Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
04:59, 25 июля 2010

Лекция 8 Гегель: окончательное освобождение самосознающего Разума

Из лекции о размышлениях гениального Канта мы уже знаем, что главным условием свободы является способность свободного существа совершать самопричинные действия, т.е. такие действия, причиной которых является сам субъект этих действий и более никто. Мы так же вслед за Кантом установили, что по-настоящему самопричинные действия способен осуществлять только некто наделённый разумом, поскольку именно благодаря разуму, такое существо способно действовать не случайно, а на основании закона. Случайные действия свободными считаться не могут по определению, поскольку они именно случаются, а не являются проявлением воли свободного существа. Другими словами свобода есть не только самопричинность, но ещё самозаконность и своевольность. Вот эти идеи сумел довести до совершенства Гегель - мыслитель дерзнувший заявить, что после него философии быть уже не может, поскольку больше ничего человеку помыслить будет нечего и утвеждавший, что наступающие времена можно считать концом человеческой истории.


Blog post imageС понятия истории мы и начнём, попробуя уяснить основные положения гегелевской системы мысли. Слово "история" употребляется в разных значениях. Одно из них, может быть самое употребимое, означает предание, сказка, рассказ о прошлом, т.е. последовательное описание произошедших когда-либо событий. В другом значении история является синонимом слова становление или развитие, т.е. это уже не рассказ/повествование, а сами происходящие с кем-то или чем-то события. В таком значении историю можно понимать как судьбу, сложившуюся по ходу происходящего и определяющую последующие события. Если события как-то сложились в судьбу, которая в свою очередь может определять последующие события, то такая судьба может быть названа законом. На основе такого закона/судьбы люди, мы с вами, становимся способны понимать происходящее. Если человек утверждает, что понимает что происходит, значит такой человек понял закон происходящего. Прежде всего во втором смысле мы и будем вслед за Гегелем понимать историю.
Но история чего может интересовать нас вслед за Гегелем? Конечно же история того мира, в котором мы существуем или история бытия, как мы уже договорились именовать всё существующее. Итак, Гегеля интересовал вопрос истории или судьбы бытия.
Мы уже установили вслед за многими философами прошлого, что быть означает не просто иметься в наличии (хотя и это тоже), но быть означает быть свободным, поскольку только свободное существо способно к самопричинному, самозаконнному и своевольному действию, иначе его существование будет страдательным, зависимым, а значит неполноценным. Другими словами свободным является только то, что определяет свою судьбу само. Гегель назвал это Абсолютным Духом или Абсолютным разумом. Абсолютный дух - это то, что определяет само себя полностью и не нуждается ни в чём внешнем, для своего существования или свободы. Но можем ли мы, люди, привести примеры из наблюдений, в которых хоть когда-нибудь встречали бы абсолютно свободное существо? Вряд ли найдёться тот, кто дерзнёт сказать, что встречался с таким. Так зачем же потребовалось и требуется до сих пор рассуждать о том, с чем мы не встречаемся и не встречались в своём опыте, поскольку то, с чем мы не встречались и не существует вовсе (по крайней мере для нас)? И вот здесь на помощь и приходит история. Гегель прекрасно понимал, что всё что имеется в наличии здесь и сейчас не совершенно. Внимание, вчитайтесь! Не-совершенно, то есть не свершилось ещё. Свершается, но не свершилось. Однако, это не значит, что свершение не возможно вовсе. Более того, понять что в данный момент происходит (а это волнует всех, но на разный манер) возможно, только если представить (в воображении), что то, что свершается, когда-то свершиться, или иначе, взглянуть на настоящее так, как буд-то оно уже закончилось, свершилось, подобно хорошему фильму, в котором понимаешь, что происходило, когда досмотришь до конца. Итак, то что есть, что происходит здесь и сейчас есть частный (один из...) случай того, что может и должно быть. Иначе, то что происходит есть переходный этап развития или становления Абсолютного Духа или Абсолютного Разума. Всё просто, Абсолютный Разум стремиться быть или что тоже самое быть совершенным (поэтому он и абсолютный). Но совершенство ещё не случившийся факт, Дух/Разум только стремиться к совершенству и потому здесь и сейчас он не-совершенный или не-абсолютный. Но как же так? То, что сейчас было высказано нарушает основной закон логики А есть А: как же может быть Дух абсолютным и при этом не-абсолютным? Разрешение этого парадокса и было главным в мысли Гегеля. Рассмотрим пример: человек растёт, от рождения и до свершения человек меняется, но при этом остаёться самим собой (во всяком случае именно это утверждают в паспорте). Вот есть 5 летний О., а вот ему уже 15, затем 35 и т.д., но при этом он почему-то носит одно и тоже имя и упорно считает себя самим собой, а не каждый раз другим, что было бы логично, опирайся он на закон логики. Но каждый из нас прекрасно понимает, что в каждый момент своей жизни мы одновременно и разные и одни и те же. Это противоречие было бы не разрешимо если бы мы не признавали очевидного в обшем факта - мир, вещи составляющие мир развиваются или находятся в становлении. Но вещи и мир в целом становяться не просто так как прийдёться, а в своём становлении устремлены к своему свершению. Главным свершением мира есть полная свобода в том смысле слова, который мы уже установили. Раз мы догадываемся к чему стремиться становление, мы становимся способны понять как мир достигает совершенства, становясь абсолютно разумным. Абсолютно разумным и свбодным может стать только то, что с самого начала было способно таковым стать, а значит становление есть переход из возможного (потенциального) в действительное (актуальное) состояние. Раз абсолютно разумным и свободным уже надо быть потенциально, то значит что развивается разум и свобода или точнее, развивается то, что есть разум и свобода или Абсолютный Дух как свершившиеся Разум и Свобода, т.е. они вместе и образуют Абсолютный Дух. Переход/становление Абсолютного Духа Гегель именует диалектикой и впервые в истории человеческого разума определяет как это становление осуществляеться.
Если чему-то предстоит стать разумным и свободным, то оно изначально не является разумным и свободным, или является, но потенциально или возможно. Более того, как уже было сказано выше, в процессе становления то, что становиться изменяеться, а значит в какой-то степени становиться не собой, так не-свобода и не-разумность становяться Свободой и Разумом. Таким образом, становление есть прежде всего отрицание своего предыдущего состояния: А становиться не-А. Такое отрицание, согласно Гегелю есть не полное отрицание одного другим, а удвоение первоначального единства: было А, стало А и не-А одновременно. Такое удвоение порождает противоречие, заставляющее две стороны первоначального единства бороться за самоопределение. Удвоение есть самоопределение одного перед другим. Однако, такое противоречие есть война, которая заканчивается миром - новым сложным единством А и не-А, причём в этом единстве противопложные стороны не уничтожают одна другую, а образуют именно сложное единство или Единство. Такова краткая формальная схема этапов становления, которую принято в учебниках философии обозначать как триаду тезис-антитезис-синтез. С помощью данной формальной схемы Гегель разворачивает диалектику бытия как становления Абсолютного Духа или как становление Абсолютного и Свободного Разума. Путь становления Духа это путь его самоопределения, а значит свободы.
Рассмотрев диалектику бытия, применим далее эту формальную схему становления Духа к познанию и к этике, а точнее теории общества.
Начнём с теории познания. Полное знание чего бы то ни было есть понимание. Понимание есть такое состояние познающего существа, при котором оно видит/воспринимает познаваемое как целое. Любое познание начинается с восприятия. В восприятии то, что воспринимается всегда дано как множество. Так, мы видим множество предметов вокруг себя, причём все эти предметы абсолютно индивидуальны, т.е. обладают уникальными отличительными особенностями, благодаря наличию которых мы способны отличать один предмет от другого. Но при этом мир рассыпаеться на бесчисленное множество предметов, которые наше восприятие охватить не в силах, а потому восприятия для познания, и тем более для понимания явно не достаточно. Тогда, ум начинает обобщать сравнивая предметы и отбрасывая то, что их отличает. Так, впервые разум формирует понятия, с помощью которых описывает мир. Такие понятия как правило отрицают многообразие предметов, сводя их к абстрактным похожестям или тождествам (абстрактным значит отвлечённым от индивидуальных особенностей). Так, круглость позволяет отнести в один класс предметов и Луну и мячик. "Круглость" есть отвлечённое понятие и потому, что отвлекается от конкретности обозначаемых предметов и потому, что "круглость" Луны и мячика не делает эти вещи родственными, в том смысле, что реально мячик и Луна не связаны по происхождению. Истинное понимание возможно только тогда когда понятие не абстрактное/отвлечённое, но конкретное. Что это значит? А то, что конкретное понятие должно в поном смысле слова совпадать со своим содержанием, т.е. с одной стороны выражать сущность предмета как такового, а с другой быть этим предметом, т.е. быть синтезом. Именно в понятии предметы мира и мир выражаются как целое поскольку понятие и является синтезом. Но следует учитывать, что для Гегеля понятие не есть слово выдуманное человеком для обозначения той или иной части реальности. Понятие для Гегеля и есть сама реальность в своём высшем проявлении - осмысленности. Стало быть понимание есть самоопределение Понятия или самоопределение Абсолютного Разума в Понятии. Истина же есть Понятие осознавшее само себя, поскольку Абсолютный Дух и есть Понятие.
Но история есть не только самоопределение Абсолютного Духа в Понятии, но и история его реального освобождения. Наиболее приближенной по совершенству к Духу из всех проявлений реальности является человек. Человек есть наиболее полная форма осуществления Духа. В своём первоначальном состоянии человек разобщён с другими, общество проявляется во мношестве разрозненных индивидов/особей. В этом смысле общество-множество есть самая не сознательная и не способная к осуществлению своей свободы общность. Но всё-таки это множество особей способно преодолеть своё наличное состояние поскольку каждой особью движет дух самоопределения и самоутверждения, что приводит к появлению деалектического противоречия заставляющего людей изменяться. В силу того, что особи жаждут самоопределения и утверждения, то они начинают борьбу за своё самоутверждение, отрицая друг друга, борясь друг с другом. Так, в борьбе один становиться Господином, а другие рабами, подчиняющимеся воли Господина. Так появляется общественная иерархия и первоначальное множество особей становяться обществом-организацией. Однако понятно, что быть удовлетворёнными своим состоянием в таком обществе могут лишь господа, находящиеся на вершине иерархии, потому лишённые собственной воли рабы постоянно восстают против рабства и в конце концов достигают освобождения, но не путём занятия более верхней ступени иерархии, а путём превращения в свободных людей, людей способных иметь и выражать собственную волю. Такие люди называются гражданами. Но граждане не являются господами друг другу, они господа только для себя и одновременно и взаимно признают друг за другом это право. Вместе с тем, граждане способны, не навязывая друг другу одну господствующую волю, к совместному волеизъявлению, на основе которого они образуют государство равных или республику (в преводе с латинского это слово означает "общее дело"). Такое государство, в отличие от иерархического единовластия или самодержавия республика или государство равнопризнанных граждан являет собой истинное, не абстрактно-отвлечённое единство людей. Стало быть, республика есть форма реализации Абсолютного Духа в общественной жизни людей.
Итак, в Гегелевской философии наиболее полное выражение нашла идея обретения Разумом или Духом абсолютной свободы через полное самоопределение. Эта идея, впервые зародившаяся в древности теперь была полностью продумана и выражена Гегелем и именно поэтому он и дерзнул заявить, что философия как нечто новое после него невозможна, поскольку всегда будет повторение чего-то, что было уже высказано кем-то в истории по отбельности или самим Гегелем в общем. Так свершилась философия, которую позже назовут классической.
0
383
0