Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
14
06:44, 17 ноября 2015

Новое в ГАТОБ им. Абая или что необходимо для успеха оперного спектакля?

Лет десять или больше назад, когда я только начала активно ходить в ГАТОБ, на любой опере всегда кто-то скрипел «характерным» голосом, это мог быть солист, исполняющий одну из главных партий, а уж вторые тенора, сопрано и меццо-сопрано – в обязательном порядке. Я уже думала, что это непременный атрибут провинциального оперного театра, находящегося где-то на задворках цивилизации в Средней Азии. См. сноску*.

Постепенно, с обновление труппы, ситуация улучшалась, улучшалась (а может мне так казалось, потому что я ходила только на избранные составы)...  С приходом в театр Аскара Бурибаева и новым призывом молодёжи теперь все поют хорошо, и Борсу, и Аннину. А уж новые молодые солисты зажглись как звезды!

Я была на опере «Травиата» и «Риголетто», пропустила «Любовный напиток» с дебютом Дамира Садуахасова, но описание этого триумфа есть, Omaprem написала http://yvision.kz/post/577822 . Пропустила концерт «Новые имена», но читала восторженные отзывы в фейсбуке, и им верю. Такой кипяток восторгов на пустом месте литься не может.

«Травиата» прошла в прошлом месяце, но я её никогда не забуду, это был фурор.

Что необходимо для успешного оперного представления? Ответ известен, но я скажу:

  1. Хороший дирижер.
  2. Хорошие исполнители.
  3. Кураж.

Blog post image

Даже устаревшая постановка с примитивными декорациями и убогими костюмами заиграла. Рустем Кабылбай гениален. Дирижер это музыкант, играющий на оркестре, Рустем умеет на нем играть и творит чудеса. Этот оркестр не в каждых руках так раскрывается. Я свое мнение о нем не за один раз составила. «Травиата» у него закончилась примерно на полчаса раньше, чем всегда, такие темпы были. Знаете ли, опера большого стиля удовольствие очень острое. Не всегда «Травиата» звучит как надо. В этой опере для меня показательно, как звучит теноровое исполнение во втором акте  "Lunge da lei...De' miei bollenti spiriti...O mio rimorso!". Если темп занудлив, это место надо перетерпеть, если оперу исполняют правильно – оно прекрасно, как итальянская ария. Часто в ГАТОБ, да и на премьере в Астана Опера, «Травиату» исполняют тяжеловесно, как заупокойную мессу. А ведь это самая французская опера Верди. Эту эпоху мы представляет по романам Бальзака, по «Сценам Парижской жизни». Золотой век мотыльков. Рассеянный образ жизни, пусть даже в долг, больше всего ценится лёгкость, остроумие, гедонизм, живость и веселье. Дамы прекрасны, кавалеры элегантны. Всё в цветущих камелиях. В следующих эпохах такой элегантности и изысканности уже не будет. В музыке Верди всё это есть, тема смерти контрапунктом звучит в море бесшабашной живости и натужного веселья. Зачем надо переламывать написанную партитуру и вводить туда чугунную трагичность?

Blog post image

Было неважно, что дамы полусвета одеты в одинаковые сиротские платьица с оборками, а ведь они особенно нарядны, модны и богато украшены (смотри странички светской хроники глянцевых журналов). Не важен косоногий балет и унылые декорации. Это было эталонное исполнение, и дух Верди снизошел. Потом узнала, что в этот день, 10 октября, у Джузеппе нашего Верди день рождения был!

Я пришла на дебютантку Анастасию Кожухарову, за которой слежу еще со времен студенческого проекта «Волшебная флейта»  http://yvision.kz/post/409361 Она блистательна. Большой голос, технически чистое колоратурное исполнение, молодцеватое взятие всяких верхних нот, тембр голоса красоты неимоверной, молода, хороша. Это Дива!

Blog post image

Я сидела в первом ряду с биноклем, смотрела на лица, партнером Анастасии был Нуржан Бажекенов. Они играли как большие драматические артисты, очень достоверно, проникновенно и эмоционально. Просто жили. Я пораженно наблюдала за их лицами крупным планом, за мимикой, за зрачками глаз! Учитывайте, что при этом они пели оперу, то есть тяжело работали, тяжелей, чем шахтеры. Нуржан Бажекенов молодец, он сейчас ведущий тенор театра, на моих глазах он дебютировал, пел сначала маленькие партии, например, великолепно спел арию Артура Бёклоу, потом Неморино на премьере. Тогда, самую первую арию он спел, глядя в пол от смущения, далее перевоплотился в персонажа, зажил на сцене и заблистал. Потом были Эдгардо, Фауст. Он неровно выступает, но когда он в тонусе – жжёт напалмом. Заполнил зал мощным звуком, а это не характерно для лирических теноров, это прерогатива теноров драматических. Но вот, заполнил, звучал! Анастасия на фоне такого партнера не потерялась, а наоборот, они друг другу резонировали. Она очень органична на сцене, не скажешь что молодая дебютантка. После финального исполнения «и зритель заплакал…», это выражение достойно стать мемом, взято отсюда http://yvision.kz/post/576877 (тут написано, как зрители плачут от постановок Астана оперА).

Blog post image

Был еще один дебют в крошечной партии Флоры Бервуа, Елены Никоновой, новой меццо-сопрано ГАТОБ, она в Волшебной флейте пела Дритте-Даме. В первый раз я слышала «пробивающий» ансамбль солистов, тутти и оркестр голос меццо. Обычно в заданных обстоятельствах голос меццо теряется, можно наблюдать только пустую артикуляцию. Молодой баритон Толеген Рахымбаев в маленькой партии Маркиза д’Обиньи показал хороший мощный баритоновый вокал. Был нежданный сюрприз в виде паритетного пения двух чистейших сопрановых голосов Жадыры Жусупбековой в партии горничной Аннины и Анастасии Кожухаровой. Все выложились. Это был катарсис. А кого не было в этот вечер в опере – кусайте локти.

Blog post image

Blog post image

В субботу 14 ноября прошла опера «Риголетто», дебют Натальи Мезиной, звезды Студенческого проекта «Волшебная флейта». Тогда Наталья затмила всех, меня поразила до глубины души. Наталья лирическая сопрано, как раз для партии Джильды. За пультом стоял Мухтар Калдаяков. Я не зря поставила дирижера на первое место факторов, от которых зависит успех оперы. Исполнено было нормально, хорошее, обычное, ничего особенного. Все прошло на среднем градусе, и «…зритель не заплакал». Состав был сильный. Герцога Мантуанского исполнил Нуржан Бажекенов в ударе. Опять заполнил купол зала голосом, очень тонко сыграл роль, его Герцог пресыщенный и надменный с придворными, пылкий с дамами, циничный с куртизанами, встревоженный и тоскующий, когда узнает, что еще неопробованная любимая пропала (описалась по Фрейду - встервоженный). Риголетто пел Талгат Кузембаев. Наталья Мезина хорошо дебютировала, сыграла трогательную чистую девушку. Прекрасно спела, сыграла, но высоты исполнения Памины в Волшебной флейте не достигла. Там реально было мировое исполнение и мировой уровень звучания голоса. Это абсолютно не является упреком, нет. Я только хвалю. Она хороша. Рада, что в труппе есть такая певица, да еще с огромным потенциалом. Сама опера меня не тронула, дух Верди над залом в этот раз не витал, даже не хочется разбирать исполнение и образы.

Blog post image

Blog post image

В первый раз в партии Маддалены Елена Никонова. Эта партия уже побольше и поважнее, чем прошлая партия Флоры Бервуа, и Елена раскрылась, прекрасно звучала и хорошо сыграла. Я ее видела, кроме как на Флейте, еще на двух студенческих концертах. Это человек с яркой индивидуальностью, привлекающий к себе внимание, я теперь слежу за ее творчеством, подписалась на её блог в фейсбуке. У нее уникальный голос, я думаю, что это сфогато, голос расширенного диапазона. Представьте себе, в нижнем регистре она звучит сочным контральто, в среднем диапазоне это насыщенное меццо, в верхнем диапазоне звучит как яркое центральное сопрано. Я знаю, что в молодости она поступила в ГАТОБ, тогда ее голос еще не созрел, низкие голоса у женщин развиваются к тридцати годам, и ее считали сопрано. Исполнила только партию Татьяны в концертном исполнении и уволилась, потому что родился ребенок. Далее она работала преподавателем в Консерватории, поэтому она не просто певица, а еще и Professore по-итальянски, учится в магистратуре по предмету «Композиция», сочинила оперу. Это образованная и интересная личность. Прошло время, и Голос созрел. Только при Аскаре Бурибаеве она смогла снова поступить в театр, потому что певчие птицы должны петь. Артистична, склонна к острохарактерной игре.

Blog post image

Маттео Борсу, маленькую теноровую партию спер новый молодой певец Дамир Садуахасов. Я до сих пор не привыкну, меня это поражает, что даже маленькие партии поют хорошими голосами, при этом достоверно играют, и вообще видно, что человеку хорошо на сцене, он светится. Дебют в партии Неморино я пропустила, но в других партиях, где я его слушала (Сакана или Балпана? в опере Ер Торгын, Ремендадо в Кармен) он всегда блистал. Умеет человек хорошо петь. Вот что о нем писал один из самых авторитетных российских оперных критиков Федор Борисович, запись старая, с прошедшего конкурса Глинки

Еще один красивый голос — казахский тенор Дамир Садуахасов. В том, что касается осмысленности фразировки и соблюдения нюансов — работы еще непочатый край. Но голос уникальный — с удовольствием бы послушал певца через какое-то время.

Blog post image

Уверена, что скоро вышеуказанных товарищей, Дамира, Анастасию (в афише была опечатка, ее записали пажом), других, мы перестанет видеть в моржовых партиях, это не их место. Не обязательно петь небесными голосами эти партии. Спасибо Аскару Бурибаеву, раньше труппа была полна вокальных инвалидов, а молодые и талантливые люди не могли попасть на работу в театр. Сейчас положение более здоровое. Публика рада. Вот такие новые имена.

Прошу прошения, о ком не написала, все прекрасно пели на обеих операх и полностью выложились. Спасибо всем!

* «Характерный» это такое неофициальное определение голосов со странным тембром, на самом деле просто голосов с проблемами, чаще всего с качкой и тремоляцией, зажатым или горловым пением и прочее. Лучше всего определил характерный голос Кирилл Шевченко-Веселаго: «Если вы хоть однажды слышали звук, который издает ослик, писающий на лист жести, то с идентификацией характерного голоса у вас проблем не будет...».

14