Как любой житель большого города (сделаем Алматушечке комплимент и назовём её "большим городом"), я сталкиваюсь с автомобильными пробками каждый день. Несколько лет удалось прожить в Москве, где движение гораздо интенсивнее, и парой часов, проведённых в заторе, никого не удивить.
Мне всегда было интересно, как с проблемой трафика справляются в мировых мегаполисах - Нью-Йорке, Лондоне, Мехико, Токио и т.д.? Автотранспорта в этих мегагородах гораздо больше, при этом люди умудряются добираться утром до работы, а вечером домой.
Итак, первый пункт назначения - столица Страны восходящего солнца Токио. Банзай!
-----------
Согласно официальной статистике, население Токио составляет более 13 миллионов человек, плотность - 6,100 человек на квадратный километр (почти в 3 раза выше, чем в Алматы).
В японской столице зарегистрировано около 5,5 миллионов машин, сопоставимо с Москвой. Устройство города, кстати, тоже похоже в двух столицах - радиально-кольцевое. Другими словами, дороги расходятся из центра города в пригороды, кольцевые дороги позволяют попасть из одного края в другой, минуя центр.
При этом, в Токио на скоростной трассе затором считается движение менее 60 километров в час, на обычных дорогах - менее 40 (!). Как удалось добиться такого результата?
- Дорог мало не бывает. Дорог в Токио действительно много. Для сравнения, в Москве протяженность дорог от 3 до 5 тысяч километров. Кажется много? В Токио по данным на конец 2014 года дорог было почти 30 тысяч километров (в 10 раз больше).
- Многоэтажные дороги. Как и в любом старом городе, места для широких магистралей в центре японской столицы не было. Отчасти поэтому дороги в Токио строятся в несколько уровней (до 5-ти).
Картина, когда окна домов выходят на магистраль, вполне привычна. Верхние уровни обычно отведены под платные хайвеи. Кстати, о них...
- Скоростные магистрали. Весь город пронизывает сеть скоростных платных магистралей, которые позволяют быстро добраться из одного района в другой. Если не хотите платить и готовы ждать - добро пожаловать на бесплатные нижние уровни.
Для удобства водителей плата за проезд снимается автоматически при проезде "ворот" на платную автостраду. Устройство для такой оплаты водитель заблаговременно устанавливает сам.
- Постоянный контроль и высокий уровень автоматизации. Состояние на дорогах в 15-миллионном городе находится под контролем Tokyo Traffic Management Center.
17,000 тысяч инфракрасных датчиков в режиме реального времени передают информацию о средней скорости движения транспорта. Эти данные не только помогают оперативно реагировать дорожным службам, но и автоматически попадают на GPS-приёмники в автомобилях, которые в свою очередь выстраивают маршрут с учётом пробок.
Почти 15,000 "умных" светофоров меняют ритм работы в зависимости от движения машин. Они также реагируют на приближение пешеходов по специально выделенным дорожкам и переключаются на "зелёный".
Смена в Tokyo Traffic Management Center - всего ... 4-5 человек. Всё благодаря высокому уровню автоматизации и налаженным процессам.
- Ограничение для водителей и удобство общественного транспорта. Токио при этом отнюдь не является раем для водителя. Стоимость обучения здесь очень высока, а автомобиль в принципе нельзя купить без подтверждения наличия парковочного места (очень дорогого).
Как альтернативу государство предлагает общественный транспорт - метро, монорельс, автобусы и такси.
Нельзя сказать, что проблему "пробок" в Токио решили полностью. Я посмотрел несколько десятков видео жителей города и туристов, где каждый говорил своё мнение о дорожной ситуации. Не всегда оно абсолютно безоблачное, наверняка все видели, как, например, специальные люди заталкивают пассажиров в метро в "час пик".
Тем не менее, власти японской столицы достигли значительного прогресса и их примеру, пусть не во всем, можем последовать и мы.
С Уважением,
Аскар