Всё время нашего путешествия на Кубе у нас была машина с водителем и девушкой-переводчицей, поэтому путешествовали мы с комфортом, чего нельзя было сказать о всех остальных гражданах этой страны, чей транспортный коллапс мы наблюдали ежедневно.
Транспорт на Кубе - это отдельная большая тема, потому что такого мы не видели больше нигде в мире. Из-за экономической блокады и полного отсутствия поставок автомобилей как легковых, так и грузовых то, что там называется транспортом, вызывает только улыбку, правда улыбка быстро сходит с вашего лица, если вам вдруг понадобится им воспользоваться.
Эконoмический кризис фактически свел на нет нужду в грузовом транспорте, а нехватка транспортных средств на дорогах фактически вынудила людей или совершать меньше поездок, или сделать маршруты более «эффективными». Кубинские власти даже пошли дальше, они разработали специальную систему, позволившую людям поменяться рабочими местами, чтобы работать поближе к дому, благодаря чему более 10.000 человек сменили рабочие места с тем, чтобы уменьшить время, затрачиваемые ежедневно на дорогу на работу и обратно. В случае, когда человек менял рабочее место на место поближе к дому, правительство гарантировало ту же самую зарплату, которую он получал на прежнем месте - даже если на этом новом месте она была ниже.
В Гаване к бывшим армейским грузовикам были приделаны большие кузова с построенными на них бортами, крышей, с вделанными в борта окнами, и с сидениями внутри, — рассчитанные на 220 пассажиров. Такие автобусы в народе называются «верблюды», из-за кузова в форме «горба». Народу в такие вот «автобусы» набивалось постоянно немерено, к тому же ходили они лишь по одному богу известному расписанию.
Учитывая нехватку необходимого транспорта, «общественный» автостоп просто заполонил все кубинские дороги. Однако автостоп также официально поощряется через соответствующее законодательство, требующее от определенных типов правительственных транспортных средств останавливаться и подвозить попутчиков, когда у них есть место. Мы были удивлены, что на дорогах даже стоят специальные люди в желтой форме и останавливают машину, чтобы подсадить туда попутчиков. На каждом перекрестке их обычно трое, и они обcлуживают около 1000 пассажиров в день кaждый — система действует 7 дней в неделю, с 6 утра до 6 вечера. И водитель машины не имеет права отказаться от попутчиков. Мы поинтересовались, могут ли остановить нашу машину, переводчица, ответила, что не могут, т.к. к туристам вроде как не имеют правда подсаживать людей.
Что до легковых автомобилей, то никакая другая страна в мире не сравнится с раритетностью того, что ездит на улицах Гаваны. Эти старые авто являются, наверное, самой главной достопримечательностью и самой фотографируемой.
Некоторые экземпляры были просто восхитительны и почти на каждой улочке старой Гаваны обязательно мы находили машину, которая с любовью ремонтировалась несколькими мужчинами. Вот засмотревшись на такую картинку, у меня из рук и был выхвачен мой фотоаппарат со всеми нашими снимками. Конечно, мы потеряли бдительность, бродя по старым улочкам города. Я испытала реальный шок от случившегося и долго не могла прийти в себя. Мужчины, чинившие один из своих старых автомобилей, видя, что произошло подошли к нам со словами «что это были плохие люди и они шли долго за нами и что не все такие плохие как они», услышанное конечно же радовало, но потеря была невосполнимой, потому что купить даже мыльницу одноразовую в этом городе было не возможно ни за какие деньги.
Так что, помните мою историю, и не бродите в одиночку по пустынным старым улицам Гаваны, освещая дорогу айфоном или держа в руке крутой фотик, да и документы всегда держите в отельском сейфе.