Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
39
06:20, 09 декабря 2015

Большое Алматинское озеро: куда уходят сборы с экопоста?

С друзьями Манарбеком Абеновым и Аскаром Кульжановым решили съездить в субботу на БАО. Проезжаем экопост по дороге на Большое Алматинское озеро:

- Сколько стоит проезд?

- Сколько вас в машине?

- Трое.

- 1200. Но можете дать тысячу.

Принципиально решили дать столько, сколько положено. Сотрудник нацпарка вытащил из кармана 6 чеков - три по 200 тенге и три по 198,2 тенге.

После поста ни одного сотрудника Иле-Алатауского государственного национального природного парка не встречали, возможно, их популяция ограничена местами сбора денег. Доехали до БАО по заснеженным нечищенным дорогам, несколько раз подталкивали застрявшие машины, полюбовались озером а на обратном пути решили провести мини-исследование - сколько машин получило на руки чеки и в каком количестве.

Blog post image

Подавляющее большинство водителей заплатили тысячу тенге и проехали, не получив чеки. Другие, кто был в компании 3-4 человек, решили также воспользоваться "дискаунтом", заплатив "штуку", но при этом получив чеки на 800 тенге.

Blog post image

Вот все чеки, которые удалось собрать. Внешне вроде чеки как чеки, но очень настораживает, что они выдаются не с кассового аппарата, а из кармана, что вызывает подозрение, что они теоретически могут штамповаться и заранее на каком-нибудь принтере.Blog post image

Повод для подозрения есть, с учётом, что ранее, не стесняясь, на посту выдавали вот такие левые чеки (августовские фото Константина Горожанкина, публикую с его разрешения), которые к фискальным не имеют никакого отношения.

Blog post image

Тогда же в августе Константин поднимал вопрос, что в день на БАО по "чекам" того периода приходит всего 540 человек. В нашем же случае в декабре в выходной день их под конец дня, если верить только чекам, было и вовсе около 150. Интересно и то, как резко уменьшились налоговые сборы от нацпарка в бюджет, хотя сложно поверить, что людей стало ездить значительно меньше. То есть мы видим откровенную "кормушку", деньги с которой идут в чей-то карман.

Blog post image

Как я и писал выше, сотрудников национального парка по дороге мы больше не встретили. Примерно такое же отношение летом я видел на озере Иссык, где на берегу валяются горы мусора (да и в воде тоже плавает), жгут костры везде, где хочется, а сотрудникам всё равно, все на посту собирают деньги. Озеро Иссык, кстати, тоже находится на территории Иле-Алатауского национального парка.

Если бы все деньги шли по назначению, то можно было бы, например, почистить дорогу.

Blog post image

На посту оставить одного охранника, а остальных отправить в места наибольшего скопления людей (например, ключевые смотровые площадки) следить, чтобы не гадили и не скидывали мусор за заборы, не жгли костры и т. д.

Blog post image

На самом бесконтрольном озере некоторые нашли альтернативу Медеу - катаются на коньках, что, конечно же, запрещено. Если, не дай бог, кто-то провалится под воду, вряд ли кто-то будет отвечать за это - у самого озера сотрудников нацпарка нет, все, как мы помним, рубят бабки на посту.

Blog post image

Решить проблему, на самом деле, можно очень простым способом, главное, чтобы была политическая воля: внедрить систему автоматизированного сбора денег на посту, оставить на нём одного-двух охранников, а остальных сотрудников парка отправить заниматься своими непосредственными обязанностями.

Возможные возражения и их решения:

1) Кто-то может возразить, что такие шлагбаумы уже ставились на Медеу, но кому-то они были не выгодны и их быстро привели в состояние негодности, как, например, валидаторы в общественном транспорте. Но эту проблему решили, например, в общественном транспорте, внедрив систему "Оңай", поставив стоимость терминалов на баланс и отслеживая неисправность в режиме онлайн. Тут можно сделать то же самое, в принципе и систему "Оңай" можно расширить на данные экопосты, поставить терминалы на баланс нацпарка, и в случае обнаружения выходы из строя, направить специалистов. Если выход из строя связан с физическим воздействием, то материальную ответственность возложить на сотрудника/-ов, которые были на дежурстве на посту. По-хорошему, можно и видеокамеру поставить, тогда вероятность таких действий будет совсем минимальная.

2) Что делать, если терминал по объективным причинам вышел из строя? Привязать к шлагбауму на всякий случай 2 терминала. Даже если один сломается, то второй будет работать. У сотрудников автопарка ключей к изменению настроек быть не должно, чтобы не рождать лазейку для коррупции.

3) Сотрудники нацпарка будут сопротивляться. Конечно. Причем не только сотрудники, но и руководство. Потому что самое простое - ничего не делать и стричь деньги. Но при увеличении доходности нацпарка можно будет и поднять зарплату сотрудникам, к тому же они будут исполнять прямые обязанности.

Blog post image

П. С. Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на меня также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

39