Yvision.kzYvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
22
03:02, 14 марта 2016

Амал мейрамы құтты болсын! На вершине Отпан тау

Праздник весны на западе Казахстана отмечают на неделю раньше Наурыза - праздник Амал мейрамы (также его называют Көрісу) 14 марта здесь, наверное, даже популярнее, чем сам Наурыз. Некоторые этнографы объясняют сохранение самобытных традиций региона тем, что территория нынешней Мангистауской области из-за географического положения, пустынных пространств плато Устюрт долгое время была изолирована от других регионов. Поэтому здесь сохранились многие традиции, верования, легенды, забытые или неизвестные в других областях Казахстана. В день Амала принято обойти всех родственников и друзей, постучаться минимум в 40 дверей, младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки, ставят юрты, готовят наурыз-коже.

В статье археолога Андрея Астафьева "Мангистауский Наурыз" очень подробно расписано мнения, почему западные казахи начинают отмечать этот праздник именно 14 марта: "Ответ, вероятно, кроется в системах счета времени, бытовавшего у кочевого населения Казахстана в древности. По преданиям, счет месяцев у казахов определяется луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши (народные астрономы и предсказатели) постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц - на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Однако у казахского народа сохранились  отголоски счета времени  и по солнечному календарю, где каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Ведя счет времени по луне, кочевники вносили в него поправки по солнечному календарю. В тюркской символике Луна связывалась с мужским началом, а Солнце – с женским. Древние тюрки делили год на четыре цикла: весна, лето, осень и зима. Кроме того, год делился на 24 сезона по 15 дней в каждом. Каждый сезон состоял из трех малых сезонов, в каждом из которых было по 5 дней.  Отправной точкой счета наступления Нового года являлся   день весеннего равноденствия.

Выходит, что в тюркском календаре нет стыковки с датой 14 марта.

Однако, известно, что у тувинцев и монголов счет времени велся девятками дней, которые группировались в четыре температурных цикла, совпадающих в основном с четырьмя сезонами солнечного года. Отсчет велся с зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок - это время "рождения" и "умирания" мороза (с 23 декабря до 14 марта).  С 14 марта наступала весна - время "взросления" листьев и пение кукушки. Следом за началом весны праздновалась дата весеннего равноденствия."

Основные мероприятия, посвящённые празднику, в Мангистау проводятся на горе Отпан тау. Высота горы всего 532 метра, но в области она считается самой высокой. Раньше на ней зажигали огни, чтобы предупредить о военной опасности, теперь огонь зажигается только раз в год в ночь с 13 на 14 марта, чтобы отдать дань памяти предкам. Ежегодно ответственность за зажигание огня передаётся от одного рода к другому, например, в этом году его зажигали потомки Косай-ата.

К сожалению, на сами празднования в этом году не попал, но за пару дней до них после конференции AmalTalks удалось посетить гору Отпан тау и мемориал Адай-ата, который находится на его вершине.

Blog post image

В народных преданиях местных казахов сохранилась информация о неделе между 14 и 22 марта. Возвращаясь к статье Астафьева: "Это время на Мангистау совпадает с Бескунаком, холодным и ветреным периодом. По  казахской легендарной традиции в это время в степи замерзли пять гостей. В мангистауской трактовке это время описывается по иному. Предания упоминают 365 святых, живших здесь, пятеро из которых пришли в эти края и не остались. Среди исследователей происхождения названий месяцев и сезонов казахского народного календаря есть мнение, что соотношение 360 и 5 ничто иное, как полный годовой цикл, определяемый 30-ти дневным месяцем. В конце года к 360 дням прибавлялись 5 - 6 дней, которые ни в один из месяцев не входили, были “чужими” для них, поэтому назывались Бескунак. Казахстанским этнографом М. Искаковым этот период определяется с 17 по 21 марта".

Время сейчас в Мангистау и правда холодное с пронизывающим ветром.

Blog post image

Статуя волка - тотемного животного тюрков на вершине горы.

Blog post image

Центральную часть комплекса, конечно же, занимает мавзолей Адай-ата, родоначальника адайцев. Башни справа и слева от него построены в память о его сыновьях Келимберды и Кудайке.

Blog post image

Blog post image

Ворота.

Blog post image

Название "мавзолей" по отношению к мемориалу не совсем верное, потому что захоронения Адай-ата здесь нет, но внутри всё же установлен кенотаф (имитация захоронения).

Blog post image

Купол мемориала.

Blog post image

Экран с прямой трансляцией камер видеонаблюдения внутри мемориала.

Blog post image

Тамга рода адай - стрела. Каждый год ходят слухи, что во время празднования Көрісу облака на небе возле горы складываются в форме стрелы, но каждый раз люди утверждают, что сфотографировать их не получилось.

Blog post image

У подножия горы построили круглый Аксарай вместимостью до тысячи человек, в котором работает этнографический музей и проводятся различные мероприятия, в том числе и в честь Амала.

Blog post image

Чаша, на которой разжигают огонь в ночь с 13 на 14 марта.

Blog post image

Вид на мемориал со стороны чаши.

Blog post image

Blog post image

Дерево желаний.

Blog post image

Позолоченные купола мемориала в тумане.

Blog post image

Спасибо за внимание!


Подписывайтесь на меня также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

22
4059
5