Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
14:41, 05 июля 2010

Модальности

Я всегда считал, что у меня преобладает визуально-кинестетическая модальность, увидел очаровательную девушку и раздражители стимулируют рецепторы («раздражители стимулируют рецепторы» мдаа звучит как-то не очень, но это приятно), но по роду своей деятельности знакомлюсь с интересными, умными, начитанными девушками с которыми интересно побеседовать чувствуешь симпатию к собеседнице…

Может преобладание той или иной модальности меняться в зависимости от ситуации, возраста или окружения?

Мир вокруг нас — огромный, со множеством звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:

визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);
кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

Оч понравилось

http://old.russ.ru/krug/razbor/20010126.html

Я хочу поделиться одним наблюдением. В психологии XX века появилось понятие модальностей или ведущих репрезентативных систем - визуальной, слуховой, кинестетической (тактильной). У каждого человека какая-то из этих модальностей преобладает; визуал скажет - "яркий образ", а кинестетик - "выпуклый".

Так вот, главные герои пушкинского романа принадлежат к разным модальностям. Если взять самые крупные непрерывные фрагменты их прямой речи - письмо Татьяны и письмо Онегина, - это будет особенно ясно (видите - "ясно"; я визуал) видно.

Когда-нибудь, возможно, я соберусь и напишу об этом серьезную статью. А пока - просто маркирую территорию.

В речи Татьяны преобладает редкая слуховая модальность. Визуальные слова у нее тоже попадаются, но главный упор - на звуках (или их отсутствии). "Сначала я молчать хотела"; "Чтоб только слышать ваши речи, / Вам слово молвить..."; "В душе твой голос раздавался"; "И в мыслях молвила: вот он!"; "...я тебя слыхала, / Ты говорил со мной в тиши"; "Слова надежды мне шепнул" и так далее. В этом контексте и первую строчку ее письма - "Я к вам пишу" - можно воспринять как аудиальную. Пишу - то есть говорю с вами.

Модальность Онегина из его письма видна еще отчетливее:

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!

И дальше - "В вас искру нежности заметя"; "Нет, поминутно видеть вас"; "Улыбку уст, движенье глаз / Ловить влюбленными глазами"; "Увидит ваш суровый взор"; "Глядеть на вас веселым взглядом" и так далее. Вывод очевиден: Онегин - визуал.

А что из этого следует? Ну, например, что Пушкин интуитивно чувствовал психологический феномен, который ученые опишут только лет через сто пятьдесят. Например, что Пушкин гений. Стыдно как-то об этом говорить, но вот упоминавшаяся дискуссия показывает, что очень многие не готовы почувствовать Пушкина, многим его слава мешает жить. Конечно, школа способна отравить что угодно, если не повезет. А может быть, некоторые склонны воспринимать Пушкина, раз уж он наше все, как авторитет, как некое подобие фигуры отца и отрицать его со всей эдиповой страстью.

И еще. Когда два человека говорят в разных модальностях, им трудно понять друг друга. Кинестетик не может представить себе "блестящую идею", визуал - "тонкое замечание". Может быть, у Татьяны с Онегиным именно поэтому не сложилось?

0
381
9