Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:02, 24 августа 2010

Популяризаторы науки в современной научной фантастике

Взято у Ариоллы Милодан.

Огромный океан литературы испокон веков бьётся о берега человеческого сознания. И испокон же веков таит в себе несметные сокровища. Тайны древних народов, сказки о волшебных странах, тончайшие грани человеческих чувств, истории о прошлом, картины настоящего и пророчества о будущем... Множество течений будоражат зеркальную гладь этого океана, пересекаясь, сливаясь, порою споря между собой, и подымают волны, видимые или не видимые нами. Волны уходят в пространство и время, и откуда-то издалека мы слышим их гулкий рокот.

Одним из течений литературы является фантастика. Пожалуй, как никакой другой жанр, фантастика разнообразна и самобытна. Здесь можно встретить все другие жанры, преломлённые сквозь призму безудержной фантазии и желания выйти за рамки обыденности и естественности. Но самое потрясающее, наверное, то, что фантастика, будучи по определению литературой выдумки, зачастую несёт в наш мир пророчества о совершенно реальных открытиях, толкая цивилизацию в том или ином направлении развития. И эта её роль бесценна для нас.

Как таковая научная фантастика появилась в 19 веке. Её родоначальником можно справедливо назвать знаменитого французского писателя Жюля Верна.

Жюль-Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в старинном бретонском городе Нанте, одном из крупнейших портов Франции на берегу Луары в семье адвоката Пьера Верна. Быть может, картины сотен разгружающихся после дальних путешествий кораблей, которые мальчик наблюдал всё детство, и пробудили в нём неуёмное любопытство и страсть к путешествиям. Много позже, будучи уже взрослым человеком, Жюль Верн собрал огромную картотеку в двадцать тысяч номеров, куда заносил новые открытия в науке, все достижения техники, встречался с многочисленными людьми: учёными, изобретателями, инженерами, географами, путешественниками — теми, в ком он искал типические черты своих будущих героев. Писательская судьба Жюля Верна удивительна: многие фантастические проекты, описанные в его книгах, начали осуществляться и уходить в прошлое ещё при жизни писателя. И то, в невозможности чего убеждали его некоторые критики, входило в жизнь и становилось её неотъемлемой частью.

У каждого человека своя собственная вселенная, масштабы которой он склонен считать измерениями великого и безграничного мира звёзд, планет и людей. Надо сказать, что тогда, в 19 веке редко кто мыслил масштабами материков. Вселенная Жюля Верна была огромна: она охватывала весь земной шар — все страны, все части света, включала в себя прошлое и будущее, в неё были включены не только Земля, но и другие планеты Солнечной системы, она достигала таинственной и недоступной сферы звёзд. То было время быстрого развития промышленности, расцвета техники. Ещё недавно, в 1838 году, первый пароход пересёк Атлантику, и то, проделав часть пути под парусами, а в 60-е годы железные паровые суда установили регулярные рейсы, соединяющие Францию со всем светом, и гигантский „Грейт-Истерн“, в девятнадцать тысяч тонн водоизмещением, проложил первый телеграфный кабель между Европой и Америкой.

Когда Жюль Верн в 1848 году впервые приехал в Париж, ему пришлось проделать значительную часть пути на почтовых лошадях. А через 15 лет в Лондоне появился первый метрополитен, и сквозь горный проход Мон-Сенисс была начата прокладка тоннеля, соединяющего Францию с Италией.

Открытие в 1831 году Фарадеем электрической индукции стало для электротехники началом новой эры. Всё глубже опускались ещё неуклюжие подводные лодки, и всё выше поднимались аэростаты, движением которых в воздухе пытались управлять их изобретатели.

И наконец, сами машины — грандиозные паровые молоты, гидравлические прессы, мощные токарные станки — стали производиться при помощи машин.

Наука во второй половине 19-го столетия переживала удивительно счастливый период своего развития. Это был период побед не только частных теорий, но и могучего синтеза, начавшего объединять разрозненные прежде науки. Майер, Джоуль, Гельмгольц завершили доказательство всемирного закона сохранения энергии, высказанного ещё Ломоносовым. Бертло окончательно изгнал из химии понятие „жизненной силы“. Менделеев обосновал единство всех химических элементов. Пастер опроверг теорию самозарождения. Дарвин воздвиг гигантское здание теории эволюции и посягнул на божественное происхождение человека.

Наука в эти годы даже вооружила человечество возможностью видеть будущее. Леверье „на кончике пера“, — сидя за столом и вычисляя, — открыл новую планету Нептун, невидимую простым глазом. Менделеев с поразительной точностью описал свойства ещё не найденных элементов. Гамильтон чисто математическим путём обнаружил существование конической рефракции. Максвелл на языке дифференциальных уравнений предсказал существование и свойства электромагнитных волн, открытых лишь после его смерти. И Жюлю Верну казалось, что весь облик грядущих дней можно увидеть сквозь волшебную призму науки!

И не случайно то, что и сейчас, когда изобретения человечества шагнули далеко вперёд, книги Жюля Верна всё так же популярны и издаются на многих языках.

Целая плеяда писателей подхватила знамя, поднятое Верном. Приятно сознавать, что среди них выделяются наши соотечественники: Александр Беляев, Иван Ефремов, Владимир Обручев, братья Стругацкие, Владимир Савченко... Всем известны имена Г. Уэллса, С. Лема, Р. Бредбери. Каждый из них привнёс в наш мир частичку будущего. Важно отметить, что многие из писателей-фантастов сами были учёными и писали как бы изнутри, из того таинственного мира науки, в котором жили сами. Здесь достаточно назвать таких корифеев жанра, как А. Азимов (биохимик), К. Саган (биолог), А. Кларк (физик), Дж. Гамов (физик), Кир Булычёв (учёный-востоковед). Иван Ефремов был палеонтологом, а ныне здравствующий Борис Стругацкий — астроном.

Сейчас наш мир стремительно меняется, и в растущем потоке информации всё меньше места остаётся для книг. И тем не менее, научная фантастика и популяризация науки продолжают жить. Появляются новые произведения, новые имена. И наших современников стоит упомянуть отдельно. Огромную роль в ассимиляции логико-математических сюжетов в сознание любителей занимательной науки сыграли недавно ушедший от нас Мартин Гарднер (отметим здесь его „фантастические“ рассказы „Остров пяти красок“ и „Нульсторонний профессор“) и Рэймонд Смаллиан. Сейчас у многих на слуху имя Николая Николаевича Горькавого (р. 1959). Это „практикующий“ учёный-астроном, доктор наук, лауреат Государственной Премии СССР 1989 г. (и это в 30 лет!) за предсказание спутников Урана. Соавтор двух детских астрономических энциклопедий: „Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия“ и „Большая детская энциклопедия. Вселенная“. И, как вы уже догадались, детский писатель. На данный момент опубликованы две части его научно-фантастической трилогии о приключениях „астровитянки“ Никки („Астровитянка“ и „Теория катастрофы“). Выход третьей книги („Полёт за сингулярность“) ожидается в самое ближайшее время.

Глядя на научную фантастику изнутри, со стороны её написания, можно увидеть как множество перспектив, так и множество вопросов, пока ещё не разрешённых. Писатели, берущиеся за создание фантастического произведения, не всегда учитывают то, что есть вещи фактические, известные, и их следует придерживаться. Можно описывать машину времени, которую никто ещё не видел, но нельзя написать, скажем, что звездолёт летел со второй космической скоростью, потом резко остановился, развернулся на 180 градусов и полетел дальше. И чем более произведение претендует на научность, тем строже к нему требования. И, конечно же, надо сказать и о самой литературной части, стилистике. В этом смысле научной фантастике непросто: научный стиль изложения слишком тяжёл для восприятия, термины не всем известны и их необходимо либо объяснять, либо не использовать, а совсем без терминов тоже нельзя. „Как рассказать просто о сложном?“ — наверное, вопрос, возникающий везде и всегда. Но в данном случае он едва ли не самый главный, потому как одной из целей научной фантастики является популяризация научных знаний.

И ещё один немаловажный вопрос: аудитория. Кому могут быть адресованы такие произведения? Наш мир идёт в будущее, и знания о нём более всего нужны будут тем, кому это будущее строить. И интерес к этим знаниям, и открытые горизонты для воображения, изобретений и открытий нужно создавать в первую очередь у тех, кто юн. И, между прочим, дети — самые благодарные, самые увлекающиеся читатели, готовые верить в чудеса и пытаться их творить... Хотя и самые строгие.

А нас, взрослых, фантастика способна унести в нашу юность, во время, когда всё казалось возможным, куда-то туда... назад... в будущее.

0
313
2