Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
16
05:23, 04 февраля 2016

Психологический анализ популярных сюжетов про супергеров

В моей  жизни есть человек, с которым я рада дружить и общаться - Лиана Ким. Талантливый педагог и психолог, прекрасно разбирающийся в литературе, музыке, живописи, кинематографе.

Однажды я заметила, что в последнее время часто популярен сюжет, когда обычный человек вдруг узнает, что он избран. От книг Макса Фрая ( знаю, что автор Светлана Мартынчик)  до, простиГосподи, "50 оттенков серого" (которые я не смогла осилить, т.к. там нет ни литературы, ни секса, ни достоверной психологии).

Blog post image

Обсудили это с Лианой, в т.ч. мультфильмы про супергероев, и она сказала, что тренер ее сына по боксу  как-то посетовал, что современные дети не знают, кто такой ван Дамм! Что дети привыкли к мультикам, где суперспособности падают с неба, тогда как в случае с ван Даммом герой сам себя сделал героем.

Blog post image

Я сразу же внесла фильмы с ван Даммом в список для просмотра с сыном))

А так как сейчас на большом экране "Кунг-Фу Панда-3", и мы пойдем смотреть, то у меня будет важная подоплека для воспитательных моментов

Лиана Ким

" Массово популярные фильмы "для детей и юношества" - о чем они? "Гарри Поттер", "Хоббит", "Кунг фу панда", "Дозоры", все вселенные супергероев и тд и тп. - какова смысловая нагрузка и в чем секрет популярности?

Во всех этих творениях сюжет примерно одинаков. В начале живут наши герои жизнь обычную, ничем не примечательную, где-то достаточноудовлетворительную, где-то не очень. Потом так - бац! - и на героя сваливаются сверхспособности, вдруг оказывается, что герой наш - иной, избранный, причем отродясь, судьба мол. После осознания героем своей то ли завидной то ли незавидной участи, его ждут испытания и тренировки, которые в итоге приводят героя к просветлению и выходу за пределы возможностей. Ницше, ну никак не меньше).

Смущает, в основном, один вопрос - с чего бы вдруг сваливается суперсила на героя, который никоим образом свою суперсилу "не заслужил" (не делал ничего для ее обретения)? С чего бы вдруг "случайности не случайны" (если не брать в расчет божественное предвидение).

Приятно, наверное, думать, что можно вот так жить не тужить (или тужить, но быть не в состоянии из проблем своих выбраться), потом вот так "за бесплатно" получить свою уникальность, которая к тому же принесет Успех и Счастье.
Это верхнее прочтение, на верхних слоях.

Если же смотреть психологически...) Жизнь наших героев складывается так, что у них нет никакой возможности и никакой нужды в проявлении своих суперсил. Например, Панда По понимает, что в этой вселенной у него нет никаких шансов стать воином кунг-фу, нет у него ни острых клыков, ни ловкости, ни силы, ни изворотливости, ни воли, ни даже ума. Все что он может и все что он знает - делать лапшу, да и это делает не перфектно. Но! Как только По выпадает малейший шанс (ничтожный!) осуществить свою мечту - герой идет на все "лишения и страдания" ради нее, переступая даже через неверие в себя. Все наши герои переживают этап отрицания суперсилы прежде чем принять ее - и это большой их труд, этим они доказывают, что своей силы достойны. Мало того, именно в этом труде они свою силу реально обретают. А весь предыдущий опыт вроде бы обыденной жизни оказывается подготовкой к принятию себя.

С точки зрения психологии - "у тебя есть все, что нужно тебе для счастья". Ну то есть - у каждого есть та суперсила, которой ему достаточно для свершения своей жизни. Жизнь до осознания своих суперсил (кто я? что я могу? что я хочу? чего хочет мир от меня? зачем я?) - словно этап сбора информации, проб и ошибок (этап верблюда, если опять провести аналогию с Ницше).

В нужное время человек начинает замечать шансы и возможности для осуществления своей уникальности. Человек делает выбор - использовать шанс или нет. Если человек ступает на этот путь, его ждет период, в котором необходимо признать свою силу, осознать ее, присвоить, даже если это трудно и страшно. Также необходимо силой научиться управлять (некая школа также есть в любом сюжете). Признание своей силы и овладение ею - этап льва (Ницше, все он)). Это происходит через практики, реальное делание реальных дел (вспоминается "Волшебник изумрудного города"). Ну и наконец, пройдя все испытания, герой может выполнить свою миссию и, осуществляя себя, принести пользу миру. Потому что максимальную пользу миру человек приносит осуществляя себя. Человек - творит (этап ребенка).

Таким образом, фильмы эти - никак не о чуде, которое свершается судьбой. А о чуде, которое может свершить каждый человек с собой и своей жизнью. Своеобразная жизненная концепция, которая основана на гуманизме и проактивности. Мне нравится)."

16
662
4