Вчера на неформальной встрече в каспи глава банка Михаил Ломтадзе презентовал новый зарплатный проект для массовой раздачи. И это не Тасай :))
Зарплатный проект каспи можно описать легко, одной фразой – «везде 0», то есть работодатель не платит комиссий, пользователь карты тоже, в том числе и при снятии наличных в банкоматах других банков.
В новом зарплатном проекте 2 новинки: во-первых, это Gold (Master Card), во-вторых по факту сама карта работает как тенговый депозит- на остаток начисляется 10% годовых. Фактически это и есть тенговый гибкий депозит. Хороший продукт, но аудитория не совсем понятна.
Умные люди как только получают тенговые доходы (зарплаты) перегоняют все в доллары и затем уже по мере необходимости идут в обменник. Но тогда зачем не умным людям Gold?
Сама по себе карта в таком формате и при такой целевой аудитории, по словам Михаила – «для всех» означает, что она создана и для офисных работников, и для водителей 66 автобуса. Но так не бывает.
О целевой аудитории чуть позже, а сейчас давайте лучше посмотрим, чем грозит рынку выход нового продукта от каспи?
1) Во-первых, Иерусалим, на который двинулся каспи – это однозначно Халык банк. Почему? Дело в том, что крупнейший игрок рынка зарплатных карт - это Народный Банк. По последним данным, количество выпущенных зарплатных карт у последнего перевалило за 2,5 млн.
Естественно, зарплатный проект для любого банка – это якорное предложение, вокруг которого можно выстроить всю продуктовую линейку для кросс-продаж и лояльности. К примеру, тот же «Халык банк», для всех своих «зарплатников» готов предлагать целый ряд кредитов на льготных условиях.
К примеру, можно получить кредит на покупку машины без первоначального взноса, потребительский кредит до 4 миллионов тенге, а также льготный ипотечный займ.
2) Почему сейчас так важен зарплатный проект и карты?
Все очень просто. У любого кредитного розничного банка, к которому прямо относится kaspi – есть два варианта кредитования – выдать кредитную карту прямо в руки клиенту и потом заниматься сборами самостоятельно. И второй вариант – продавать кредиты через «зарплатный проект», то есть анализировать прямо в банке денежные потоки-доходы клиента, затем предлагать ему разные продукты, уже хорошо зная, сколько он зарабатывает и что может себе позволить, а что нет.
Запуская на рынок «голд», kaspi выходит на второй сценарий расширения рынка. Почему, зарплаты так важно «завести в банк»? Все просто - весь республиканский фонд заработной платы всего населения - это 70 процентов всего денежного оборота платежных карт в Казахстане.
Получив одного клиента в системе зарплатного проекта банк получит оборот денег более чем 1 миллион тенге в год.
Дальше простая математика – если у тебя 100 тысяч зарплатников, то ежегодный оборот банка по зарплатному проекту составит более 100 000 000 000 тенге.
3) А теперь немного о целевой группе. Если каспи что-то запускает, то всегда для масс-маркета. В этом есть плюсы и есть минусы. К примеру, если золотой пластик будет лежать у всех в кошельках, то статус этой карты упадет ниже плинтуса. Если каждый водитель 66 автобуса может «засветиться» голдом :) , то не думаю, что это будет радостным поводом для более высокой в ценовом сегменте аудитории. Когда что-то становится массовым, оно перестает быть уникальным и статусным. Думаю, что именно это произойдет с золотыми картами, они потеряют свою статусность.
А в целом, продукты каспи однозначно меняют рынок и создают новую категорию. С учетом того, что сейчас банк стал системообразующим, его влияние на рынок еще больше усилится.
P.S.: для исключения всяких инсинуаций, я держатель двух зарплатных проектов – Народного и Kaspi.