место в рейтинге
  • 424967
  • 2488
  • 158
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Современное искусство, непонятое современниками

Инсталляция «Власть слова», г. Санкт-Петербург, куратор Rush X

Мерзкие извращенцы, вандалы, для которых нет ничего святого – такое мнение о представителях современного искусства сформировали в обществе СМИ, падкие до скандалов. Зрители видят на экранах «Pussy Riot», беснующихся в храме, Марата Гельмана с обезьяной в военном кителе и ветеранскими орденами, арт-группу «Война», устроившую групповуху в музее, Петра Павленского, прибивающего свою мошонку к брусчатке на Красной площади. Но, есть и другая сторона современного искусства, которую нам редко показывают – эстетичная, креативная, заставляющая мыслить. О ней мы поговорили с нашим земляком-павлодарцем, ныне живущим в Санкт-Петербурге, куратором стрит-арта, художником, публицистом, блогером, работающим под псевдонимом Rush X.

Для начала о том, что такое современное искусство и стрит-арт. Современное искусство (contemporary art) – это совокупность новых художественных практик, сложившихся во второй половине 20 века. Это не продолжение модернизма (футуризма, кубизма, сюрреализма, авангарда и т.д.), а его альтернатива. Художники, представляющие contemporary art, в поиске новых образов, средств и материалов выражения, дошли до дематериализации художественного объекта. В итоге их творениями стали не привычные нам холсты или скульптуры, а действия, которые совершают художники – перформансы, хэппенинги и прочие представления. В Павлодаре это иногда практикует художник Андрей Оразбаев.

Стрит-арт – одно из направлений современного искусства, вышедшее из галерей на городские улицы. В деталях городского ландшафта стритартер видит художественные образы – вот трещина в стене напоминает ветви дерева, а решётка ливневой канализации – зубы. Если дорисовать к ним недостающие элементы, то получатся картины. Выразительных средств у стрит-арта – масса. Это трафаретные рисунки, граффити, стикеры-наклейки, плакаты, баннеры, скульптуры из гипса, проволоки, скотча и т.д., инсталляции из разных материалов, лазерная и видеопроекция, в общем, весь инструментарий современного искусства.

«Свободу попугаям», г. Алматы, автор: PashaCAS, куратор: Rush X

Величина арт-объектов может быть разной – от маленького художественного штриха, до размеров города. К примеру, художник INSA нарисовал на площади в Рио-де-Жанейро анимационную картину размером 14,379 квадратных метров, которую видно со спутника. Ещё одна особенность современного искусства и, в частности, стрит-арта – это злободневность тем. Каждая акция современных стритартеров – это их реакция на происходящие политические или социальные события. Поэтому представители contemporary art кажутся излишне политизированными.

Rush X с Михаилом Шемякиным

Теперь немного о моём собеседнике. Rush Х живёт в Санкт-Петербурге. Он куратор стрит-арта. Продвигает молодых художников, в том числе из Средней Азии, в мир большого искусства. За его плечами редакторство в  павлодарской независимой газете «ДА!» (Дневник Аутсайдера), открытие в Астане первого казахстанского креативного агентства, работа в Алматы арт-директором крупнейшего в Средней Азии фестиваля современного искусства ARTBAT FEST, создание там же первой арт-группы ARTGROUP5.

Живая инсталляция «Индустриальная ворона», г. Алматы, ARTGROUP5, куратор: Rush X

Так же он вёл авторский интернет-проект PersonX, в рамках которого были записаны интервью со скульптором Михаилом Шемякиным, с украинским руфером  Mustang Wanted - известным покорителем крыш небоскрёбов и прочих городских высот без страховки и снаряжения, с Василием Васиным – создателем первой питерской альтернативной рок-группы «Кирпичи» и многими другими интересными персонажами. Сайт PersonX был заблокирован на территории РК, а позже закрыт самим автором. Мы встретились с Rush X во время его недавнего визита в Павлодар.

- Rush, давай разберёмся, кто такой куратор в современном искусстве? В Википедии говорится, что это человек, который «не просто технически организовывает выставки, работу музея или иные арт-проекты, но и является соавтором, так как именно он определяет актуальность той или иной темы, активно сотрудничает с авторами, помогая им воплощать их идеи и проекты». По сути – это тот же продюсер? Ты согласен с этой формулировкой?

- Работа куратора отличается продюсирования. Хороший учитель вытаскивает знания из ученика. Плохой учитель навязывает свои знания. Продюсеры часто говорят, что с помощью ротаций звезду можно сделать из любого материала, лишь бы «материал» был достаточно свеж и податлив. Куратор же должен увидеть в художнике личность, помочь ему раскрыться и донести до огромного количества людей то ценное, что есть у него. Искра, огонь – вот что должен увидеть куратор раньше других. Этот огонь есть у 18-летних. Этот протест не придуманный, не сфальсифицированный, не денежный. Молодой художник заявляет: «вот мир, который создал Бог. Гармоничный мир. Вот то, что сделали с этим миром люди – слишком суровый, уродливый мир. У меня, Художника, есть другой мир, альтернативный. Я его рисую, он у меня в голове. И я хочу познакомить вас с этим миром, чтобы вы знали, что этот новый мир – он существует». Но как сделать так, чтобы люди услышали этот голос? И здесь будет ошибкой, если художник будет ходить и предлагать везде себя сам. Художник – творец, а не продавец. Эффективнее будет, если его представит куратор, который имеет большие связи в СМИ, галереях, которому они доверяют, как эксперту. Задача куратора – не просто вытащить  художника, сделать ему имя, дать возможность перемещаться по миру, взаимодействовать с другими художниками, задача – помочь художнику взаимодействовать с миром. Куратор – это эксперт и проводник.

- Кого из казахстанских стритартеров ты курируешь сейчас?

- Сейчас я работаю с художником из Алматы. Это Паша Кас. Он хорошо продвинулся за два года. Наш казахстанский «Бэнкси». В Москве ему дали премию «Открытие года». В Казахстане «Союз художников», агашки наши,  осудили его работы. Они считают, что нельзя выносить сор из избы.

«Слишком много лапши на душу населения», г. Санкт-Петербург, автор: Pasha CAS

- А что он предосудительного сделал?

- У него остросоциальные работы на злобу дня. Масштабные – никто еще в Средней Азии не делал таких заявлений во всеуслышание. И очень тонкая грань – художник буквально идет по острию, стараясь удержать баланс и не скатиться на чью-либо сторону. Эти работы получают большую известность и здесь, и за рубежом – они появляются в новостях и распространяются через социальные сети. Самое главное – люди на стороне художника, художник же борется за правду, рискую своей свободой. Я ему говорю, Паша, давай делать акции с элементами стёба, не надо погружать людей в г..но и там возюкать. Давай легче, с намеком. Так появилась акция, посвящённая Году культуры в Казахстане – «Трусы перед властями». Он сделал 11 мужских трусов 2-метрового размера, написал на них «Год культуры» и повесил на верёвке между фонарными столбами напротив горакимата в Алматы. Потом сделал заявление для прессы. Смысл акции был привлечь внимание к проблемам казахстанских художников. Объявлен очередной год культуры – но почему вместо поддержки нашей культуры мы привозим зарубежных поп-звезд? Наша культура прозябает среди роскоши и блеска в нищете. Об этом и шла речь в работе, смысл которой в том, что наши художники снимают с себя последние трусы, чтобы выжить. За некоторые работы его штрафовали, а сайт pashacas.ru заблокировали на территории Казахстана. В октябре он провёл акцию «Под ковром» - в центре Алматы нарисовал большой ковёр с национальными узорами, из-под которого выглядывала стодолларовая купюра. На ковре установил телевизоры, которые транслировали новости, и кувалдой их разбил. Этим перформансом он хотел сказать, что новости практически всех центральных СМИ стали пропагандистскими, и нужно отключить источник шума, чтобы задуматься о том, что на самом деле сейчас происходит с нами.

- Кого из современных художников Средней Азии ты бы назвал перспективным?

- Имен много. Их работы широко представлены на алматинском фестивале современного искусства ARTBAT FEST. Есть художник, в котором я уверен на 3000%, он обязательно выстрелит. Это - Паша Мокич. Он сам из Ташкента, проявился в Алматы, сейчас я привез его в Санкт-Петербург. У него 30 выставок было по Средней Азии. Там и графика, и стрит-арт, и паблик арт. 12 января будет первая встреча с новым зрителем, экспертами, прессой в Питере. Всё это очень интересно.

Кроме того, есть этническая музыкальная группа «Hapanasasa» из Алматы. Они соединяют электронную музыку с народными инструментами, поэзию Пушкина с речитативом. Их выступления сопровождаются видеопроекцией. Это очень крутой материал. Есть театр «Артишок», есть павлодарская группа «Дельтаплан». Я восхищаюсь этими ребятами, они – честные, мощные, уникальные.

«Пушкин в поп-арте», г. Санкт-Петербург, автор: PashaCAS, куратор: Rush X

- В Павлодаре стрит-арт или современное искусство присутствует?

- Я замечал на стенах какие-то трафареты и граффити, это стрит, но не арт. Мне понравилась большая птица в противогазе возле ЦУМа – работа без подписи, идея хорошая, но техническое исполнение слабое. Но это говорит о том, что движение имеет место быть. Завтра они нарисуют лучше. Павлодар – это мастерская талантов. Здесь очень много талантливых ребят, притом, что условия для развития с каждым годом минимизируются. И те, кто переезжает в мегаполисы, увы, там и пропадают. Сколько у нас хороших павлодарских музыкантов и художников уехало в никуда? А сколько спиваются в своих квартирах дома?

- Назови кого-нибудь из казахстанских представителей современного искусства, кому удалось завоевать мировую известность?

- Великий художник Молдакул Нарымбетов. Он уже при жизни получил признание и известность за рубежом, делал масштабные инсталляции из резины. Самая известная – скульптура огромного жука-скоробея. Мы общались в последние месяцы его жизни, было счастье с ним общаться. Помню, мы сидели в какой-то алматинской маленькой столовке, ели лагман, он был не аккуратен, плохо говорил по-русски, но говорил такие вещи, который мог говорить только масштабный, большой величины человек. Его посещали гениальные идеи, и он очень хотел успеть соорудить из резины муляж ядерного взрыва в Семипалатинске. Уже был готов чертеж, проект. Не успел. Умер в полной нищете. Все его работы растащили коммерсанты и до сих пор сдают в аренду торговым домам. Позорники. Это – грустная история. Сейчас пришло понимание – большие художники творят большие полотна. Фишка современного искусства – это масштаб и детализация. Молдакул Нарымбетов опередил всех просто на 15-20 лет.

- Есть ещё в Казахстане художники, создающие масштабные инсталляции?

- Есть, но немного. Я их называю  фестивальщиками. Весь год они ничего не делают, ходят на работы. За месяц до какого-то фестиваля ищут спонсора, получают деньги, делают на фестивале инсталляцию, пиарятся, и опять исчезают на год.

Паша Мокич

- Расскажи про свою первую инсталляцию в Санкт-Петербурге.

- Когда я приехал в Питер, мне пришла идея сделать инсталляцию в продуктовом магазине. Найти 10 человек, чтобы они молились на продукты. Я так увидел ситуацию, как люди сейчас относятся к вещам. Я поделился этой идеей с одним художником-инсталлятором Андреем Люблинским, он делал масштабную инсталляцию «Красные человечки». И вот в феврале меня приглашает менеджер одной из крупнейших галерей «Ткачи». Прихожу туда, там сидит директор «Ткачей», сидит Марат Гельман – один из крупных галеристов в Москве и Европе. Он мне говорит – у нас будет «Ночь музеев», и до нас дошла твоя идея. Сколько тебе надо денег для её реализации? Даём ночь на расчёты. Они мне дали в помощники студентов. Мы с ними сделали 20 манекенов, одели их в мужские костюмы. Идею немножко изменили – они молились на трибуну. Инсталляция стала называться «Власть слова». И каждый, кто пришёл, может взойти на трибуну и почувствовать себя правителем. Интересное ощущение. В «Ночь музеев» мою первую инсталляцию в Петербурге посмотрело полторы тысячи человек.

- Какой смысл галерейщикам спонсировать такие инсталляции? В чём прибыль?

- В Питере много галерейных пространств. И они борются за посетителей и внимание СМИ. Они все претендуют на то, что они интересные и современные. Они всегда в поиске чего-то нового. Им всегда нужны новые художники, свежая кровь.

Паша Мокич

- Если не секрет, чем ты зарабатываешь на жизнь?

- Не скрою, у меня есть небольшой бизнес не связанный с творчеством. Я понял – если ты начнёшь зарабатывать на творчестве, то, скорее всего, обманешь самого себя и зрителя. А если ты обманешь зрителя один раз, то гарантии того, что он поверит тебе во второй раз, ничтожно малы. Поэтому должен быть какой-то бизнес, который покрывает все твои расходы – путешествия и так далее.

- Современное искусство  - это искусство одной выставки, одного дня? Ведь те же граффити закрасят, инсталляции разберут, а темы, которые поднимают современные стриартеры, быстро утратят остроту и актуальность.

- Художники, которые занимаются стрит-артом, провозгласили: то, что сейчас творится в музейных и галерейных пространствах, это - фальшиво. Это обман. Это декор. Это интерьерщина. Это не возбуждает, не будоражит. Музейный зритель тоже специфичный – это небольшая прослоечка интеллигенции. Поэтому нужно выносить это искусство к зрителю, на улицу, на стены, на воздух. Там, где от вопросов, которые мы озвучиваем, будет не отвертеться. То, что это искусство однодневное – это спорно. Потому что это очень медийное искусство. Да, твою работу закрасят, но она будет жить в интернете, на страницах журналов и т.д. Это реакция на сегодняшний день. Этому искусству не нужно жить долго. Потому что ситуация меняется. Вчера всех волновала Украина, сегодня Сирия, завтра появятся другие проблемы. Художник должен показать, что происходят с людьми и с обществом. Цой сказал: «Эй, а кто будет петь, если все будут спать?».

- Проблема в том, что выйдя на улицу, к народу, стритартеры зачастую не могут внятно донести до зрителя суть своего посыла. Они говорят с народом на языке образов, понятном той самой прослойке галерейной интеллигенции. Поэтому неподготовленный зритель смотрит на акции современного искусства, как на хулиганство и выходки сумасшедших.

- Зритель и художник, артист всегда были на разных уровнях. Артист всегда выступает на возвышении, ему предоставлена сцена. И выглядит комично, когда артист сознательно идет на поводу, стремится нравиться, во что бы то ни стало. Со стороны зрителей фальшь очень хорошо видна, и ошибка полагать, что зритель – дурак и ничего не чувствует. Зритель может и не понимать, но с чувствительностью у него все замечательно – зрителя не обманешь. Бывает, что и художник не дотягивает до хорошего уровня – мямлит или нарочито «умничает». Прекрасно, когда художник просто искренен, честен.  Но это его дело быть понятным или остаться непонятым– художник никому ничего не должен. А вот зритель ДОЛЖЕН попытаться понять. И только время определит, что было ценным, а что – шелуха.

«Вы действительно…», г. Алматы, автор: Pasha CAS, куратор: Rush X

- Кто такой художник в современном искусстве? Раньше считалось, что тот, кто умеет рисовать.

- Я полагаю, что это, в первую очередь, личность, которой есть что сказать. Те, кто только красиво рисует в интерьерах – этому должно быть другое определение – дизайнеры, оформители. К ним, конечно, тоже уважение, они долго этому учились. Иной раз у них гораздо больше навыков, чем у тех, кто идёт с каким-то манифестом к обществу. Но художник – это не декоратор, не интерьерщик – это человек, у которого есть миссия, который хочет что-то сказать и у него есть смелость.

- Возьмём, к примеру, арт-группу «Война» и вышедших из неё «Pussy Riot» - у них смелости хоть отбавляй, и вроде сказать что-то хотели…

- Я знаю, кому пришло в голову раскрутить это все до такого фарса, но я не понимаю, зачем им это было нужно. Тут, мне кажется, имеет место быть подоплека. Это - дискредитация современного искусства. До «Pussy Riot» современное искусство неплохо развивалось в России и неплохо начало развиваться в Казахстане. До этого был город Пермь, когда художники собрались, попросили у власти – дайте нам денег, мы сделаем из этого депрессивного города центр современного искусства. И сделали этот центр, открыли там кучу галерей, где выставлялись художники со всех стран мира, и стрит-арт был на всех улицах. Был Екатеринбург – столица стрит-арта. Художники показали, как круто искусство может взаимодействовать с городской средой, и как эта депрессивная среда превращается в уникальный оазис. После «Pussy Riot» всё закончилось. Подменились задачи.

Как распознать – что есть искусство, а что – фальшивка? Искусство - не деструктивно, оно созидательно. Современное искусство предлагает новые формулировки и решения. Искусство объединяет и выводит на новый уровень восприятия и понимания, а не разрушает, не разделяет общество и вытравливает все живое.

«Вы действительно хотите оставить всё как есть?», г. Алматы, автор: Pasha CAS, куратор: Rush X

- В Казахстане есть акционисты, подобные Венским, или арт-группе «Война»?

- Есть известный казахстанский художник Канат Ибрагимов, он тоже занимается акционизмом в такой агрессивной форме. В Москве он собрал на свою выставку много людей, были там и мамаши с детишками, и видеокамеры. На глазах у всех он перерезал горло барану и пустил кровь на холст. Вот такая картина. Шок, отвращение, руки в крови, насилие, жестокость. Но искусствоведы аплодируют: они любят остренькое. Я выступил с трафаретной работой, где баран перерезает голову Канату Ибрагимову. Художник разразился гневной тирадой в фейсбуке, обиделся.  Говорит – это в наших традициях резать баранов, и спрашивает, ты мясо ешь? Я говорю - да, ем, не скрою. Но я ещё и в туалет хожу. Это у всех в традициях. Но, черт тебя побери, я не угощаю своим дерьмом зрителей. Речь на самом деле идёт не только о качестве продукта, но и  о том месседже, который ты распространяешь. И в данном случае – это обслуживание низменного, через насилие, через убийство. И это, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к искусству. Это – черствость и дешевое фиглярство.

Беседовал Фёдор КОВАЛЁВ, фото c интернет-страниц Rush X

Фёдор Ковалёв Sincerum
Член Союза журналистов Казахстана, Член правления международной организации Союз борьбы за народную трезвость и РОО Салауатты Қазақстандық
10 января 2016, 21:46
2675

Loading...

Комментарии

Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Алматинская детская железная дорога: как настоящий поезд заменили на подделку

Алматинская детская железная дорога: как настоящий поезд заменили на подделку

С приходом новых хозяев не только разграбили железную дорогу, но и даже поменяли названия. Поменяли название парка на «Центральный парк культуры и отдыха Алматы». Началась новая история, для других алматинцев...
zaleskiy
16 марта 2017 / 16:25
  • 5722
  • 10
Не пропущу! Отношение водителей к жизни человека: как уступают дорогу «скорой» в Европе и у нас

Не пропущу! Отношение водителей к жизни человека: как уступают дорогу «скорой» в Европе и у нас

На днях в YouTube появился ролик, запечатлевший совершенно обыденную для европейцев ситуацию. Но для нашего человека – совершенно нетипичную и оттого вызывающую у некоторых из нас слёзы восторга.
openqazaqstan
18 марта 2017 / 20:22
  • 5226
  • 7
Если нет гарантий достойной жизни, то зачем создавать больше несчастных людей?

Если нет гарантий достойной жизни, то зачем создавать больше несчастных людей?

Я постоянно слышу, что дети - это цветы жизни. Но по поведению некоторых родителей складывается впечатление, что дети - это сорняки: роди, а там как-нибудь вырастут.
Amiko
16 марта 2017 / 12:53
Весенний обзор банковских тендерных гарантий

Весенний обзор банковских тендерных гарантий

Как финансист, в тендерных гарантиях я люблю скорость и простоту оформления, поэтому решила сравнить условия некоторых банков по продукту «тендерная гарантия» на основании информации с сайтов банков.
DanaJarlygapova
16 марта 2017 / 16:00
  • 4354
  • 42
16 великолепных пасхалок и отсылок из фильма «Логан»

16 великолепных пасхалок и отсылок из фильма «Логан»

Какими бы не были кинокомиксы, в них всегда будут присутствовать пасхалки и отсылки. Поэтому, MovieUniverse собрал для вас все замеченные пасхалки из «Логана».
Aegon
16 марта 2017 / 14:41
  • 4228
  • 10
Почему в Казахстане пытаются запретить фильм «Красавица и Чудовище»

Почему в Казахстане пытаются запретить фильм «Красавица и Чудовище»

Только я дождался премьеры, как вдруг её отменяют. Откровенно говоря, у меня нереально бомбит от всего этого. Я, как и многие, очень люблю Дисней и его картины, и не против того, что они стали...
MrVladimirLV
17 марта 2017 / 16:03
  • 3888
  • 62
H&M-ское безумие или Что народу по карману?

H&M-ское безумие или Что народу по карману?

На счет качества: я спросил у знакомых и мне сказали, что та или иная вещь носится сезон. В хорошем случае и бережном отношении немногим больше. Кофточки моя слабость наверное...
RustemZhali
18 марта 2017 / 18:32
  • 3622
  • 28
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 3211
  • 43
Если ты дура, это не значит, что все вокруг дураки. Будь честной, ищи нормального мужика

Если ты дура, это не значит, что все вокруг дураки. Будь честной, ищи нормального мужика

Когда мужчина встречает женщину, с которой хочет прожить всю жизнь - он на ней женится как можно быстрее и старается завести детей. А не живет с ней восемь лет порожняком по съемным квартирам.
bushneva177
16 марта 2017 / 16:21