В шахматах часто используется группа дебютов, которая называется "гамбит". Смысл таких дебютов заключается в том, что одна из сторон ради наиболее быстрого развития жертвует фигуру (обычно это пешка, но иногда в расход пускают и фигуру постарше). Дебюта под названием "Турецкий гамбит" в шахматах не существует, но этот фразеологизм, введённый Борисом Акуниным, отлично характеризует подход турков к проведению крупных мероприятий: быстрее развиться, открыться, жертвуя фигурой, например, качеством. Не исключение - и проводимая в этом году в Анталье выставка Expo-2016.
Нужно пояснить, что в Турции проходит международная садовая выставка на тему "Цветы и дети", которая также находится под управлением Бюро международных выставок, но в отличие от универсальных и специализированных выставок (Шанхай, Милан, Астана и т. д.) масштабы её, конечно же, значительно поменьше.
В общем, 22 апреля 2016 года турецкое Экспо открылось, но внимательный взгляд поймёт прекрасно, что есть в нём явные признаки незавершённости. Во-первых, нужно было успеть решить инфраструктурные вопросы. Выставка находится на некотором отдалении от города и для удобства туристов и местных жителей сюда протянули линию скоростного трамвая. Точнее - не протянули, а протягивают и обещают открыть месяца через три. Добираться из города сейчас на выставку не очень удобно. Во-вторых, турки, у которых я спрашивал про Экспо, с гордостью рассказывают, что ещё месяца два-три назад на его территории ничего не было, бравируя быстрыми сроками строительства. Но подразумевается, что к открытию всё должно быть готово, а сейчас (я делал фотографии 23 и 24 апреля) многие павильоны ещё в состоянии строительства, а недавно посаженные деревья явно не успели вырасти, чтобы претендовать на звание полноценной садовой выставки.
Но нужно признать, что несмотря на очевидные огрехи, даже до начала туристического сезона на выставку повалили местные жители. Причина простая - организаторы может быть и не успели нормально подготовиться к выставке, зато создали прекрасный парк отдыха для горожан и гостей города, который очевидно и после проведения выставки будет пользоваться спросом.
Впрочем, лучше один раз увидеть выставку хотя бы на фотографиях, чем читать текст. (Для самых нетерпеливых - фотографии павильона Казахстана в конце поста.)
Первое, что бросается в глаза, ещё до входа на выставку - это усиленные меры безопасности, видимо, после событий в Стамбуле и Анкаре: проверка въезжающих на парковку машин, металлоискатели на входе.
Продажа билетов. Большинство турков покупают сезонный билет, который позволяет проходить на Expo на всё время её действия. Причём сначала открыли продажи сезонных билетов онлайн по цене дешевле, после открытия выставки их стоимость составляет 180 лир (около 64 долларов).
Билет на день, который я и приобретал, стоит 60 лир (около 21 доллара).
Ежедневно устраивают различные мероприятия разной степени официальности. Например, 23 апреля в 14:30 показательные выступления делали турецкие лётчики Turk Yildizlari.
Флаги 53 участников Expo-2016. Казахстанский флаг - между итальянским и северокорейским.
Свежевысаженные баобабы и башня ЭКСПО, расположенная перед главным входом. Высота башни - 12,5 м под землёй и 101,1 м над землёй. На неё могли бы подняться одновременно 63 человека на 3 лифтах. "Могли бы" - потому что башня тоже ещё не готова, не зря рядом с ней ещё работают строительные краны.
Чем-то, кстати, напоминает парк "Көне Тараз".
Высокие пальмы - те, которые росли здесь и до строительства.
Вход в детский технопарк.
Аттракционы для детей - начиная с 5Д-кинотеатра, заканчивая велосипедом, вырабатывающим электричество.
Ничего сверхвыдающегося нет, но детям, которые ещё не потеряли возможности удивляться, очень нравится.
Поющие фонтаны с видом на продолжающееся строительство уже открытого ЭКСПО.
Исполняются в основном турецкие хиты.
Многолетние деревья.
Недавно высаженные кактусы.
По парку расставлены очень приятные цветочные скульптуры.
У нас я цветочный памятник видел пока только в Шымкенте.
Шествие талисманов ЭКСПО под музыку "Expo Eki Min On Alti Antalyada", которая итак играет в парке через каждую минуту. Через полчаса нахождения в парке невольно начинаешь подпевать.
Очень много площадок, где ведутся активности с детьми. На турецком.
Рестораны в виде турецких домов разных стилей.
Заходим собственно в часть парка, где расположены павильоны различных стран. Как я уже писал в предисловии к посту, видно, что многие из них не готовы. К тому же видно, что организаторы не проработали со странами-участницами, чтобы их выставки соответствовали тематике выставки.
Первый павильон, который попался на пути, - пакистанский сад. Чудесно разбросанный наспех газон уже начинает сохнуть. Но сад-то, наверняка, не снаружи этого симпатичного павильона, а внутри, поэтому, отбросив свои скептицизм и сомнения, заходим внутрь...
... и вот он прекрасный пакистанский сад. Теперь мы знаем, что он выглядит, как обычная клумба с цветами и горшочки, расставленные по углам павильона.
Напротив пакистанского павильона расположен индийский. Как таковая тематика сада тоже не очень раскрыта.
Зато индийцы продают сувениры. Вот мальчик играет на дудочке, так что тема детей раскрыта.
Южнокорейский павильон встречает картонными кейпоп-идолами, не очень-то цветочной дорожкой и колоколом.
Самих корейцев не видно. Вместо них нанятые турецкие смотрители.
Корейский павильон со стороны. Газон немного получше пакистанского, но тоже кривоват.
Суданский павильон снаружи очень неплохо выглядит - имитация пустынных барханов, три домика в национальном стиле. Внутри такого павильона точно должны рассказывать о традициях суданского садоводства. Мне было бы очень интересно, потому что и у нас есть множество пустынных районов в стране.
Но внутри павильона только фотографии. Цветами здесь явно не пахнет.
Непальский павильон. Красивая маленькая копия ступы Будданатх, цветочки вокруг и всё. Сотрудники павильона, как и индийцы, продают поделки и шарфы.
Японский павильон. Японцы молодцы - не только красиво оформили, но и несколько раз в день показывают презентацию, как делают икебану. Сотрудники павильона - японцы в основном лет пятидесяти, которым явно не всё равно, потому что они подходят ко всем проходящим и предлагают посмотреть павильон.
Икебана.
Туркменский павильон: традиционная для туркменской архитектуры восьмиконечная звезда, колонки вещающие о динамично развивающейся и стабильной экономике страны.
Туркменов в павильоне не оказалось. Тоже нанятые турки.
Пустынная роза Катара ещё в стадии подготовки. Зато посетители выставки могут своими глазами наблюдать, как стелют газон.
Венгерский павильон.
Венгерский павильон со стороны.
Строительство немецких садов судя по надписи на заборе скоро завершится.
Заглядываем за забор (было открыто) и видим на какой стадии строительство немецких садов.
Китайский сад.
Чей-то павильон. Вывески нет, в пустом здании никого не было.
Тайваньский павильон. Выглядит, как очень слабенький цветочный магазин.
Павильон Республики Косово. Косовары - молодцы, тематику выдержали. Тут вам и цветы, и дети, которые очень мило подбегают и рассказывают концепцию их павильона о создании экологического будущего для новых поколений.
Сам же косовский павильон выглядит, как комната с зеркальным потолком, обвешанная тюлем с четырьмя телевизорами на стенах. В телевизорах эти же девочки бегают по полю и кричат "Мама!" (я абсолютно серьёзно)
Грузинский павильон.
На фоне других павильонов казахстанский смотрится весьма ухоженным. Выставку представляет Институт ботаники и фитоиндукции, которые рассказывают посетителям об эндемических растениях в Казахстане и демонстрируют семенной фонд, созданный для их сохранения.
Убранство.
Стенды с гербарием.
Сотрудники института ботаники проводят экскурсии по павильону. Видно, что очень стараются. Очевидный плюс - когда тему раскрывают люди, которые ей владеют.
Семенной фонд.
П. С. Спасибо за внимание!
Копирование и использование материала, в том числе фотографий без разрешения автора запрещено. Гиперссылки приветствуются.
Подписывайтесь на меня также:
в Твиттере: @YakovFedorov
в Фейсбуке: Яков Фёдоров