Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:19, 08 марта 2016

Подмоченная репутация Mei-Foo

Blog post image

Что могло быть лучшим подарком для женщины желающей создать семейный уют, чем избавление ее от вековой темноты возле домашнего очага? Для миллионов женщин прошлого столетия во всем мире таким подарком стал продукт индустриального прогресса - обычный светильник.

Его триумфальное шествие по Америке началось с патента американца Майкла Дица, который 1857 году зарегистрировал свою конструкцию лампы, после чего созданное на три года ранее канадским врачом Абрахамом Геснером горючее масло из каменного угля, превратилось в самый ходовой товар. Низкое качество нового продукта побудило бизнесменов из Нью-Йорка открыть в 1854 году первую в мире нефтяную компанию Pennsylvania Rock Oil Сompany, для которого известный ученый, профессор Салливан разработал технологию перегонке нефти в промышленных масштабах. После первых заводиков основанных в Пенсильвании в 1859 году, через десять лет в США уже насчитывалось 34 компании по производству керосина на сумму 5 миллионов долларов в год, две трети которого шло на экспорт, поскольку огромные территории в Европе, России, Азии и Америке оставались без угольного и газового освещения, а электричество появилось лишь в конце века.

Blog post image

Джон Д. Рокфеллер сыграл в этой индустриальной гонке наиболее значительную роль, заложив основы нефтяной промышленности. На пути к своему успеху он был безжалостен к своим конкурентам, в тоже время обладая предпринимательским чутьем и прозорливостью, проявлял и удивительные организационные способности. Сколотив первоначальный капитал на торговле углем и зерном, он направил свои вложения в переработку и транспортировку нефтепродуктов построив в 1862 году в Кливленде керосиновый завод, а следом и еще ряд подобных предприятий. Вступив в тайный сговор с руководством железных дорог Пенсильвании, в 1870 году он основал компанию Standard Oil замыслив гениальную стратегию продаж, основанной на низких ценах и качестве, что отразилось в самом названии компании.

Blog post image

"В начале 1870-х годов, керосин проник Китай, Японию и другие далекие места, и один американский путешественник в 1874 году увидел название компании Standard Oil на жестянках с керосином, мелькающих в древних кварталах Вавилона и Ниневии," писал Рон Чернов в издании Titan, описывая биографию Рокфеллера. Не ограничиваясь американским рынком и в поисках новых возможностей, компания Standard Oil в 1882 году направила своего представителя Уильяма Герберта Либби в Юго Восточную Азию, где он раздавал проспекты, восхваляющие безопасность керосиновых ламп Socony (Standard Oil Company New-York). Либби продал за бесценок, а где и  роздал бесплатно восемь миллионов керосиновых ламп под брендом Mei Foo (美孚), что означало в переводе с китайского "хорошая репутация", которая впоследствии вызвала и рост продаж керосина. Небольшая и экономичная лампа, потребляя всего один галлон (3,79 л.) на 240 часов работы, она быстро завоевала сердца не только в китайских семьях, но и во всей Юго-Восточной Азии.

Blog post image

"Во многих странах мы должны были научить людей ... сжигать нефть, делая для них светильники," писал Рокфеллер в своих воспоминаниях. "Мы создали такую упаковку для керосина, чтобы она могла переносится верблюдами или на спинах курьеров в самых отдаленных частях мира; мы адаптировали торговлю к потребностям странного народа". Это было, конечно, преувеличением. "Странный народ" Китая  использовал горящее масло в светильниках за тысячелетия прежде, чем кто-либо и когда-либо начал мечтать о мировом господстве Standard Oil Company.

Не обошел своим вниманием Рокфеллер и Россию. До сих пор у большинства исследований на эту тему преобладает стойкое заблуждение, что главной причиной, вызвавшей резкий спрос на нефтепродукты в России и Казахстане во второй половине 19-го века, являются значительно возросшие потребности промышленности. Упорно не обращалось внимание на то, что в этот период преимущественным товарным продуктом российской нефтепереработки был керосин, используемый в основном в осветительных лампах и в примусах для приготовления пищи. И хотя к тому времени в Санкт-Петербурге нашло применение масляное, спирто-скипидарное, свечное, а также газовое освещение, столичная Дума исходя из целей экономии искала "устройство нового вида освещения". Используя поначалу предложения американца Ласло Шандора, который обошел шведский торговый дом "Нобель и К°", а затем француза Ф. Боаталя, столичные чиновники перевели освещение улиц на керосиновые фонари.

Вполне понятно, что за ними последовали и остальные города, а основной объем импортного керосина к 1872 г. поставлялся компанией Standard Oil из Северной Америки, и лишь незначительная часть в 62 тыс. пудов (0,03%) приходила из Галиции и Румынии. Но у Рокфеллера в России появились серьезные конкуренты в виде Ротшильдов и Нобелей. 18 мая 1879 г. императором Александром II  был утвержден устав Товарищества нефтяного производства братьев Нобель, которые монополизировали добычу и переработку нефти на Апшеронском полуострове. А 1 июля 1883 г. было создано Батумское нефтепромышленное и торговое общество, которое спустя три года продало контрольный пакет акций парижскому банкирскому дому Ротшильдов, сменив название на Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество.

После разработки нефтяного месторождения Карашунгул в 1899 году, а через 12 лет Доссора и Маката, к 1914 году в Казахстане добывалось уже свыше 200 тысяч тонн нефти в год. К 1890-му году, общий объем добычи нефти в Российской империи на короткое время даже превзошел добычу в США, и Рокфеллер с живостью отреагировал на этот вызов, используя некоторые из своих нелицеприятных методов. Встревоженный действиями своего главного сверхмощного конкурента в России, Standard Oil нанял британских адвокатов, чтобы распространить слухи о "еврейском заговоре" в попытках остановить проход танкеров конкурентов через Суэцкий канал. Так зарождалось скрытое соперничество между Рокфеллерами и Ротшильдами переросшее затем в самую беспощадную войну в истории нефти.

Blog post image

Открытие в 1869 году Суэцкого канала положило конец гонкам "чайных" клиперов и по сути ознаменовало собой победу пароходов над парусным флотом, но сама чайная торговля стала стремительно развиваться, но только теперь не с Китаем, а с Индией. В том же 1869 году на острове Цейлон внезапно погибли все кофейные плантации и на их месте англичане стали выращивать чайные кусты как и на континентальной части. А вскоре об аромате цейлонско-индийского купажа узнал весь мир, который затмил собой вкус китайского чая. К тому же, путь из Гонконга в Лондон парусников с грузом китайского чая требовавший около 90 дней, теперь у пароходов совершавших рейс из Бомбея в Лондон занимал 17 суток. Пароходы стали приходить первыми, получая большую прибыль и лучшие заказы, а парусным судам пришлось сменить грузы и маршруты.

14 ноября 1875 г. премьер-министр Англии Дизраэли обратился с просьбой к сэру Лайонелу Ротшильду, тогдашнему главе лондонского банкирского дома Ротшильдов, предоставить заем правительству в 4 млн. фунтов стерлингов на приобретение 177 тыс. акций, находившихся в руках  египетских властей. На что, Лайонел, не моргнув и глазом, согласился. Так Великобритания заполучила контроль над Суэцким каналом, что впрочем никак не помешало торговле опием Ост-Индской компанией.

Главным посредником между британской Ост-Индской компанией и китайской Триадой, выступали партнеры по торговому дому "Джардин, Мэтисон и К°", некий авантюрист Джардин и его подельник шотландского происхождения Джеймс Николас Сазерленд Матесон, которые содержали склады опия и собственные суда для перевозок на острове Гонконг. После отмены в 1834 году монополии на торговлю с Китаем Ост-Индской компании, наркоторговцы усиленно занялись любимым делом - вовлечением миллионов китайцев в потребление опиума, активно поддерживаемых властями Великобритании. И не удивительно, что финансовые потоки крупнейшего в мире наркотрафика, возглавил Томас Сазерленд из древнего масонского клана Сазерлендов, к которому принадлежал и Джеймс Николас.

Так в Гонконге в 1865 году возник "шотландский" банк HSBC, где одним из главных акционеров значились Ротшильды, основной оборот которого составляли доходы от наркоторговли. Предвидя угасание доходов от этой торговли, ставшей позорной страницей в истории Британской короны, Ротшильды устремили свои взгляды в другую сферу приложения своих капиталов - добыче и переработке нефти для последующей продажи на обширном азиатском рынке.

Blog post image

Рост потребности в освещении, связанные с появлением в Европе австрийских и немецких компаний по производству керосиновых ламп, вывел концерн Royal Dutch-Shell в мировые лидеры по нефтедобыче и торговле нефтепродуктами. Лондонец Маркус Самюэл основав в конце 70-х свое предприятие Shell по торговле ракушками,  вскоре понял, что потребности в керосине для освещения в Индии, Китае и Индонезии открывают огромные перспективы. Поначалу корабли Shell занимались морскими перевозками нефтепродуктов всех нефтедобывающих компаний, принадлежащих Ротшильдам, шведской фирме "Нобеля", и рокфеллеровской Standard Oil. Но, затем при посредничестве фирмы Рот­шильда,  в 1903 году в Лондоне, состоялась встреча Генри Детердинга, главы Голландского акционерного торгового общества и Маркуса Самюэла, что привело к объединению этих двух компаний в одну - англо-голландскую Royal Dutch-Shell.

Blog post image

Причиной конфликта, разгоревшегося между Royal Dutch-Shell и Standard Oil, был китайский рынок с его 400 млн. жителями, котором Standard Oil раздавала лампы Mei Foo  в расчете на потребление керосина собственного производства. Но, по­скольку, Royal Dutch-Shell теперь принадлежа­ли нефтяные месторождения Индонезии, лампы Socony наполнялись  китайцами керосином  его конкурентов. Рокфеллеру не удалось повторить свой американский успех в завоевании китайского рынка, что привело поначалу к разделу мирового рынка в 1928 году между крупными нефтяными концернами, а впоследствии и созданию международных неф­тяных картелей.

Но рост автомобильного производства в Детройте, начатый Генри Фордом в 1895 году с мастер­ской по производству автомобилей, открывал новые возможности для Рокфеллеров. Не менее многообещающим был рост морских пароходных перевозок, в которых суда оборудованные дизелями к началу второй мировой войны уже составляли половину мирового флота.

Но до этого времени Рокфеллеру пришлось столкнуться со своими конкурентами на российском рынке.

Продолжение следует.

0
817
1