Yvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
11
11:21, 03 мая 2016

Пластический айтыс. О совместном концерте Island Moving Company и театра современного балета «Самрук»

Современный балет, как и всё современное искусство – явление довольно старое, хотя и началось оно в Новом Свете.

В Алматы тоже есть свой театр современного балета – Самрук, который не только даёт представления на родине, но гастролируют по всему миру. Однажды фестивальным ветром его занесло в США, в город Ньюпорт, где он сдружился с местной труппой Island Moving Company и в качестве алаверды пригласил их выступить в Алматы. Перед концертом консул США предпослал спич на трех языках. Консул заявил, что 27 апреля официально признали днем Алматы в городе Ньюпорте. В знак дружбы народов и переплетения их культур. Концерт представлял собой череду коротких и длинных хореографических номеров, которые обе труппы давали по очереди, что напоминало айтыс. Был аншлаг. Представление почтили местные профессионалы, которых можно было узнать по лицам или по балетной выправке.

Современный балет делится на две ветви, в одной танцуют профессионалы и этуали перед пенсией, после того как им надоест (на самом деле не могут) танцевать академический балет. Сильви Гиллем, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, многие другие премьеры, ближе к сорока годам перешли на эксперименты современного балета. В другой ветви не надо быть даже профессионалом, можно прийти из гимнастики, с улицы, после занятий разнообразными танцами, главное – иметь пластичное тело.

Город Ньюпорт в Новой Англии -  это балетная провинция, курортное и туристическое местечко, которое славится летними виллами в колониальном стиле для отдыха американского истеблишмента. Есть в нём и академия балета. Труппа IMC явно получила профессиональное образование, но не очень высокого уровня. Выпускники хореографического училища им. Селезнева, как заведения с традициями русской хореографической школы, на голову выше.

Концерт начался композицией «Готовность» Стефана Мартинеза. Бессюжетный номер со странными движениями и позами, схожими на  кататоническую гибкостью шизофреников, усердно ползающих по сцене с грацией дождевых червей. Исполнители были облачены в майки-алкоголички и короткие штанцы. Этот костюм не делал комплиментов фигурам, особенно одному танцовщику с расширенным торсом в районе талии, он был просто похож на Карлсона, что, впрочем, не вредило его пластичности и гибкости. Музыка в этой и других композициях иногда прерывалась, и тогда танцевали в полной тишине. Вроде так и задумано. Вообще, все танцы современного балета не оканчивались в «тонику», поэтому публика толком не знала, когда уже можно давать вялый аплодисмент.

Blog post image

После этого номера вышли солисты театра Самрук Елена Эзау и Алексей Велижанин в чудесной композиции «Прощание на Млечном пути» Гульнары Адамовой. Их преимущество было очевидным: на высоком исполнительском  уровне, с головокружительно сложными поддержками, в белых развевающихся одеждах, в головных уборах типа кимешек, они станцевали вроде бы абстрактный, но на самом деле очень казахский танец. Гром аплодисментов и крики «браво». Тут меня начали беспокоить праздные мысли, что «по законам восточного гостеприимства» это преимущественно выглядит не слишком вежливо…

Далее американская труппа выдала шутейную клоунаду «В игре» Спенсера Гевин-Геринга. Под лай собак тела танцовщиков пластично и с элементами гротеска изображали уличную стаю. Очень мило.

В свою очередь Самрук предъявил композицию «Андантино негодяев» Александра Гурвича. Это была сцена из жизни отделения психиатрической больницы. Вероятно, современный балет не может не иметь в репертуаре нелепой ломаной хореографии и пластаний по полу. Пациенты танцовщики в пижамах ходили и лежали на подушках, труд-инструкторши танцовщицы в форменных платьицах, пытались их отнять, чтобы полежать самим. Рваные движения, оригинальные прокрутки лицом в подушку, не оригинальная ходьба туда-сюда… В финале дамы были удавлены реквизитом. Казалось, поделом.

Концерт тем временем продолжался, самая балетно-профессиональная пара гостей Иэн Матысиак и Кристин Сандорфи забацали красивый, более-менее усложненный танец с поддержками. Этот номер уже казался настоящим балетом и справедливо  был вознаграждён сочными аплодисментам. Но тут вышла виртуозная пара из Самрук Велижанин-Эзау, и опять был продемонстрирован несопоставимый уровень постановочного и исполнительского мастерства. Интересная хореография Гульнары Адамовой, акробатически сложные и головокружительно опасные поддержки, завораживающая пластика, облегающие костюмы цвета нюд с ветвями, которые казались переплетением артерий и вен. Высокий класс.

Первое отделение окончилось номером «Калейдоскоп красоты и света» Мики Олсен: две солирующие пары, массовые танцы – в этом явно торчали уши стиля Баланчина. Однако до виртуозности его труппы и красоты его хореографии было далеко. Почти весь танец прошел на низких или высоких полупальцах, если и были моменты на пуантах, то они обнаруживали очень слабую технику, без должной стальной крепости и строгой перпендикулярности. Мужчины делали какие-то фрагменты прыжков, и это были очень слабые образчики. Пару дней назад я была на классическом балете ГАТОБ, мой глаз уже привык к тому, что диагональ сцены преодолевается несколькими огромными прыжками на должной высоте. А тут как будто лужицу перепрыгнули на высоте паха…

Blog post image

Далее был номер «Этой ночью мы сновидим вместе»  Джо Силей. В бессюжетном балете  названия составляют 50% замысла хореографа, но в этом случае это название с задачей не справилось. Заметку пишу по свежим следам концерта, но  в памяти от номера не осталось ничего, ни эмоций, ни впечатлений.

 

Зато «Красный шелк» Гульнары Адамовой, исполненный потрясающими Эзау-Велижаниным, останутся навсегда в моей копилке эстетического опыта от наслаждения искусством. Этот огромный отрез красного шелка, края которого продеты в руки танцовщиков, эти пробежки с гигантским полотном по сцене, эти интересные движения внутри  кокона, создающие впечатление,  что зарождается новая жизнь в красной утробе -  это было завораживающее действие! У Эйфмана реализована похожая идея в балете «Роден». Елена Эзау и Алексей Велижанин очень техничны, выразительны и пластичны. Алексей имеет не балетную, а, скорее, атлетическую фигуру культуриста, мне он напомнил борца с картины Пикассо «Девочка на шаре», при этом он очень мягок, легок и растянут. Потрясающие танцовщики.

Очень интересный хореограф Гульнара Адамова.

Последний американский номер «RUTH…LESS – Безжалостная» Мики Олсен. Про мать, дочь и парня. Дочь по закону природы хочет прилепиться, в библейском смысле, к парню, мать сопротивляется, какая из этих стихий более жестока непонятно, но материнский танец выглядит совсем уж безжалостным. Удивительно, но современный балет, в отличие от классического, совершенно не театрален, и хореографии, в смысле танца, тоже особенной нет. Наглядевшись образцов современного балета с обоих материков, пришла к пониманию, что смыслом этого направления является пластическая маета. Герои маются, их корёжит. Ломает. И даже плющит и колбасит.

Завершился концерт премьерой одноактного балета «Жизнь на перекрестке» Альбины Додарходжаевой. Типичный бессюжетный балет, парный и массовый, с белой тканью, таскаемой и расстилаемой по полу. Восприятию мешала несинхронность кордебалета. Если для слаженности движений в классическом варианте надо просто слушать музыку и просто танцевать под нее, то в современном балете этот номер не пройдет. Нет, музыкальные уши никто не отменял. Просто все позы и па здесь неуставные, поэтому надо долго и трудоемко отрабатывать одинаковый наклон корпуса, поворота головы, угла подъема ног и рук танцовщиков. Поскольку это премьера, думаю, дальше будет лучше.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Концерт завершился овациями и здравицами в честь дружбы народов и их культур.

Фотографии взяты из открытого доступа.

11
1142
5