Эпоха батыров
Ровно триста лет назад, в 1716 году в Казахском ханстве, в северных предгорьях Тянь-Шаня в юрте Арыстана из дулатского рода Жаныс родился мальчик - шаловливый и любознательный чернявый здоровячок. Его назвали Шойкара, целым именем Шойқара Ералы Арыстанұлы.
С дества Шойкара любил игры и спортивные состязания на лошади, вел степной образ жизни, участвовал в охране скота и земли от воров и волков.
Мальчик родился и рос в страшные для казахов времена джунгарских набегов. Казахам приходилось вести затяжные и изнурительные войны с джунгарами, которые пытались овладеть казахскими плодородными землями и богатыми торговыми облястями Туркестана.
Отец Шойкары отважный Арыстан-батыр прославился в освободительной борьбе против джунгарских захватчиков.
Опасный сосед
Казахское ханство возникло на землях Семиречья уже в XV веке. В XVII веке кочевья казахов простирались на востоке от озера Балхаш до верхнего течения реки Ишим, на юге — от реки Сырдарьи до рек Чу и Талас, на западе — до реки Кара-Тургай. Здесь обосновался и процветал казахский Старший жуз, здесь родился мой седьмой предок Шойкара-батыр.
После распада Монгольской империи в XVI - XVII веках в Джунгарии и соседних регионах возникло Джунгарское ханство, которое простиралось от провинция Синьцзян и запада Китая до Казахстана, а также от Сибири на севере до Кыргызстана на юге.
Джунгария 1720 года.
В серелине ХV века принадлежащие к джунгарскому этносу кочевые ойраты потеряли много своих земель под натиском монголов и китайцев и решили повернуть своих коней и свои копья по направлению к Казахскому ханству. Они начали завоевывать исконные казахские земли - Семиречье, взгорья Алтая, северное Приртышье. Ойратские племена, которые казахи называли калмыками, в поисках богатой наживы дерзали совершать опустошительные налеты даже на крупные сырдарьинские торговые центры, а также на города Ташкент, Сайрам, Туркестан.
То, что может сплотить нацию - это внешняя угроза
В это время джунгары были очень опасным соседом - имели военный уклад жизни, славились изготовлением оружия - производили сабли, панцири, латы, шлемы, даже использовали огнестрельное оружие и сами делали порох высокого качества. В конце XVII века они наладили производство пушек.
В то же время жузы казахского ханства не могли договориться, поэтому джунгары одерживали одну победу за другой. В "годы Великого бедствия" казахи потеряли много отважных батыров. Сотни тысяч мирных жителей погибли от голода, холода, болезней, угона в плен.
Эта трагедия была сравнима по своим последствиям лишь с монгольским нашествием начала XIII века.
До сегодняшнего дня сохранилась казахская песня о «годах великого бедствия» «Елим-ай»:
Отец Шойкары Арыстан-батыр погиб на войне с джунгарами. Но казахи никогда не бросали родственников на произвол судьбы, о вдове и детях погибшего батыра позаботились. Семья Арыстан-батыра бежала од джунгар в Центральный Казахстан.
Природа наделила подрастающего Шойкару силой и храбростью, у него были все задатки стать батыром. Хотя он вырастал без отца, родственники с детства обучали его верховой езде, искусству владеть всеми видами оружия.
Меним елим
Смертельная внешняя угроза сплотила казахов и привела к всплеску национального самосознания - "Менин жерим", "Меним елим". На время были забыты родовые конфликты казахов. В 1726 году степные бии разных родов - Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би, могущественные ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс а многие доблестные батыры собрались в области Ордабасы. Там казахи договорились как победить джунгаров - объединили силы трех жузов, создали народное ополчение, выбрали предводителя своего войска Абулхаира и начали одерживать победы над джунгарами.
Героическая эпоха первой трети XVIII века, когда казахи, преодолев на время собственные разногласия, сумели дать отпор джунгарам и победили в Анракайской битве, изображена в филмах «Войско Мын бала» и «Кочевник». Многие фотографии сделаны Алмасом Ордабаевым именно на съемках фильма «Войско Мын бала».
Аңырақай шайқасы
Главную победу, которая стала переломом в отечественной войне против джунгарских завоевателей, казахи одержали в 1730 году. В кровавой сечи под Анракаем тогда погибло 10 000 джунгар.
В 35 километрах от Алматы у трассы в сторону Бишкека возвышается монумент Анракайской битвы, в которой казахи одолели джунгар. Памятник воздвигнут у оживленной дороги, да и к тому же в местах, связанных с историей джунгаро-казахских войн.
Монумент Анракайской битвы, авторы Алмас Ордабаев, Тимур Сулейменов и Сайран Фазылов. Фото: Алмас Ордабаев
В этом монументе удивительно встретились судьбы сразу двух моих предков из "жеті ата": Кыбырай – Коскулак – Арыстан – Шойгара (Шойкара) – Жанжигит – Еспенбет – Агыбай – Ордабай – Баймуханбет – Алмас. Мой отец Алмас Ордабаев создавал памятник к юбилею великой победы над джунгарскими завоевателями - в войне, в которой принял участие мой седьмой предок - Шойкара-батыр. История совершила спираль.
Шойкара-батыр не участвовал в Анракайской битве, потому что в то время был еще юнцом, но всю жизнь воина посвятил охране результатов победы казахов в этом историческом сражении, защите своей земли перед джунгарскими захватчиками.
В 1739-40 годах Шойкара-батыр возвращается в Жетысу. Мудрый наставник Толе би посылает его к восточным рубежам казахских земель для организации обороны против джунгар. Там на юго-востоке Казахского ханства Шойкара воевал за освобождение Жетысуских земель, как батыр участвовал в военных действиях.
Принести дань уважения побежденным
Очень интересна символика памятника Анракайской битвы. По замыслу авторов монумента победившая в итоге сторона должна отдать должное своему почти двухвековому противнику, учитывая, что джунгары как этнос исчезли в результате военных поражений. Именно поэтому монумент представляет собой две стелы, как бы противостоящие друг другу. Разумеется, та, что повыше – это казахи. Стела из красного гранита символизирует казахов, а серый цвет второй стелы – джунгаров.
Потомки батыров
Шойкара батыр остался в тех краях, которые помогал освобождать от джунгарских захватчиков, на востоке Казахстана, среди албанов. Из его потомков возник клан Шойқара (род Албан, племя Қыстық). Потомки этого клана живут в основном в Шуском и в Қордайском районах Жамбылской области Казахстана (в районе поселений Шу, Брлик, Төле би, Қордай.)
Шойкара-батыр и его род
Тамги албанов указывают на близкое родство с родом дулатов, в их основе лежит Деңгелек - Күн таңба - круг как знак солнца и Ілмек - петля.
Тамги Старшего жуза, в том числе албанов. Рис.: Алмас Ордабаев
Тамги дулатов. Рис.: Алмас Ордабаев
Каждый казах, кто начнет исследовать шежіре, найдет в своей родословной XVIII века хотя бы одного большого батыра. Это была героическая эпоха, когда казахи сумели объединиться, дать отпор джунгарам и спасти свою землю от захватчиков. Земля для казаха священна.