Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
12:08, 25 декабря 2015

Моцарт, Шнитке и Кумысбеков. О последнем концерте симфонического оркестра в этом году.

Сегодня состоялся последний концерт Государственного академического симфонического оркестра Казгосфилармонии в уходящем году.

Blog post image

Меня привлекла на него интересная программа: нечасто бывает, что в одном концерте можно услышать абсолютного классика, сложного авангардиста и казахстанского композитора-симфониста - Моцарта, Шнитке и Кумысбекова.

Программа этого концерта была очень хорошо составлена - музыка разных эпох и направлений, при этом целых две премьеры.

Открыл концерт вечно молодой Юрий Петрович Аравин - его мастерство вступительного слова не меркнет с годами. Вообще, этот жанр, ныне почти утраченный - пояснительного слова к произведению - одна из хороших традиций нашей филармонии. Рассказать о предстоящем произведении интересно, понятным и профессиональным языком - хороший способ привлечь неискушенного и развлечь опытного слушателя. Уже много лет Аравину нет в этом равных на нашей сцене.

Начался концерт исполнением довольно известного Концертного вальса композитора Кенжебека Кумысбекова. Это произведение очень непосредственное, немного наивное, очень малодичное, один из лучших "казахских" вальсов, в изобилии написанных советскими композиторами.  Легкая, понятная музыка, которую оркестр всегда играет с удовольствием. Вальс придал концерту праздничную, предновогоднюю атмосферу; яркая мелодика, с отчетливым национальным колоритом, ясная, классическая гармония, романтика и очарование вальса - все это настроило зал на хорошую, радостную волну, что очень помогло восприятию залом последующих произведений.

У этого вальса есть, на мой взгляд, один недостаток: он слишком быстро кончается. Причем кончается как-то слишком неожиданно, пафосно и драматично - как будто к Штраусу приписали финальные такты какой-нибудь драматической симфонии.

Следующее произведение создало большой контраст вальсу. Это была Восьмая симфония гениального и редкоисполняемого Альфреда Шнитке.

Шнитке. Эпоха в истории музыки, крупнейший композитор после смерти Шостаковича. Музыкант с тяжелой судьбой, написавший огромное количество сложной, красивой, философской, драматичной и очень человечной музыки. Советской музыкальной элитой он был не принят, произведения его мало исполнялись, но он писал и писал свои гениальные произведения. Широкому слушателю он известен своей музыкой к кино: мне больше всего нравится его работа к фильму "Мертвые души" - где он с гоголевской психоделичностью и любовью изобразил утрированную, гротескную картину нашего общества, каковой и является бессмертная поэма Гоголя. Еще мне нравится мультик "Ластик и карандаш" - с фрагментом из Кончерто гроссо Шнитке - наверное самое его гениальное произведение.

Восьмая симфония - одно из последних произведений автора. Он написал его незадолго до своего третьего исульта, в 1994 году, уже живя в Германии. Через четыре года он умрет. Это слышно в музыке. Она тяжелая, моя неискушенная супруга назвала бы ее "депрессивной", но, конечно, это только на первый взгляд. Закрывая глаза и вслушиваясь - мы слышим музыку космической эры, когда умы были заняты наукой и, казалось - вот-вот - и наука объяснит нам явления мира. Наука - не объяснила, но объяснил Шнитке. Этот русский Бах вторым после него показал нам беспредельность, хаос и гармонию космоса. Музыка Восьмой симфонии - надмировая, самодостаточная и открывающая тайны мирооздания.

Первая часть - как состояние нагнетающейся сингулярности, которое уходит в ультразвук в финале, в последних тактах, за миллисекунды до большого взрыва, в глубокую молчащую пустоту, где миг - как вечность. Вторая часть - мерные космическое часы, очень похожа на одну из частей Восьмой симфонии Шостаковича - идеальная картина вечности. Третья часть - самая длинная, по времени занимающая чуть ли не больше, чем все остальные части. Медленная, довольно лоскутная; соло флейты, дуэт флейты и гобоя, клавесин и ударные, монодия альтов - она вся из отдельных эпизодов. Красивая, напряженная и усыпляющая музыка. Кластеры аккордов на пианиссимо - такое делал, похоже, только Шнитке. Я не люблю медленные части симфоний, но эту хотелось слушать, и в то же время - она никак не могла кончиться. Отговаривала одна фраза - и начиналась другая. Четвертая и пятая части, короткие и драматичные, увенчали симфонию большим вопросом. В последних тактах градус повышался, голоса оркестра наслаивались друг над другом, как то самое сингулярное вещество бесконечной плотности, уходя в верхние регистры, напряжение росло, ширилось, как ширилась, сжимаясь в себя Вселенная, перед тем, как... тишина. Немая кода.Вселенная готова родиться.

Во втором отделении мы услышали еще одну премьеру - это была Концертная симфония Вольфганга Моцарта Ми-бемоль мажор.

Когда музыкант слышит это название - он представляет очень известное произведение Моцарта 1776 года - симфонию с солирующими скрипкой и альтом. А вот и нет! Для меня было сюрпризом, что у Моцарта есть и другие концертные симфонии ("концертная" - это значит что в симфонии есть солирующие инструменты, в обычной классической симфонии солистов нет). Одну из них, для гобоя, кларнета, фагота и валторны - мы услышали сегодня.

У этого произведения тоже сложная судьба. Его довольно редко исполняют (я его сегодня услышал впервые, как и многие).

Юный Моцарт написал ее во время гастролей в Париже, в 1778 году, когда ему было 24 года. Написал буквально "на коленке", чуть ли не в пару дней, поскольку остро нуждался в деньгах, а это произведение ему заказали для концерта. Симфония не была исполнена из-за происков недоброжелателя, которого Моцарт незадолго до этого оскорбил уничижительной музыкальной пародией. Состав прекрасных солистов, который был у Моцарта в Париже - больше не удалось собрать никогда, и симфония затерялась. Ее случайно нашли в копии только в середине XIX века. Благодаря этому мы услышали ее сегодня.

Солировали в этом исполнении участники Государственного квинтета деревянных духовых инструментов. Руководитель - Жанат Ерманов, он же - кларнет.

Есть у алматинских, казахстанских музыкантов некая странная манера исполнения музыки Моцарта. Она отличается какой-то бесхребетностью и выхолощенностью. В этом произведении она была реализована дирижером в полной мере - симфония прозвучала не как симфония, а как какой-то дивертисмент для парка, когда публика гуляет. Ну или так, как играет струнный оркестр, когда вы на модном вечернем приеме - фоновая музыка из классической попсы. Как будто дирижер жалеет оркестр и солистов и бережет их для 12-часового выступления. Все в одной динамике меццо-форте, по верхам, приглаживая струны и в полдыхания.

Я этой манеры исполнения Моцарта совершенно не понимаю. Самого яркого, блестящего, искромётного и драматичного композитора играть как Штрауса или как ночную серенаду - они что, боялись разбудить зал? Получилась и не симфония, и не концерт, а какая-то лёгонькая музычка. Симфонизма не было. Это что, нам после Шнитке так дали отдохнуть?

Понятно желание не заглушать солистов - деревянные духовые не могут очень громко звучать, особенно фагот. Но чрезмерно идти у них на поводу - так нельзя! Так играют концерты  Гайдна и Моцарта только с детьми ранних классов - чтобы не заглушить их слабый звук.

Очень понравился гобой - молодой исполнитель, очень виртуозный, динамичный, с хорошим гладким звуком, хорошо, здорово играл. Кларнет - похоже был не в лучшей форме. Мы знаем Жаната Ерманова как блестящего исполнителя, но сегодня его слушать было не очень интересно - он немного фальшивил, "проглатывал" блестящие, виртуозные пассажи.

О партии фагота и валторны я ничего не могу сказать - их было попросту неслышно. Иногда доносился робкий шёпот фагота - эдакое классическое "пум-пум-пум", партия валторны - тишина. Мы знаем валторновые концерты Моцарта и знаем, как должна звучать валторна - в этом исполненнии изредка слышался фон вместе с валторнами в оркестре. Пение рога в далеком лесу, на пределе слвышимости.

Нет, исполнением Моцарта сегодня я решительно недоволен. Этот не тот Моцарт в прошлом году, когда во время его Реквиема зал реально плакал. Это не Моцарт "брызг шампанского и мрачной пропасти". Выхолостили.

Впрочем, публика принимала все исполнения очень тепло, с удовольствием благодарила исполнителей и кричала "браво!".

За пультом в этот вечер стоял Канат Омаров, молодой дирижер, похожий на такого казахского Малера - очки, немного небрежный внешний вид, робкая и благодарная улыбка. Только без движений "судорожной кошки" над пультом - больше похоже на сдержанную русскую школу.

Blog post image

Прекрасное исполнение им Шнитке - это огромный, большой плюс. Сложная партитура, безупречные ауфтакты, аккуратный жест, прекрасное прочтение и интерпретация произведения.

Как он исполнил Моцарта - ну, видно он так чувствует, видно, так его учили, может быть - это современный тренд такой - несерьезно относиться к Моцарту. Мне это трудно понять.

Конечно, не обошлось без мамочек с трехлетними детьми на соседнем кресле, которые шептали, бурчали и вошкались. Привели детей послушать Шнитке, браво!

Особое место во всем этом наслаждении занимают быстро разрушившиеся кресла филармонии - они и новые то были покатые и страшно неудобные, а теперь стали просто катастрофой - весь вечер в терзаниях между прекрасной музыкой и затекшими ногами и еще одним местом, с коленями на уровне груди. Администрация - ну сделайте же что-нибудь с креслами!

...

В любом случае, сегодня мы услышали нечто новое, концерт однозначно удался, публика ушла явно с хорошим настроением, как и ваш покорный слуга.

Слушайте хорошую музыку, и увидимся в концерном зале!

Ваш я)

9