место в рейтинге
  • 712137
  • 7151
  • 402
Нравится блог?
Подписывайтесь!

« Шелковый путь или дорогой Каирбека Сулейменова»

Сегодня мало кто помнит, что однажды в Казахстане был такой министр внутренних дел Каирбек Шошанович Сулейменов. Летом он сел в грузовичек с фруктами и проехался от узбекской границы до Алма-Аты. Обещал наказать и уволить всех, кто грабил на дорогах перевозчиков. Но фиг там...И вот по его следам я, оператор "Интерньюс" Коля Судаков и наш друг журналист Бейсен Куранбек поехали с шымкентским автобусом из Алматы в Шемкент. Снимали сюжет для программы "Айна". Это было в мае 2001 года... Бейсен выходил к ментам, изображая родственика владельца автобуса и разводил. У него была сумка с камерой. Вторая камера была в автобусе.

Вот какой получился материал.


Работу на междугородних автобусах  в Казахстане водители называют адской, и сравнивают с трудом шахтера-забойщика. Но разбитые дороги и дорогая солярка  приносят им меньше огорчений, чем регулярные поборы в пути. После скандального рейса экс-министра внутренних дел Каирбека Сулейменова мздоимство по притихло, но вскоре возобновилось с новой силой. Только на трассе Алматы - Шымкент  «клиентов» ждут до 18 стационарных и передвижных постов.

Общая протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет 87,7 тысячи километров. Из них 17,4 тысячи километров - дороги республиканского значения, в том числе 11,8 тыс. км - дороги международного значения. Практически на каждом десятке километров автострад стоят самодеятельные сборщики податей. Сотни  тысяч долларов ежемесячно утекают мимо государственной казны.

Текст.

На автобусной стоянке возле одного из алматинских рынков начинается дорога, которая кормит сотни людей: водителей, челночников и полицейских. Это лишь маленький кусочек казахстанского транспортного бизнеса - здесь собираются только шымкентские автобусы.  Но уже здесь видно, что рыночные законы в стране существуют только на бумаге. В жизни же действуют феодальные порядки: со своими сборами и податями, налогами и тарифами.

Приехав рано утром, водители сразу начинают готовить машины в обратную дорогу. Водитель автобуса Володя «переобувает» свою машину в новую резину. Каждое колесо обошлось ему в 380 долларов, половину денег он отдал сразу, вторую половину будет выплачивать по частям. Все эти деньги идут из его собственного кармана, такой договор с хозяином его « Мерседеса». Чтобы отработать затраты ему понадобиться 3-4 месяца. Володя говорит, что деньги он вернул бы быстрее, если бы дорога не обходилась так дорого. Солярка подорожала, а поднимать цены на проезд уже некуда – пассажиры просто перестанут ездить. Пока водители заняты своими автобусами, сопровождающие  собирают пассажиров.

Все сопровождающие - без исключения женщины. Они, как и водители, официально оформлены в транспортных фирмах и получают зарплату. Но главный их заработок – это то, что останется у  них сверх той суммы, которую после рейса  нужно отдать хозяину.

Надире Якубовой 50 лет, из них 17  она колесит страну. Ее работа: собрать деньги с пассажиров, рассчитать, сколько нужно на солярку, сколько отдать хозяину автобуса, и главное, сколько денег уйдет полицейским. За полчаса до отправления Надира с тревогой пересчитывает сегодняшнюю кассу - ..14 тысяч,15 тысяч,16 тысяч. Всего вышло 16 тысяч 700 тенге. Из них 16 тысяч уйдет на заправку. А мне еще нужно милицию кормить – говорит Надира- это что получается? Я не знаю, как я концы с концами сведу. Что мне хозяину отдавать, и что у него останется? И водители без хлеба, и я без хлеба, и хозяин без хлеба – вздыхает женщина.

Проезд до Шымкента стоит 700 тенге, но сегодня Надира садит людей и за 500. Ей нужно набрать деньги на дорожный оброк. По дороге автобус ждут около 18 полицейских постов.

 

Так, пожалуйста! В салоне не курить, не пить, матами не разговаривать! –  с такими словами Надира обращается к пассажирам - с вами бог, по краям ангела. С вами матерь божья. Благополучно приехали, живы, здоровы, и чтобы мы благополучно доехали до Шымкента!  С нами в Шымкент едут журналисты, так что не волнуйтесь! Время 14.30. – поехали!

Сама Надира страшно переживает, сегодня на полицию у нее есть всего 2 тысячи тенге, нужно экономить. А сама технология сбора дорожной подати проста и отлажена. Но и в ней есть свои тонкости. Торг нужно начинать со ста тенге. А дальше…как повезет. На остановках из автобуса выскакивает водитель, возвращаясь докладывает Надире: « Повезло! Всего 200 отдал!»

Через час после отправления Надира подводит первые итоги: « Вот сейчас только от Алматы отъехали. Еще 60 километров пути нет, всего километров 40. Уже отдали 700 тенге. Яне знаю, что у нас будет дальше. Раздача идет по 6-7 тысяч, пока мы доезжаем до Шымкента».

На следующем посту из автобуса вышел человек, представившийся хозяином машины. Ему то и объяснили, почему водителям и сопровождающим выгоднее и проще платить деньги полицейским: « Сейчас без регистрации пассажира, хоть он кыргыз, хоть он узбек - штраф 15 тысяч тенге. А с местных: алматинские, шымкентские, смотрим по паспорту, - полторы тысячи тенге. Если каждый раз будем проверять, будем штрафовать. Мы давно сказали: "Хотите, будем работать по уставу, как в армии!" Тогда мы поставим кассу, туда платите. Еще лучше. Мы там получим. Мы  собираем здесь в день 150 тысяч тенге. Там возьмем 50 тысяч, и мы спокойны.»

И снова о технологии,  говорить о том, что деньги берут полицейские, абсолютно нельзя. На каждом посту вертится гражданин в цивильной одежде, он и принимает купюры. Отдав 400 тенге и избежав досмотра, автобус едет дальше.  Сколько автобусов  грузовиков проходят ежедневно по этой дороге – неизвестно. Но как говорят, дорожный оброк обязателен для всех. И если только один пост может собрать до тысячи долларов в день, то суммы сборов на трассе Алматы - Шымкент в месяц могут составлять сотни тысяч долларов. Но водителям и сопровождающим обидно не только это. Надира говорит, что за свои же деньги им приходиться терпеть постоянные унижения: «Они нас очень страшно, до такой низости оскорбляют. Берут их оброк, или налог, или что… Короче снимают с нас деньги, и еще унижают. Мы должны перед ними еще и преклоняться».

Часть этого оброка идет из карманов основной категории пассажиров- челночников. Дорога утомила пассажиров, многие спят, не обращая внимания на работающий в салоне телевизор. Почти все они вчера выехали из Шымкента с товаром, сегодня утром сдали его перекупщикам, купили другие вещи, для продажи в Шымкенте. Бабушка Амина продала в Алматы зелень и  возвращается  домой налегке. Ей не нужно волноваться за товар, как остальным. Она так объясняет эту систему: «Когда меня садят с моим грузом, водитель и хозяин объясняют: "У нас по пути есть милиция. Вы за свой груз будете сами отвечать".  Так что иногда приходиться и нам выходить, упрашивать: «Айналайын!» Если говорить по русски -  идем на такие унижения.  Самые страшные – это в Джамбульской области. Я много лет езжу уже. Как я мучаюсь... Есть  документы, нет документов... Они не смотрят.»

Ровно посредине пути из Алматы в Шымкент на одном из постов полицейские обнаруживают, что в автобусе едут журналисты. Больше ни на одном из постов автобус не останавливали. К тому времени Надира отдала почти 2 тысячи тенге.

Перед Таразом – остановка. На часах 22.30. Автобус  в дороге уже 10 часов. Всех своих пассажиров Надира ведет в небольшое кафе. Здесь чисто, вкусно и качественно готовят, здесь можно немного расслабиться. Надира говорит, что в принципе, эта работа не для женщины. На дороге Надира заработала астму и закупорку вен в  ногах, но ….  Я сама сочинила это  стихотворение, про свою жизнь - говорит Надира - называется дорога:

Дорога, успокой меня немного,

От жалких мелочных обид,

От тех, кого не до любила,

Кого не проводила до порога.

Дорога - это шпалы и откосы,

Куда меня ты приведешь,

А вдруг обманешь да свернешь?

И полетят надежды под колеса.

В половине четвертого утра автобус прибывает в Шымкент.  Тринадцать часов в дороге, водитель говорит, что доехали не плохо. Перед Шымкентом полил дождь, да и всю дорогу приходилось беречь машину, дороги ужасные. Надира прощается с пассажирами, они забирают свой товар и отправляются на базар. Как только рассветет – начнется торговля. А через два дня Надира снова повезет своих клиентов в Алматы и обратно.

Прощаясь с Надирой, я спросил, почему она единственная не побоялась взять в машину журналистов.  Просто устала от унижений – говорит Надира Якубова - Самое главное для меня - честь. Я сколько лет прожила и никогда в жизни не роняла свою честь. Они мне, конечно, не дадут работать. Может, будут в дороге прищемлять, будут стараться меня за мою правду убрать... У меня и так жизнь тяжелая, но я не боюсь, я не боюсь.

31 августа 2010, 0:36
896

Loading...

Комментарии

щас не так. автобусы идут без остановок. разве что на пописить. но там я полицаев не видела. да и цена уже 2 000-2 500 тенге.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 18326
  • 54
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 7312
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4921
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4750
  • 16
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4856
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 4160
  • 34
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 4461
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 3317
  • 14
Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Я не "Свидетель Иеговы". Мне приходилось защищать в судах и кришнаитов и коммунистов, хотя я и не разделяю их убеждений. Я защищаю свободу совести. Сегодня "Свидетели Иеговы", завтра,- каждый из вас.
nasreddin
25 марта 2017 / 17:18
  • 3218
  • 37