Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
14:31, 29 августа 2010

Как разговаривать по телефону. Советы.

Как-то пожаловалась одна редактор новостей, что ее журналисты не могут ни с кем договориться о съемках. Ну какой-то нонсенс, просто. Зашла в редакторскую, послушала, как они разговаривают по телефону и поняла, что собственно понятно, почему не могут. Потом мы с Blog post imagee_suleimenov написали вот такие советы для начинающих журналистов.

- Алло, это психушка? я журналист!
- Здравствуйте, журналисты - это наш профиль!
Все репортеры много времени проводят за телефонными разговорами. Мы ищем информацию, поддерживаем отношения с нашими источниками, пытаемся договориться об интервью, - все это по телефону. Так что умение говорить по телефону – это базовый навык для журналиста.
- Здравствуйте, я журналист, это дезинтеграция.
- Здравствуйте, нет, дезинфекция.
- Ну, я так и говорю.
- До свидания.
Не ошибайтесь в названии организации, называйте правильно имя отчество директора (посмотреть можно в справочнике, газете, Интернете). Если не можете запомнить, напишите на бумажке, несколько раз прочитайте и только потом звоните.
- Здравствуйте, я журналист.
- Здравствуйте, из какого издания.
- Ну, я как бы, не совсем журналист, я как бы только учусь, а вот сейчас мне надо сделать материал о вашей организации, но я как бы вне штата.
- До свидания.
Прежде чем звонить, необходимо четко проговорить для себя то, как вы будете представляться. Штатный ли вы сотрудник или блоггер, вы должны сформулировать свое представление так, чтобы ни у кого не возникало вопросов в вашей компетентности.

Очень удобная фраза – Я готовлю материал для газеты (телеканала, веб-издания)… Вы можете назвать любое из СМИ, с которым сотрудничаете. Так вы никого не обманываете, не называя себя штатным сотрудником, но само представление звучит солидно.
- Здравствуйте, я журналист.
- А я уборщица. До свидания.
Прежде чем представляться, поймите, туда ли вы звоните, смогут ли по этому номеру телефона дать вам необходимую информацию. Может быть, сначала нужно заинтересовать собеседника вашей проблемой, и только потом представиться. Но представляться нужно в любом случае, особенно если вы потом будете использовать информацию, полученную по телефону. По закону, вы должны получить разрешение на использование в своем материале таких ответов.
- Здравствуйте, а Иван Петровича нет?
- Нет, конечно. До свидания.
Вопрос со словом НЕТ – один из самых опасных для журналиста. Конечно, секретарю удобнее сказать, что шефа нет. А вы сами подсказываете ответ. Вам обязательно нужно узнать, когда будет интересующий вас человек, может ли кто-то дать вам информацию без него. Узнайте, когда вы можете еще позвонить, или когда перезвонить. Не сдавайтесь.
Вовлекайте собеседника в разговор. Объясняйте, почему вам важно узнать эту информацию, получить этот комментарий. Используйте выражения «Подскажите мне, пожалуйста», «Посоветуйте, мне, пожалуйста»
- Здравствуйте, я журналист, вы мне должны…
- До свидания.
Конечно, по закону вам должны предоставлять информацию. Но по закону опять, же вы должны написать официальный запрос и ждать 3 дня. А если вам нужно по телефону и сейчас.
Льстите, особенно если вы делаете простой информационный материал, и ваша лесть не обяжет вас, сделать односторонний материал. Используйте выражения «Никто, кроме вас мне не поможет», «Только вы можете мне посоветовать, кто может быть экспертом по этой теме»
- Здравствуйте, это вам с телевидения звонят.
- До свидания.
Часто журналист до краев наполнен собственной значимостью - как же, я выполняю важную миссию, я несу людям правду. Но, многие респонденты уверены, что журналисту надо всего лишь выполнить задание редактора, сдать статью или снять сюжет- потому что иначе не получит зарплату. Но журналист продолжает настаивать- вы просто обязаны делиться со мной, потому что меня общество уполномочило давать ему информацию. И здесь журналисту все же придется искать баланс интересов, и спрашивать себя - а почему мне все же должны давать информацию? И предлагать другие аргументы, а не «качать права» тем более по телефону.
Сделайте собеседника своим союзником. Используйте выражения «Да, я вас понимаю, но и вы меня поймите».
К примеру, «Да, я понимаю Иван Иванович, что завтра у вас пресс-конференция, но у нас сегодня уже на заправках огромные очереди автомобилистов, которые не могут заправиться. Давайте мы сегодня дадим два ваших слова, и таким образом анонсируем пресс-конференцию».
И еще:
  1. Не бойтесь звонить по телефону. Самое страшное, что может случиться, это то, что вам откажут. Но это будет человек, которого вы не видите, и его отказ не может повлиять на ваше самоуважение (Почерпнули у Рэндалла в книге «Универсальный журналист»).
  2. Будьте вежливы, вкрадчивы, и старайтесь улыбаться. Пусть никто вас не видит, телефон передает интонации.
  3. Легкая провокация типа «Если вы нам не дадите информацию, мы выдадим этот материал односторонним» возможен только тогда, когда вы уверены в информации, и у вас уже сложились определенные отношения с человеком, с которым вы говорите по телефону.
  4. ВЕРЬТЕ, что ВАМ ДАДУТ ОТВЕТ! Вера, что у вас все получится, наполнит ваш голос особой уверенностью, которой можно увлечь собеседника.
  5. Если ничего не помогает, жалуйтесь на редактора, говорите, что он вас уволит, если вы не добудете информацию.
  6. Тренируйтесь. Все приведенные в этой статье примеры случались в реальной жизни с реальными журналистами, которые потом стали профессионалами.
0