Доброго времени суток!
На сегодняшний день, одной из основных стратегических задач правительства является развитие реального сектора экономики РК.
Всем известно, что спрос зарождает предложение и развитие отрасли. То есть, при спросе на Ваш продукт, Вы увеличиваете обороты, а со временем развиваете свои технологии производства для удержания конкурентоспособности на рынке.
Возможно мои наблюдения не верны и требуют более глубокого анализа, но все же я решил запостить свое видение и было бы отлично услышать мнения экспертов в данном направлении.
Темой данного поста является потенциальное импортозамещение для г.Астана (в случае актуальности, в дальнейшем планирую сделать данный анализ для всех областей страны).
Основной идеей является то, что продукты, которые импортирует Астана, экспортируется ее соседними областями по более низкой цене. Складывается вопрос: Почему Астана не покупает ту же продукцию (ну по крайней мере, которая соответствует номенклатуре ЕАЭС) у своих соседних регионов? Ведь транспортировка обойдется дешевле и безопаснее. Процессы заключения договоров будут проходить более легче.
Ясно было бы если цена дешевле была бы за границей, однако же нет.
Плюсов от импортозамещения для национальной экономики много и они очевидны.
Методология
Объем импорта Астаны и экспорта соседних ее регионов доступны на официальном портале Комитета по статистике. Цену на товары вычислены самым обычным методом (цена=стоимость/объемы).
Ниже указана таблица, в которой отображены товары, которые Астана имеет возможность приобрести у соседних регионов по более низкой цене, нежели, чем импортировать с РФ.
В данном наблюдении были рассмотрены топ-50 товаров по стоимости импорта в Астану, и выяснялось, что товаров могут быть привезены с соседних регионов, которые в свою очередь экспортируют такой же вид товаров (опять таки, товары совпадают лишь по номенклатуре ЕАЭС) по более низкой цене. С импортозамещением пяти товаров из топ-50 самых импортируемых, г. Астана имеет потенциал сэкономить около 1,5 миллиарда долларов США (это и то, без учета экономии на транспортировку данных товаров).
Название товара | Стоимость импорта (тыс.$) | Объем импорта (тонн) | Цена импорт. Товара* (тыс.$) | Импорто -замещаемый город | Стоимость экспорта (тыс.$) | Объем экспорта (тонн) | Цена экспорт. Товара* (тыс.$) | Разница цены** (тыс.$) | Экономия*** (тыс.$) |
Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки | 13 262,1 | 34 233,9 | 0,39 | Караганда | 9 819,2 | 27 406,6 | 0,36 | 0,03 | 780,25 |
Трубы, трубки, и профили прочие сварные, круглого сечения, из железа или нелегированной стали | 11 922,2 | 19 575,0 | 0,61 | Караганда | 1 389,3 | 2 734,5 | 0,51 | 0,10 | 260,20 |
Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, нелакированный, не в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки, толщиной менее3 мм | 7 857,1 | 17 796,2 | 0,44 | Караганда | 36 540,9 | 84 577,6 | 0,43 | 0,01 | 204,73 |
Проволока из алюминия нелегированного с максимальным размером поперечного сечения более 7 мм | 7 291,6 | 3 994,8 | 1,83 | Павлодар | 8 587,7 | 3 705,1 | 2,32 | -0,49 | Неизвестно |
Алюминий нелегированный необработанный | 2 849,8 | 1 424,2 | 2,00 | Павлодар | 94 429,8 | 51 645,1 | 1,83 | 0,17 | 243,51 |
ИТОГО | 1 488,70 |
*цена импорта или экспорта = стоимость/объем
**разница цены = цена импорта - цена экспорта
*** экономия вычисляется за счет разницы стоимости импорта за границей и потенциального импорта из соседнего региона (в случае если соседний регион не экспортирует достаточного объема для Астаны, учитывается цена экспорта для заполнения спроса Астаны)
Заключение
Заинтересованным структурам и компаниям, возможно необходимо обратить свое внимание на данное наблюдение, и попытаться найти и свести импортеров Астаны и экспортеров соседних областей для дальнейшего сотрудничества. Статистические данные обычно бывают не достоверными, и еще возможно товары, обозначенные одинаковой номенклатурой не схожи и не могут быть заменой друг другу, ОДНАКО, данное наблюдение должно дать направление, что в этих пяти, а может и более продуктов, предприятия г. Астаны имеют потенциал "импортозаместить" данные товары, как для своих экономических интересов, так и для интереса всей страны.