Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
19
06:53, 30 мая 2016

ШЕЖІРЕ. Часть 5. Как казахи воевали за свою землю с джунгарами

Эпоха батыров

Blog post image

Ровно триста лет назад, в 1716 году в Казахском ханстве, в северных предгорьях Тянь-Шаня в юрте Арыстана из дулатского рода Жаныс родился мальчик - шаловливый и любознательный чернявый здоровячок. Его назвали Шойкара, целым именем Шойқара Ералы Арыстанұлы.

С дества Шойкара любил игры и спортивные состязания на лошади, вел степной образ жизни, участвовал  в охране скота и земли от воров и волков.

 

Blog post image

Мальчик  родился и рос в страшные  для казахов времена  джунгарских набегов. Казахам приходилось вести затяжные и изнурительные войны с джунгарами, которые пытались овладеть  казахскими плодородными землями и богатыми торговыми облястями Туркестана.

Отец Шойкары отважный Арыстан-батыр прославился в освободительной борьбе против джунгарских захватчиков.

Набег джунгаров. На съемках фильма „Войско Мын Бала“. Фото: Алмас Ордабаев

Опасный сосед

Казахское ханство возникло на землях Семиречья уже в  XV веке.  В XVII веке кочевья казахов простирались на востоке от озера Балхаш до верхнего течения реки Ишим, на юге — от реки Сырдарьи до рек Чу и Талас, на западе — до реки Кара-Тургай. Здесь обосновался и процветал казахский Старший жуз, здесь родился мой седьмой предок Шойкара-батыр.

После распада Монгольской империи в  XVI - XVII веках в Джунгарии и соседних регионах  возникло  Джунгарское ханство, которое простиралось от  провинция Синьцзян и запада Китая до Казахстана, а также от Сибири на севере до Кыргызстана на юге.

Карта Джунгарского ханстваДжунгария 1720 года.

 

В серелине ХV века принадлежащие к джунгарскому этносу кочевые ойраты потеряли много своих земель под натиском  монголов и китайцев и решили повернуть своих коней и свои копья по направлению к Казахскому ханству. Они начали завоевывать исконные казахские земли - Семиречье, взгорья Алтая, северное Приртышье. Ойратские племена, которые казахи называли калмыками, в поисках богатой наживы дерзали совершать опустошительные налеты даже на крупные сырдарьинские торговые центры, а также на города Ташкент, Сайрам, Туркестан.

То, что может сплотить нацию - это внешняя угроза

В это время джунгары были очень опасным соседом - имели военный уклад жизни, славились изготовлением оружия - производили   сабли, панцири, латы, шлемы, даже использовали огнестрельное оружие и сами делали порох высокого качества. В конце XVII века они наладили производство пушек.

Кровавые набеги джунгарских войск  с 1723 по 1729 годы остались в памяти казахского народа  как «годы Великого бедствия», по казахски «Ақтабан шубырынды, Алқакөл сулама».

Джунгары. На съемках фильма „Войско Мын Бала“. Фото: Алмас Ордабаев

 

В то же время    жузы казахского ханства не могли договориться, поэтому джунгары одерживали одну победу за другой. В "годы Великого бедствия" казахи потеряли много отважных батыров. Сотни тысяч мирных жителей  погибли от  голода, холода, болезней, угона в плен.

Эта трагедия была сравнима по своим последствиям лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

До сегодняшнего дня сохранилась казахская песня о «годах великого бедствия» «Елим-ай»:

С вершины Кара-Тау идет караван.
За каждым кочевьем одинокий верблюд.
Как тяжела разлука с родной стороной!
Из глаз струятся слезы – они текут, текут.
Что за времена настали! Время бедствий!
Озера образуют ручьи моих слез.

 

Отец Шойкары Арыстан-батыр  погиб на войне с джунгарами. Но казахи никогда не бросали родственников  на произвол судьбы, о вдове и детях погибшего батыра позаботились. Семья Арыстан-батыра бежала од джунгар в Центральный Казахстан.

Blog post image

Природа наделила подрастающего  Шойкару силой и храбростью,  у него были все задатки стать батыром. Хотя он вырастал без отца, родственники с детства обучали его верховой езде, искусству владеть всеми видами оружия.

 

Blog post image
Казахское ханство, воевавшее с джунгарами, нуждалось в отважных профессиональных воинах. Батыров готовили с раннего детства. XVIII век – это расцвет казахского батырстыва. Шокан Валиханов назвал то время рыцарской эпохой, когда каждый мужчина сражался не только за себя и свой род, но за весь народ.

В своде  законов обычного права казахов Тауке хана «Жеты жаргы» говорилось: «Чтобы ни один киргиз (т.е. казах) не являлся в собрание народные иначе как с оружием. Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места».

Батыром по стопам отца

Детство и юность Шойкара провел вместе с матерью в Центральном Казахстане. Там стал знаменитым батыром, участником внутренних и внешних войн. О нем сложена поговорка: «Шойкара! Шойкарадан – асау кара, кой кара. Карасан – бугiн кара, бугiннен сон куй – кара, куй – карама.» Перевод примерно такой: «Шойкара! От него оберегай свое достояние. Стереги его сегодня, а завтра – хоть стереги, хоть не стереги!» Видать, ещё тот был лихой джигит!

 

Джунгары. На съемках фильма „Войско Мын Бала“. Фото: Алмас Ордабаев

Меним елим

Смертельная внешняя угроза сплотила казахов и привела к всплеску национального самосознания - "Менин жерим", "Меним елим". На время были забыты родовые конфликты казахов. В 1726 году степные бии разных родовТоле-би, Казыбек-би, Айтеке-би, могущественные ханы Абул­хаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс а многие доблестные батыры собрались в области Ордабасы. Там казахи договорились как победить джунгаров - объединили силы трех жузов, создали народное ополчение, выбрали предво­дителя своего войска Абулхаира и начали одерживать победы над джунгарами.

Героическая эпоха первой трети XVIII века, когда казахи, преодолев на время собственные разногласия, сумели дать отпор джунгарам и победили в Анракайской битве, изображена в филмах «Войско Мын бала»  и  «Кочевник». Многие фотографии сделаны Алмасом Ордабаевым именно на съемках фильма «Войско Мын бала».

Аңырақай шайқасы

Главную победу, которая стала переломом в отечественной войне против джунгарских завоевателей, казахи одержали в 1730 году. В кровавой сечи под Анракаем тогда погибло 10 000 джунгар.

В 35 километрах от Алматы у трассы в сторону Бишкека возвышается монумент Анракайской битвы, в которой казахи одолели джунгар. Памятник воздвигнут у оживленной дороги, да и к тому же в местах, связанных с историей джунгаро-казахских войн.

Blog post imageМонумент Анракайской битвы, авторы Алмас Ордабаев, Тимур Сулейменов и Сайран Фазылов. Фото: Алмас Ордабаев

В этом монументе удивительно встретились судьбы сразу двух моих предков из "жеті ата":  Кыбырай – Коскулак – Арыстан – Шойгара (Шойкара) – Жанжигит – Еспенбет – Агыбай – Ордабай – Баймуханбет – Алмас. Мой отец Алмас Ордабаев создавал памятник к юбилею великой победы  над джунгарскими завоевателями - в войне, в которой принял участие мой седьмой предок -  Шойкара-батыр. История совершила спираль.

Шойкара-батыр не участвовал в Анракайской битве, потому что в то время был еще юнцом, но всю жизнь воина посвятил охране результатов  победы казахов в этом историческом сражении, защите своей земли перед джунгарскими захватчиками.

В 1739-40 годах Шойкара-батыр возвращается в Жетысу. Мудрый наставник Толе би  посылает его к восточным рубежам казахских земель для организации обороны против джунгар. Там на юго-востоке Казахского ханства Шойкара воевал за освобождение Жетысуских земель, как батыр участвовал в военных действиях.

Принести дань уважения побежденным

Очень интересна символика памятника Анракайской битвы. По замыслу авторов монумента победившая в итоге сторона должна отдать должное своему почти двухвековому противнику, учитывая, что джунгары как этнос исчезли в результате военных поражений. Именно поэтому монумент представляет собой две стелы, как бы противостоящие друг другу. Разумеется, та, что повыше – это казахи. Стела из красного гранита символизирует казахов, а серый цвет второй стелы – джунгаров.

Потомки батыров

Шойкара батыр остался в тех краях, которые  помогал освобождать от джунгарских захватчиков,  на востоке Казахстана, среди албанов. Из его потомков  возник клан Шойқара (род Албан, племя Қыстық). Потомки этого клана живут в основном в Шуском и в Қордайском районах Жамбылской области Казахстана (в районе поселений Шу, Брлик, Төле би, Қордай.)

Blog post imageШойкара-батыр и его род

Тамги албанов указывают на близкое родство с родом дулатов, в их основе лежит Деңгелек - Күн таңба - круг как знак солнца и Ілмек - петля.

 

Blog post imageТамги Старшего жуза, в том числе албанов. Рис.: Алмас Ордабаев

Blog post imageТамги дулатов. Рис.: Алмас Ордабаев

 

Каждый казах, кто начнет исследовать шежіре, найдет в своей родословной  XVIII века  хотя бы одного большого батыра. Это была героическая эпоха, когда казахи сумели объединиться, дать отпор джунгарам и спасти свою землю от захватчиков. Земля для казаха священна.

19