Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
9
03:26, 21 января 2016

30 лет лучшему альбому The Smiths

Blog post image

Легендарная английская рок-группа The Smiths была образована в 1982 году в Манчестере. В ее состав входили ее основатели и авторы всех песен вокалист Стивен Патрик Моррисси и гитарист Джонни Марр, а также басист Энди Рурк и барабанщик Майк Джойс. Стоит отметить, что как в годы своего существования, так и спустя почти тридцать лет после распада группа была и остается относительно малоизвестной во всем мире. Но на родине ее любят и почитают не меньше, чем The Beatles. Все потому, что она внесла значительный вклад в развитие так называемого альтернативного рока, будучи признанной одной из родоначальниц ставшего популярным в 1990-е и 2000-е жанра брит-поп. Влияние имиджа и музыки The Smiths заметно и слышно в творчестве многих их соотечественников (например, их земляков The Stone Roses и Oasis, а также Radiohead, Blur, Suede, Pulp) и зарубежных, причем даже советских исполнителей. В частности, вышедшая в 1989-м знаменитая песня "Перемен!" группы "Кино" очень напоминает Barbarism Begins At Home, которую The Smiths записали и выпустили за четыре года до этого. Все это придает им культовый статус, ведь на протяжении всей карьеры они имели критический, но не коммерческий успех за исключением Великобритании, где их альбомы и синглы неплохо продавались в том числе благодаря поддержке со стороны авторитетного радиоведущего Джона Пила, в свое время открывшего публике немало талантов, начинавших свой путь с андеграунда.

Blog post image

Но даже когда The Smiths пробились в мейнстрим, они открыто противопоставляли себя ему. Участники группы выбрали себе подчеркнуто простые название и внешний вид, чтобы быть ближе к народу и выделяться на фоне остальных артистов, которые были очень похожи друг на друга. Многие из них, следуя модному с конца 1970-х до середины 1980-х течению "новой волны", чересчур навязчиво использовали не только вызывающие грим и одежду для создания яркого сценического образа, но и синтезатор в своих песнях, которые получались у них однотипными и искусственными, как и они сами. The Smiths выгодно отличались от современников тем, что играли не танцевальную, а целиком гитарную музыку, более живую и искреннюю, а потому интересную по звучанию и текстам. В этом заслуга прежде всего дуэта Моррисси и Марра, бывших не только коллегами, но и в некотором роде оппонентами при написании песен. Бодрые, звонкие и цепляющие мелодии гитариста, исполненные им в лучших традициях британской поп-рок музыки, сливались в единое целое и при этом резко контрастировали с лирикой вокалиста. Тот, в свою очередь, привлекал внимание к группе своим эксцентричным поведением (когда The Smiths пригласили выступить на национальном телешоу Top Of The Pops под фонограмму, Моррисси в знак протеста "пел", держа в руке вместо микрофона букет цветов) и заявлениями (открыто высказывая свое мнение по тому или иному поводу, как правило, отличное от общепринятого).

Blog post image

Моррисси, обладая обширными словарным запасом и познаниями в области литературы и общественно-политической жизни Британии (до начала музыкальной карьеры он подрабатывал писателем и журналистом), легко и непринужденно сочиняет с одной стороны мрачные и неоднозначные по смыслу, но с другой забавные и высокохудожественные тексты, охватывая в них всевозможные, в том числе и остросоциальные темы. В этом плане Моррисси можно сравнить с еще одним выдающимся автором песен и даже назвать английским (а точнее, учитывая его происхождение, ирландским) Бобом Диланом. Как истинный поэт он чаще всего исследует природу человеческих взаимоотношений, выражая свои мысли и переживания посредством размеренной и монотонной, но вместе с тем быстрой и универсальной манеры пения (в его голосе часто слышны жалобные вздыхания и фальцетные завывания). Но особенность Моррисси в том, что традиционная любовная лирика у него имеет скрытый, но в то же время отчетливый гомосексуальный подтекст (личная жизнь певца, как и его неординарная личность в целом, до сих пор окружена тайной). К тому же именно он оформил обложки почти всех пластинок The Smiths, где всегда изображены не участники группы, а различные мужчины, причем преимущественно актеры (Моррисси использовал кадры из своих любимых фильмов).

Blog post image

В силу ряда причин The Smiths были обречены стать сенсацией (пусть и местного масштаба), которую они произвели с выходом дебютного и одноименного с названием группы альбома. Но хотя он занял второе место в британском хит-параде и в целом довольно хорош, песни на нем сведены не очень качественно. Работа над ошибками была проведена в сборнике Hatful Of Hollow, почти полностью записанном вживую в ходе радиосессии у Джона Пила и выпущенном в том же году. Признаюсь, это самое любимое произведение во всей дискографии The Smiths, во многом представляющее собой квинтэссенцию их творчества. Вышедший же в 1985-м Meat Is Murder стал единственным из четырех студийных альбомов группы, занявшим верхнюю строчку национального чарта. Ему также был оказал теплый прием в Европе. Но в США он провалился из-за того, что тамошняя аудитория, предпочитавшая слушать песни исполнителей глэм-метала про секс, наркотики и рок-н-ролл, так и не смогла принять The Smiths с их мягким звучанием и непонятными текстами. К тому же в Meat Is Murder не всегда соблюден баланс между вокальными и инструментальными гармониями. Моррисси слишком увлекся агитацией своих взглядов (в частности, затронув тему вегетарианства, что вынесено в названии альбома), из-за чего остальные музыканты были задвинуты на дальний план.

Во всей красе The Smiths проявили себя в третьем альбоме The Queen Is Dead, увидевшем свет в 1986 году и высоко оцененном сразу после выхода. Он и по сей день входит в разнообразные списки лучших альбомов всех времен и назван в честь открывающей его песни. Пропитанная злой сатирой, она посвящена Елизавете II, которую как и всю королевскую семью и правительство Британии в целом, Моррисси при каждом удобном случае критикует за то, что "можно, оказывается, очень заботиться о другом народе и при этом причинять ежедневные страдания своему". В более веселой и ироничной форме выдержаны самые короткие песни на альбоме Frankly Mr. Shankly (где Моррисси обращается к руководителю лейбла Rough Trade Records, в котором состояли The Smiths) и Vicar In A Tutu, а также завершающая его Some Girls Are Bigger Than Others (обе являют собой образцы тонкого английского юмора). Синглами с The Queen Is Dead были выпущены Bigmouth Strikes Again и The Boy With The Torn In His Side, на которые были сняты видеоклипы (редкие для группы, несмотря на харизму и театральность ее фронтмена). Но избранными на альбоме можно считать медленные и меланхоличные I Know It's Over и Never Had No One Ever, а также Cemetry Gates и There's A Light That Never Goes Out, которые несут в себе оттенок светлой грусти, что очень характерно для стиля The Smiths.

Blog post image

The Queen Is Dead, как и все альбомы группы, наделен особой романтичной атмосферой, в которую вы можете окунуться в ходе его прослушивания. Как и сборник Hatful Of Hollow, он содержит самые лучшие песни The Smiths. На самом деле группа могла добиться большего. Казалось, этому должно было поспособствовать и то, что после конфликта со своим менеджментом она перешла из независимого Rough Trade Records в крупный лейбл EMI. Но совершиться долгожданному прорыву помешало то, что между ее участниками резко ухудшились отношения. Каждый из них чувствовал усталость и разочарование от напряженного гастрольного графика (из-за чего Марр злоупотреблял алкоголем, а Рурк героином) и оттого, что The Smiths так и не обрели международную славу (на этот факт намекает название их сборника The World Won't Listen). Все это привело к личным и профессиональным разногласиям между Моррисси (по свидетельству очевидцев, он вел себя довольно высокомерно и эгоистично) и Марром, решившим покинуть группу (он хотел двигать ее в более экспериментальном направлении). В 1987 году, несмотря на то, что их последний альбом Strangeways Here We Come достиг высокого уровня продаж не только в Британии и Европе, но и Америке (55-е место стало пиком группы), The Smiths распались.

Blog post image

Уход Марра стал для группы и прежде всего Моррисси невосполнимой потерей. Если вокалист своими текстами определял немного депрессивное, то гитарист своими изысканными партиями более оптимистичное звучание The Smiths. Во многом благодаря Марру группа и отличались от своих земляков Joy Division, от песен которых веяло безысходностью. Из-за того, что The Smiths, по сути, не сказали своего последнего слова, многие ожидали, что участники группы вновь соберутся вместе. Но преуспевший на сольном поприще Моррисси по сей день упорно опровергает подобные предположения, храня обиду на своих бывших товарищей и обвиняя их в развале The Smiths. В большей степени это касается Марра, который за эти годы поиграл в свое удовольствие со множеством музыкантов в разных жанрах. Не окончательно, но основательно надежды на воссоединение The Smiths были разрушены, когда в 1996-м Майк Джойс подал на Моррисси и Марра в суд, считая, что они с самого начала скрывали от него и Энди Рурка часть доходов с продаж альбомов и синглов, которые с годами только росли, как и значение группы. Ныне ее единогласно причисляют в ряды классиков, вдохновивших в свое время не одно поколение новых героев альтернативного рока.

9