Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:26, 14 декабря 2015

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КОНТРПРОПАГАНДЫ ИДЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СМИ

Одной из задач  экстремистских и террористических организаций является использование СМИ для получения максимальной общественной огласки своих действий в качестве усиливающего фактора, применяемого с целью повлиять на объекты воздействия для достижения кратко – и среднесрочных политических целей и/или желаемых долгосрочных конечных результатов.

Вследствие этого можно прогнозировать, что в современных условиях процесс использования СМИ для информационного воздействия на массовые аудитории со стороны экстремистов и террористов будет только расширяться.

Среди причин, вызывающих это, можно выделить прогрессирующую коммерциализацию СМИ, стремление к созданию наиболее рейтингового массового контента, активное развитие информационных технологий, стимулирующее доступ непрофессионалов к производству и распространению новых СМИ.

С учетом этого идеологи религиозно-экстремистских организаций, в частности "Исламское государство в Ираке и Леванте" (ИГИЛ), пытаются через СМИ навязать свое мнение большинству читателей. Более того, они порой пытаются заменить собой несуществующие экспертные группы.

Очевидным становится необходимость организации противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, сущность которой заключается в обеспечении государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс экстремистских структур, осуществления защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса.

Поскольку речь идет о средствах массовой информации, то становится очевидным, что наиболее эффективным методом профилактики может и должно явиться осуществление планомерной и наступательной контпропагандистской работы против радикальной идеологемы.

Как показывает практика, важнейшей современной особенностью деятельности международной террористической группировки ИГИЛ является активное использование виртуального пространства и современных информационно-коммуникативных технологий или PR-технологий. Поэтому необходимы не только анализ нормативной базы в области защиты общества от информационно-психологических воздействий, но и разработка технологий и методов противодействия подобным явлениям.

При этом следует обратить внимание на обстоятельства, имеющие значение для организации эффективной контрпропагандистской деятельности.

Во-первых, в современных условиях повышается значение научного обоснования технологий противодействия экстремизму и иным деструктивным идеям, конкретных способов и приемов действий специальных органов на различных стадиях противодействия радикальной идеологии.

Во-вторых, налицо недостаточность и скудность письменных сообщений, статей, а также аудио и видеоматериалов в сети Интернет, посвященных проблеме ИГИЛ, на государственном языке. Так, беглый просмотр результатов поиска через поисковый портал «Google.com» показывает:

-  более 72 млн упоминаний IslamicState(на английском языке);

- более 10 млн упоминаний при поиске ИГИЛ на русском языке и 1,7 млн при поиске «Исламское государство»;

- около 270 тыс. упоминаний «Ислам мемелекеті» и ИШИМ – 6,7 тыс. упоминаний (на казахском языке).

Даже учитывая несопоставимость языковпо числу владеющих ими, наблюдается недостаточность материалов об ИГИЛ на казахском языке. В результате казахоязычное население страны может испытать  определенный информационный голод, поскольку не получает в достаточном объеме информацию о разрушительной деятельности ИГИЛ. Это негативным образом влияет на формирование указанной аудиторией установок по неприятиюкак идеологии, так и осуждению преступной деятельности ИГИЛ.

В-третьих, необходимо также отметить недостаточность элементарных знаний у большинства отечественных читателей об истинных канонах мусульманского вероучения. Неосведомленность вынуждает наряду с контрпропагандой заниматься разъяснением в популярной форме еще и основ  исламского вероучения.

В-четвертых, следует обеспечить высокий уровень организации и проведения информационно-пропагандистской работы, направленной на неприятие обществом идей религиозного экстремизма и экстремизма, предупреждение самой возможности совершения преступлений. Для этого представляется необходимым:

- усиление выпуска материалов, направленных на консолидацию общества вокруг национальной идеи «Мәңгілік ел».

- доведение до общественности информации, отрицательно или уничижительно характеризующих руководителей и участников религиозных экстремистских организаций (наличие судимостей за совершение уголовных преступлений, наемный характер участия в религиозной экстремистской и террористической деятельности, низкий образовательный уровень, склонность к аморальным и иным порицаемым в обществе поступкам и т.д.);

- подготовка материалов, направленных на привитие гражданам иммунитета к попыткам их вовлечения в конфликты, взращиваемые на идеологии национализма, сепаратизма, религиозной вражды, так как такого рода социальные столкновения по своим последствиям наиболее разрушительны и оставляют долго не заживающие моральные травмы;

- проведение профилактической информационно-образовательной работы по повышению религиозной, этической, политической, бытовой, трудовой, эстетичной грамотности, правовой культуры населения.

Реализация вышеуказанных рекомендаций общесоциальной профилактической направленности, на наш взгляд, создаст реальные предпосылки для ограничения воздействия радикальной идеологии и тем самым поставит надежный барьер на пути распространения терроризма и религиозного экстремизма.

Рахмитов Ф.М., к.ю.н., начальник

информационно-аналитического отдела

Международного центра культур и религий КДР МКС РК

0
618
0