Yvision.kzYvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
23
22:32, 11 апреля 2016

Десять космических треков ко Дню космонавтики

12 апреля мир отмечает как памятную дату, посвященную триумфу науки и прогресса. В 1961 году в этот день советский космонавт Юрий Гагарин стал первопроходцем космоса, открывшим человечеству дорогу к загадочным просторам Вселенной. Начало празднованию годовщины знаменательного события в СССР было положено уже через год – по предложению Германа Титова с 1962 г. в СССР отмечают День космонавтики.  В 1968 году Международная авиационная федерация утвердила 12 апреля в качестве Всемирного дня авиации и космонавтики. Наконец, в 2011 году Генассамблеей ООН (одним из пунктов повестки в тот раз был вопрос о международном сотрудничестве в деле мирного освоения космического пространства) была принята резолюция, в которой памятный день был объявлен Международным днем полета человека в космос.

Дань подвигу советского космонавта отдают в мировом масштабе не только крупные международные организации. В 2001 году в память о первом полете человека в космос группой американских энтузиастов был основан ежегодный международный фестиваль, получивший наименование «Yuri’s Night» («Ночь Юрия» или «Юрьева ночь»). Основное его предназначение – популяризация идей исследования и освоения космического пространства среди широких масс. Мероприятия, посвященные «Ночи Юрия» (а стартует празднество ровно за неделю до 12 апреля) включают в себя выставки, актерские и музыкальные представления, конкурсы с розыгрышем призов космической тематики и многое другое.

Как видно, интерес жителей нашей планеты к покорению космоса и его первопроходцам не ослабевает. В свою очередь, я предлагаю читателям отметить 55-летие первого полета человека в космос под музыкальное сопровождение десятки треков, выдержанных большей частью (ввиду музыкальных пристрастий составителя) в жанре электронной музыки. Поехали!

Rockets – «Cosmic Race»

Основанная в начале 70-х годов французская группа «Rockets» была своеобразной «сборной Европы». Французский вокалист Кристиан Ле Барц и гитаристы Жерар Лер и Ален Маратра, немец по происхождению Ален Гротцингер, взявший на себя ударные, и итальянский клавишник Фабриче Куалиотти создали стиль, названный музыкальными журналистами «космо-роком» (фактически, электро-поп, изрядно приправленный партиями на электрогитарах). Шестым участником коллектива по праву считался продюсер Клод Лемон, создавший своим подопечным запоминающийся образ: футуристические костюмы, серебристая кожа и активное использование искаженных вокодером голосов создавали впечатление, что их обладатели – пришельцы из другой галактики. Правда, уже к середине 80-х годов группа начала отходить от имиджа космических засланцев и подрастеряла многих участников оригинального состава, а к началу 90-х ее деятельность и вовсе сошла на нет. В 2002 г. Фабриче Куалиотти, самый младший из «классического» состава «ракетчиков» возродил проект, исполняя старые хиты в современных аранжировках, однако, как относятся к этому глумлению над прахом кумира бывалые фанаты ансамбля, пояснять, думаю, не нужно (тут все, как в старом анекдоте: «Как пришелец, так и ушелец…»).

Образ инопланетных гостей определил тот факт, что львиную долю в репертуаре группы составляют песни о космосе и инопланетянах, и при выборе номера для моего праздничного трек-листа глаза просто разбегаются. Тут и торжественная «Run To The Stars», и «One More Mission», исполненная от лица космонавта, тихонько сходящего с ума в одиночестве на орбитальной станции и многое-многое другое. Я остановил свой выбор на песне «Cosmic Race» с альбома «On The Road Again» 1978 года. Тяжелое гудение синтезатора, тревожные электронные звуки и несколько старомодное звучание трека невольно вызывают перед взором картины времен первых полетов в космос: тяжко взмывающие ввысь космические аппараты, несущие свои экипажи вперед к Неизведанному...

Vacuum – «I breathe»

В 1996 г. дембельнувшийся из «Армии любовников» («Army of  Lovers») Александр Бард сосредоточился на своем новом проекте – группой «Vacuum». Вышедший через год альбом «Plutonium Cathedral» изобиловал песнями с научным подтекстом, причем пара композиций открывавших альбом – «Parallel Universe» и «I breathe» – была посвящена космическо-астрономической тематике. В итоге «I breathe» вообще стала самой известной песней группы, а строки из припева:

«I breathe clouds beneath my window

I see rockets in the sky

I feel satellites in limbo

I breathe oxygen up high»

прямо таки тянут на гимн победоносно шествующей по планете космической технократии.

Также хит «Вакуума» примечателен русскоязычной пародией «Похмелье в невесомости», клипом для которой стала нарезка кадров из голливудского фильма «Аполлон-13» (что характерно, «alcohol» фигурировал и в оригинале, но только в качестве ракетного топлива!). В моей подборке она пройдет вне списка.

Melotron – «Der Kosmonaut»

Немецкая группа «Melotron» классический пример исполнителей широко известных в узких кругах. Появившаяся в 1995 г. на волне моды на электро-поп-исполнителей, она очень скоро снискала от фанатов стиля гордое звание «немецкий Depeche Mode» и окончательно опровергла заблуждение о грубости и неромантичности немецкого языка (а большинство песен «Мелотрона» принципиально поется на родном языке). Вышедший в 2003 г. альбом «Sternenstaub» («Звездная пыль»), на мой взгляд, стал самым лучшим в дискографии группы. Поскольку альбом получился крайне меланхолическим и депрессивным, песня про покорителя космоса не звучит здесь так торжественно, как предыдущие. Эйфория от очередного достижения прогресса здесь меняется смесью тревожной настороженности и умеренного восхищения человека, впервые попавшего в непривычный и загадочный для себя мир:

«И чернота движется все быстрее

И сердце бьется все чаще

Бог знает, что тут происходит

Здесь кругом полно звезд…»

Приятно также, что среди названий обозначающих человека, совершившего космический полёт было выбрано родное для нашего уха слово «космонавт» (не «астронавт» и даже не немецкий «раумфарер»!) – здесь, очевидно сказалось ГДР-овское детство музыкантов.

Земляне – «Трава у дома»

Конечно же, без самой известной русскоязычной космической песни, которой в 2009 г. решением «Роскосмоса» наконец-то был официально присвоен давно заслуженный статус «Гимна российской космонавтики» в моей подборке не обойдется! Любопытно, но первоначально «Трава у дома» не была посвящена  именно космонавтам и внеземным полетам – основной ее темой была тоска по родному дому как таковая. Однако, когда в 1982 г. участниками ансамбля «Земляне» было решено подготовить песню к очередному Дню космонавтики, именно ее текст был переделан в теперь привычно звучащие для нас строки.

Bad Sector – «April 12, 1961»

Стиль, в котором творит Массимо Магрини, итальянский электронный музыкант и инженер, скрывающийся под зловещим названием «Bad Sector», называют «научным эмбиентом». Работая над материалами для своих альбомов, которые практически всегда объединяются какой-либо единой научной или философской концепцией,  Магрини не ограничивается звуками, извлекаемыми из синтезаторов. В дело идут щелчки счетчиков Гейгера, записи кардиограмм, перехваченные радиопереговоры и еще множество разных индустриальных звуков. В 2005 году «Bad Sector» разразился целым альбомом, посвященным достижениям советской космической программы, который получил название «Kosmodrom».

«Эта тема увлекала меня с самого детства, – откровенничает Массимо. – Я всегда предпочитал русскую космическую программу американской – по ряду причин. Одна из них заключается в том, что США активно пользовались религиозной риторикой, которая мне отвратительна (можно вспомнить хотя бы эпизод, имевший место в 1968 г. во время миссии «Аполлон-8», когда американские астронавты в прямом эфире зачитывали строки из библейской Книги Бытия – примечание d-e-m.). Другая причина заключается в том, что американцы не заслуживают полного доверия (они признали, что некоторые из всем известных фотографий лунной программы “Apollo” являются на самом деле подделкой). Но главная причина моего интереса объясняется тем, что русская программа, которая, разумеется, являлась частью советской пропаганды, была преисполнена эпических и величественных чувств, которые гораздо ближе моему личному видению космоса».

Space – «Magic Fly»

Французский ансамбль «Space» и его основатель Дидье Маруани для меломанов со стажем в представлении не нуждаются. Мало какая зарубежная группа могла похвастаться огромной популярностью среди граждан Советского Союза вкупе с благожелательным расположением к себе советских властей. Музыка «Space» звучала в нашей стране не только с магнитофонных записей, но также из динамиков радиоприемников и телевизоров – в виде заставок к научно-популярным программам.. Летом 1983 года группа даже провела турне по СССР, включившее в себя два десятка концертов в Москве, Ленинграде и Киеве. Организация визита Маруани сотоварищи очень удачно совпала по времени с полетом советского космического корабля «Союз Т-6», в составе которого был первый французский космонавт Жан-Лу Кретьен (кадры, изображающие участников совместной советско-французской экспедиции демонстрировались в качестве видеоформления к концертам).

Инструментальный трек «Magic Fly», пользовавшийся особенной славой среди поклонников группы,  изначально был задуман в качестве музыки для передачи о космосе. Произведение, навевавшее какие-то неземные чувства, стало классикой жанра и предопределило тематику дальнейших творений музыкантов – ими было принято решение и дальше использовать синтезаторы при создании музыки.

Стоит заметить, что позднее, в 1987 году, в свет вышел альбом «Space Opera», примечательный помимо приятного электронного звучания тем, что один из его экземпляров был доставлен на орбитальную станцию «Мир» и, как указывает Книга рекордов Гинесса, стал первым музыкальным произведением, прослушанным в космосе. Хотя сам Дидье Маруани утверждает, что еще в 1983 г. при встрече на авиасалоне в Ле-Бурже космонавты Анатолий Березов и Валентин Лебедев рассказывали ему, как прослушивали и более его ранние вещи во время нахождения на орбите.

Kraftwerk – «Spacelab»

Грандиозным выступлениям «Space» в СССР их западногерманские коллеги из группы «Kraftwerk» могли только тихо позавидовать. Большим поклонникам советских художников-конструктивистов, коими были отцы-основатели «Электростанции», удалось побывать с концертами в России лишь в 2003 г. Вообще сложно рассказывать о музыкантах, фактически заложивших фундамент современной электронной музыки, в нескольких строках – эти «боги из машины» по праву заслуживают отдельного поста. Поэтому предлагаю читателям просто насладиться композицией «Spacelab» с альбома 1978 года «Man-Machine».

Biosphere – «Mir»

Норвежец Гейр Йенсен, создатель электронного проекта «Biosphere», черпает вдохновение во мраке полярных ночей, нарушаемом лишь неверным светом звезд и полярных сияний. В числе интересов уроженца находящегося за Северным полярным кругом города Тромсе числятся археология, история и астрономия. Последнее, вероятно, и обусловило выход в 1992 году альбома «Patashnik», инспирированного во многом советскими космическими экспедициями. Название альбома обязано своим появлением курьезу – один из друзей Йенсена, немного изучавший в свое время русский язык, уверял музыканта, что этим словом зовут на родине все русских космонавтов (судя по всему, товарищ немного исказил слово «путешественник»). Одноименный трек представляет собой ритмичную электронику, изрядно уснащенную русскоязычным сэмплом «Получаю данные… получаю данные… 18-38», призванным создать впечатление переговоров с Землей. Куда интересней, на мой взгляд, получился трек «Mir», названный в честь знаменитой орбитальной станции. Это название было дано автором в дань уважения космонавту Сергею Крикалеву, который в 1991-92 гг. пробыл на станции «Мир» 311 суток подряд. Гипнотизирующий, усыпляющий, несколько монотонный эмбиент, в который изредка вклиниваются обрывки переговоров с Землей – кому как не жителю заполярья понять чувства космонавта, проведшего в космосе почти год!

Зодиак – «Зодиак»

Группа «Зодиак» была своеобразным советским ответом на западную электронную инструментальную музыку. Главная роль в творчестве группы, особенно в начальный период ее существования, отводилась научно-фантастической тематике. Музыканты приглашались для написания звуковой дорожки к 20-минутному документальному фильму «Звездная палитра», посвященному увлекавшимся рисованием космонавтам Алексею Леонову и Владимиру Джанибекову. В ходе работы над саундтреком участникам группы удалось побывать в Звездном городке и лично познакомиться с героями картины, что придало им дополнительный творческий стимул, проявивший себя в последующих работах коллектива.

Одноименная с названием группы композиция может считаться эталонным образцом творчества «Зодиак». Загадочность и какая-то нечеловеческая холодность и отстраненность музыки прямо-таки заставляют ощутить чувства людей, встретившихся лицом к лицу с безграничным Космосом.

ППК – «Воскрешение»

В 1978 году советский композитор Эдуард Артемьев написал саундтрек к фильму Андрея Кончаловского «Сибериада». В 2000 году музыкальная тема, использовавшаяся в финальной сцене гибели главного героя фильма, получила второе дыхание в виде электронного трека ростовской группы «ППК» с символическим названием «Воскрешение». Музыканты снабдили мелодию переговорами космонавтов и анимированным видеоклипом с футуристическим звездолетом и кадрами архивной кинохроники, сделав мелодию еще одним произведением на космическую тематику. Трек стал популярен не только на постсоветском пространстве – он долгое время находился на вершинах британского хит-парада, а известные ди-джеи, такие как Пол Окенфолд и Армин Ван Бюрен, включали его в свои сеты.

Еще раз поздравляю всех читателей с Днем косомнавтики и жду от них собственных музыкальных дополнений на праздничную тему!

23