называл её в своих донесениях командующему группой «Центр»  Федору фон Боку — «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».

Панфиловцы, безусловно гордость своих земляков, жителей города Алматы. Все они достойны памяти, и то что парк носит их имя не должно оспариваться.

Герои-панфиловцы на слуху у алмаатинцев, но наиболее нам известны конечно сам генерал-майор Панфилов и великий казахский воин Бауыржан Момышулы.

Приведу несколько цитат их современников, видевших их, воевавших вместе с ними, чтобы понимать насколько сильными личностями были они.

Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский о генерале Панфилове:

«Простое открытое лицо, некоторая даже застенчивость вначале. Вместе с тем чувствовались кипучая энергия и способность проявить железную волю и настойчивость в нужный момент. О своих подчиненных генерал отзывался уважительно, видно было, что он хорошо знает каждого из них.…Именно в этих кровопролитных боях за Волоколамск и восточнее его навеки покрыла себя славой панфиловская дивизия. Её в армии так и называли, и солдаты 316-й о себе говорили: «Мы — панфиловцы!». Счастлив генерал, заслуживший в массе бойцов так просто выраженную, но неизгладимую в сердцах любовь и веру».

Генерал-полковник И. М. Чистяков в своей книге «Служим Отчизне» писал о Бауыржане Момышулы:

«Это был молодой командир, казах по национальности, с крутым и упрямым характером и красивой внешностью.. Панфилов держал при себе батальон Момышулы как резерв, посылая его в бой в самых тяжёлых случаях. Нравилось мне у Момышулы ещё одно качество — правдивость. Как бы тяжело ему ни было, я знал, что он всегда скажет правду, того же он требовал от своих подчинённых.

Из доноса комиссара 1073-го Талгарского полка 8-й гвардейской дивизии П.В. Логвиненко и смершевца Белкова:

«Бауыржан Момыш-Улы — великолепный командир, отважный, находчивый … но он никогда не поднимает тост за товарища Сталина».

Из интервью с лидером кубинской революции Фиделем Кастро в 1963-м году. Вопрос журналиста: «Кого Вы могли бы назвать героем Второй мировой войны?» Ответ Кастро:

«Героя книги Александра Бека «Волоколамское шоссе» — казаха Момыш-Улы»
Эти слова других известных людей и их современников говорят сами за себя..

 

10. ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ

Blog post image

 

Он родился в Алматы в 1938 году.

В одной из статей про Олжаса Сулейменова прочитал такое определение о нем - «Возмутитель спокойствия». А ведь, так и было с изданием его книги «Аз и Я» в 1975 году..

Он перевернул спокойствие так называемой научной славистики, добавив в нее существенный тюркский смысл. «Слово о полку Игоре» как памятник древней Руси воспринимался многими славистами только как часть  древнерусского языка с незначительным использованием в нем отдельных тюркизмов. Поэтому, тезисы Олжаса Сулейменова о двуязычности автора «Слово о полку Игореве» были восприняты довольно агрессивно, в том числе глыбой русской научной филологии, представителем прогрессивной русской интеллигенции академиком Дмитрием Лихачевым, которого современники называли совестью русской нации.

По книге «Аз и Я» Олжаса Сулейменова тогда было проведено особое заседание Академии наук СССР, где по списку приняли участие 47 знаменитых на весь союз академиков, членов-корреспондентов, докторов наук. Открыл его академик Рыбаков со словами «В Алма-Ате вышла яростно антирусская книга — „Аз и Я“ стотысячным тиражом».

А американский журнал «Проблемы коммунизма» в 1986 году назвал «Аз и Я» в числе немногих книг, подготовивших перестройку, второй после «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

Можно, по разному относится к тезисам Олжаса Сулейменову о влиянии тюркского языка на Русь, а также наоборот Руси на Степь, его литературному творчеству и политическим взглядам, но нельзя отрицать, что он личность, которая благодаря своему интеллекту и характеру смогла взбудоражить лучшие умы бывшего Советского союза и заставила их считаться с ним.

 

11. КАРЛ БАЙПАКОВ


Blog post image

 

Если вы читали мой первый пост о золотых людей Алматы, то возможно помните, что он начинался с «Золотого человека», похороненного в иссыкского кургане, ставшим символом нашего государства.

Этот свой пост о славных именах нашей Алматы, хочу крайней информацией завершить о человеке, который ищет таких золотых людей из нашей истории в буквальном смысле. А именно о Карле Байпакове, уроженце города Талгар, что буквально в 25 км от Алматы.

Известный журналист, главный редактор ИА «Радиоточка» Бекжан Идрисов интересно, и по-моему лаконично верно охарактеризировал этого человека: «Человек легенда, который открывает нам с вами нашу историю». И это без ложной скромности так и есть. Речь идет о Карле Байпакове.

В этом году Алматы отмечает свое 1000-летие. Если у многих есть так называемый популистский скепсис, что ей не больше 160 лет, и ведут родословную города с момента основания военного укрепления в 1854 году, то именно  этот авторитетный ученый, археолог и историк может научно доказать, что они не правы.

Доказательства, приведенные Карлом Байпаковым дали право утверждать, что совокупность новых археологических источников позволяет судить о том, что наш город Алматы, который в 13 веке назывался Алмату, возник в 10-11 веках.

По мнению всемирноизвестного в профессиональной среде историков, археологов алмаатинца наибольший интерес представляет городище, найденное на территории современного пограничного училища Алматы. Именно там археологи под его руководством обнаружили мощный след древней городской культуры. А это и кузнечная мастерская с изделиями, керамические предметы, которые четко датируются 10-11 веками.

Карл Байпаков: «Таким образом, опираясь на данные археологии, можно уверенно говорить, что возраст Алматы составляет не менее 1000 лет». По мнению Карла Молдахметовича, необходимо четко понимать, что это возраст именно города, не просто населенного пункта, где было ремесло, торговля, свой монетный двор.

Карл Байпаков: «Очень обидно, когда горожане (прим.: алматинцы) не знают в каком древнем городе они живут».

Поэтому смело можно утверждать, что роль этого благородного уроженца нашего города громадна в установлении древней истории южной столицы.

Помимо этого, его крупное полномасштабные исследования таких памятников, как Отрар, городище Куйрыктобе, некрополь Костобе, буддийский храм на городище Койлык и многие другие расширили и обогатили источниковую базу древней истории Казахстана.

Blog post imageИ на этом список славных имен нашей Алматы и Семиречья не заканчивается. Его можно дополнять и дополнять. Главное их не забывать…

 
0