Yvision.kzYvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
14
03:37, 28 февраля 2016

Скука классического балета. «Щелкунчик» в ГАТОБ

В классическом балете позиции, па и прыжки строго заданы, все великие балеты сделаны из этого ограниченного количества кирпичиков, «Щелкунчик» в том числе. И никому не скучно: новогодняя праздничность, музыка Чайковского, завораживающие танцы на пуантах, сказочный сюжет, чудесные костюмы и фантастические декорации. Премьера ГАТОБ сумела стать нудной.

Обычно этот балет показывают неделю до и после Нового года, однако премьера, полные аншлаги, и директор ГАТОБ Аскар Бурибаев сказал в своем интервью, что пока зритель ходит, «Щелкунчика» будут показывать хоть до лета. Стало интересно посмотреть балет, внесший лепту в двадцати процентное увеличении заполняемости зала по сравнению с прошлым годом. Сравнить ту и эту постановки не могу, я не помню прежнего «Щелкунчика», видела его сто лет назад в исполнении Маши Лейлой Альпиевой, и двести лет тому назад, еще во Дворце Республики, в исполнении Маши Гульжан Туткибаевой.

ГАТОБ поставил Щелкунчика в редакции народной артистки РК Г. Туткибаевой. Можно сделать небольшие вариации и получить авторские права и всё с этим связанное. Помню, в интервью Николай Цискаридзе* говорил, что это нечестно, или делайте полностью свой балет или не трогайте классику. Либретто «Щелкунчика» написал Мариус Петипа, то есть сделал план балетных экспозиций, определил для Петра Ильича характер музыки, количество тактов и размер, а саму хореографию сделал его помощник Лев Иванов. После, в советские времена, в 30х годах, Василий Вайнонен сделал свою, уже классическую редакцию. Николай Максимович по этому поводу сказал, что до эпохи видеозаписи балеты передавали из ног в ноги, его педагог Марина Семенова говорила ему, что Вайнонен взял структуру балета Петипа-Иванова, полностью некоторые мизансцены, более точной информации нет.

Я видела много «Щелкунчиков», в том числе и Вайноненовский в Мариинском театре. Всех Щелкунчиков можно разделить на две группы: классические, различия которых, по словам того же Николая Максимовича, состоят в том, что: «У Григоровича – фуэте, у Вайнонена – кабриоли, а у Барышникова – гранд-пируэты…». И современные, где меняют все, от прочтения сюжета, до хореографии. Особенно меня поразил «Щелкунчик» Раду Поклитару из Киева - мыши в пачках, танцующие «Танец снежинок» и дивертисменты, это острая пародия на классический балет.

В версии ГАТОБ убрали маленькую «Машу-Клару», Айгерим Джумагулова настолько миниатюрная, что это осталось незаметным, скорее всего поставили некоторые танцы-дивертисменты, «Кофе» стал индийским, а не арабским, па де дё превратили в па де труа и наоборот, и всякие мелочи, не различимые из зрительного зала. Ничего особенного, оригинального, интересного. Художник-постановщик Вячеслав Окунев – в отсутствии идей! Декорации в русле секвестрировании и экономии бюджета - видеопроекции на задник и подсветка фонариками на газовый полог. Елка у них не «растёт» (вернее, девочка Клара не уменьшается). Костюмы слизаны с Мариинской постановки, вроде бы другие, но идеи те же, например, среди гостей, одетых по моде 18 века в пудреные парики и кафтаны, как у сановника екатерининских времен князя Куракина, есть четверка модников, одетых в костюмы периода императора Наполеона. Впечатление наспех слепленного спектакля. Но не это главное, все-таки мы смотрим на людей, а не на предметы.

Первая «игровая» часть «Щелкунчика»: начинается действие, гости собираются на праздник, танцы, представление. Кордебалет не доигрывал, суетился. Один Улан Баденов был выразителен. В Мариинском, кроме того, что действие передали художественно, методом хореографии, балетные еще и «лицами» играли. Мыши танцевали неинтересно, главмышь Бауржан Джаканов был не страшен. Этот интересный кусок балета у ГАТОБа получился совсем затертым.

Главные партии плясали Айгерим Джумагулова и Нурлан Конокбаев, которых я до этого видела в «Фаусте», где они  великолепно исполнили партии Вакханки и Сатира. Смотрела я на них, вроде танцуют технично, каждая поза, которая есть наносекунда танца, «чистая», они кардинально отличаются от рядом танцующего кордебалета. Почему не убедительно, почему не художественно? Поняла, когда посмотрела коротенький танец феи Драже в исполнении Prima ballerina assoluta (их, всех времен и народов, наберется только десяток) Екатерины Максимовой. Этот танец и Вайнонен и Григорович отдали танцевать Принцессе Маше. Станцевала она не на пике, я мысленно цокала и качала головой на разок неусточивый апломб и заваливание набок. Но странное дело, я, далекая от балета, заполнила весь порядок этого танца, все «кирпичики» из которых он состоит, и образ, который она создала, эту нежность. Стоит перед глазами! Алина Сомова танцевала Машу в Мариинской постановке, я прямо любовалась, как она «выпевает» ногами и руками. Самого танца, порядка – не помню, но образ, ею созданный, всегда останется со мной. И абсолютно ничего не осталось от танцев Джумагуловой-Конокбаева, да и вообще, всего этого балета, исполненного 19 февраля 2016 года.

Blog post image

В опере, в вокале есть понятие «фразировка», это художественная смысловая выразительность или, можно так – выразительная осмысленность каждой пропетой фразы, этого не было в движениях руками и ногами всех танцевавших, за некоторым исключением. Так Айгерим изображает горе, когда Франц сломал ее куклу - механистически содрогается, как гуттаперчевая кукла. Вспоминаю в этой партии Гульжан Туткибаеву, она на меня сильное впечатление произвела, техника, выразительность, образ. Водила своего, тогда маленького сына, на «Щелкунчик». Не повезло ей – танцующие ее годы пришлись на развал советского союза и первые годы нашей государственности. Тогда никто не интересовался культурой, балетом, артистам платили копейки, театр закрыли на долгие годы на капремонт, труппа кочевала по дворцам культуры. И в это время, без прессы, без записей в ютубе, танцевала потрясающая балерина.

Нурлан Конокбаев, исключительно талантливый характерный танцор – не принц. Помню только приклеенную его улыбку, мне показалось, что ему скучно танцевать. Великолепный Николай Максимович и здесь имел что сказать. Даю его речь в пересказе. Русский балет это балет строгого амплуа, не все могут танцевать романтического принца. Самое главное – внешность, принц не может быть низкого роста, а если он не высокий, то должен иметь удлиненные пропорции, чтобы выглядеть высоким, он должен обладать благородным жестом. Принц не реальный персонаж, он миф, он сон, у него нет ни одного резкого движения, все как в рапиде. Григорович своего Щелкунчика ставил на Владимира Васильева, который был уникальным танцовщиком с удивительной пластикой, певучестью и виртуозным легато. (Я поняла, что балет надо описывать в оперных терминах!).

Далее началась «танцевальная» часть. В «Танце снежинок» кордебалет топтался, несинхронный и убогий, кроме двух солирующих снежинок. Бросалась в глаза разноростица балета с преобладанием миниатюрных. Единственной прилично станцевавшей парой были Анар Доскараева и Асет Мурзакулов, они танцевали дивертисмент «Чай».

Blog post image

В этом балете самое главное – музыка Чайковского, она прозвучала, в  исполнении дирижером Мухтаром Калдаяковым и нестройным оркестром, бездарно. Думаю, другой дирижер, другие главные исполнители могут вдохнуть жизнь в этот балет. Кордебалет, конечно, требует муштровки. С декорациями и костюмами ничего не сделаешь, как и с рутинной хореографией. Аншлаги Щелкунчика традиционные, раньше не все могли попасть на этот балет, а тут представления до марта растянули, всех желающих отоварили. Публика в зале была скучающая. Уж в своих-то ощущениях и реакции публики я разбираюсь.

*Мнение Н.М. Цискаридзе взято из его многочисленных телевизионных интервью, которые выложены в ютуб.

Фотографии взяты из официальной страницы ГАТОБ в фейсбуке.

 

14