Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:16, 29 июня 2010

Почему нет Макдональдса в Казахстане

История развития франчайзинга в экономически развитых странах насчитывает несколько десятков лет. Сама идея, родившись в США, быстро распространилась по всему миру. С появлением на карте новых государств западные франчайзеры получили дополнительные рынки. Сейчас практически не осталось страны с рыночной экономикой, где не присутствуют франчайзинговые компании.

Меняются и тенденции в плане страновой принадлежности торговых марок. Если раньше большая часть франчайзинговых брендов имела американское происхождение, то сейчас появляются абсолютно новые концепции брендов из стран Европы и Юго-Восточной Азии, сочетающие в себе элементы традиционной национальной культуры и современных технологий.
Международные бренды пытаются закрепить свои позиции на новых территориях, на т.н. emerging market. Так, рынки наших ближайших соседей России и Китая буквально наводнены иностранными компаниями, что сделало эти рынки тесными и вынудило местные компании искать новые территории сбыта.
В основном для экспансии компании используют дистрибутивный франчайзинг.
Китайский бренд Chonghong, специализирующийся в области бытовой техники, приобретает все большую популярность среди казахстанцев, успешно конкурируя с признанными мировыми лидерами. Большую часть импорта Казахстана поставляют российские производители, которым и принадлежит львиная доля франчайзинговых компаний, присутствующих на рынке. Более 50 компаний в Казахстане работают по системе франчайзинга, часть из них оперируют по субфраншизе Турции или России, часть через дистрибутивный франчайзинг.
Некоторому оживлению франчайзинга в Казахстане споспобствовали следующие факторы :
1. Принятие закона о франчайзинге.
2. Появление Казахстанской ассоциации франчайзинга.
3. Программа кредитования франчайзинговых операций в одном из местных банков.
Но в Казахстане не видно прямого присутствия ни одного из известных брендов-флагманов франчайзинга. Основным сегментом франчайзинга является фаст фуд, лидерами которого являются знаменитые Макдональдс, Сабвуэй и КФС, и если мы говорим франчайзинг, то подразумеваем эти бренды. Однако ни один из этих франчайзеров пока не представлен на рынке Казахстана. Несомненно, как говорилось выше, в Казахстане представлены некоторые известные торговые марки, позиционирующие себя как франчайзинг, но это дистрибутивный франчайзинг, мало чем отличающийся от банального импорта.
Почему же популярные франшизы не стремятся на наш рынок? Причин несколько.
Прежде всего франчайзинг - это тиражирование бизнеса, а для любого тиража важно количество, это обеспечивает экономическую выгоду проекта. Учитывая плотность населения Казахстана, рынок здесь не является таким емким, как, например, в Китае или России. Франчайзеры понимают, что окупить инвестиции при ограниченном сбыте будет очень трудно. Бесспорно, это один из основных барьеров для развития франчайзинга.
Немаловажными факторами, отрицательно влияющими на франчайзинг, да и на все предпринимательство в целом, являются уровень бюрократизации, а также административные барьеры. Также франчайзеры отмечают т.н. «неформальные расходы», что существенно повышает затраты на ведение бизнеса и конечную стоимость продукта для потребителя. Иногда барьером на пути выхода западных брендов на рынок Казахстана является решение менеджмента компании о продаже мастер-франшизы на всю территорию СНГ одному оператору, как правило, российской компании. Владельцы же мастер-франшизы не спешат развивать другие территории, предпочитая снять сливки с основных мегаполисов России - Москвы и Питера.
Еще один аспект развития франчайзинга, это транспарентность. Роялти - один из основных платежей для франчайзера, плата за использование марки, и его величина зависит от честности и прозрачности финансовой отчетности франчайзи. Многие предприниматели используют двойную бухгалтерию, и в этих условиях, несомненно, очень трудно контролировать реальный уровень доходов франчайзи. Это сдерживает франчайзера в передаче эксклюзивных прав на предпринимательскую деятельность и в продаже мастер-франшизы.
Международные бренды проводят политику транспарентности, этого требует престиж торговой марки, и любой намек на непрозрачность наносит большой урон имиджу компании и рыночной стоимости бренда.
Ссылки на то, что франчайзинг не развивается, т.к. в Казахстане несовершенное законодательство в области защиты интеллектуальной собственности, беспочвенны:
Помимо закона о франчайзинге 2002 г. Казахстан имеет два основных международных договора в области охраны товарных знаков. То есть законодательные нормы в области защиты интеллектуальной собственности закреплены.
Основываясь на международном опыте, можно заметить, что отсутствие закона не является барьером для развития франчайзинга, многие страны не имеют специального закона о франчайзинге, тем не менее количество действующих франчайзинговых компаний в этих странах очень высоко.
Тот же Китай, где нарушения прав интеллектуальной собственности превышают все мыслимые пределы, а закон о франчайзинге вступил в силу лишь в 2005 г., является лидером в мире по количеству франчайзинговых сетей. Конечно, в РК существуют проблемы с практической защитой интеллектуальной собственности. Но правительство решает эти проблемы, и уровень негативного влияния данного фактора на развитие франчайзинга невысок. При этом низкая активность самих владельцев брендов способствует появлению прецедента незаконного использования торговых марок.
Как показывает опыт Китая и России, западные торговые марки не стремятся к партнерству с местными предпринимателями. Примером является Макдональдс, отказавшийся от идей франчайзинга в России и управляющий своими точками без передачи прав местному партнеру.
Во всем мире франчайзинг считается престижным и прибыльным бизнесом. Но концепция франчайзинга для Казахстана пока нова. Институт оценки нематериальной стоимости бренда находится на этапе становления, не хватает достаточной информации о тенденциях развития мирового франчайзинга, о последних предложениях франшиз. Информация в СМИ, в том числе в Интернете, отрывочна и основана на российском опыте, изучению англоязычных сайтов мешает языковой барьер.
Недостаток информации - это обоюдоострая проблема. Западные предприниматели не получают своевременно последние данные об экономике Казахстана, в Интернете очень мало англоязычной информации о стране. По заявлению экспертов, в стране наблюдается рост денежной массы, и экономика испытывает давление от перегрева в некоторых секторах. Это создает ненужную инфляцию в некоторых отраслях, таких как строительство, где наблюдается постоянный рост цен на некоторые строительные материалы, что отражается на цене конечного продукта - недвижимости.
В какой-то момент рынок может рухнуть из-за перенасыщения, и тогда инвестиции в недвижимость могут не оправдаться.
В таких условиях франчайзинг как объект инвестирования мог бы стать очень популярным. Предприниматели получили бы возможность инвестировать в более качественные сектора экономики, менее подверженные колебаниям, ведь статистика свидетельствует, что франчайзинговые компании подвержены меньшему риску и более устойчивы.
Отечественные предприниматели понимают выгоду от вложения в зарекомендовавшую себя франшизу. Спрос на качественные франшизы, и даже на крупные бренды с паушальным взносом около миллиона долларов США, постоянно увеличивается. Это говорит о готовности бизнесменов работать на высоком уровне франчайзинга.
Но на рынке очень мало хороших предложений, нишу заполняют псевдофранчайзинговые бренды не международного уровня. Это мешает развитию качественного франчайзинга в Казахстане.
Главная роль в развитии франчайзинга должна принадлежать государственным институтам развития, поддержка на государственном уровне означает рост транспарентного конкурентоспособного предпринимательства. Как показывает мировой опыт, увеличение числа франчайзинговых компаний способствует росту экономики, создает дополнительные рабочие места, увеличивает транспарентность бизнеса и налогооблагаемую базу, помогает распространению передового мирового опыта и последних инновационных технологий, развивает регионы.
Льготные кредиты, облегченное налогообложение на начальном этапе, создание специальных центров развития франчайзинга существенно помогло бы становлению франчайзингового пространства. Необходимо стимулирование инвестиций в франчайзинг, популяризация идей франчайзинга через образовательные центры, пропагандирование франчайзинга среди предпринимательства.
Конечно, покупка франшизы невозможна без финансов, и роль банков в развитии франчайзинга очень важна. В Казахстане растет интерес банков к кредитованию франчайзинговых операций, но традиционно высокие ставки и нежелание кредитовать стартовый бизнес делают затруднительной финансовую устойчивость франчайзинговых компаний. В развитых странах банки выступают как бизнес-инкубаторы и консультационные центры для франчайзи. И, скорей всего, в будущем наши банки выступят как основные центры по продвижению франчайзинга в Казахстане и в Средней Азии.
Алматы как наиболее динамичный мегаполис достаточно привлекателен для известных международных франчайзеров. Большой потенциал имеют такие сектора франчайзинга, как фаст фуд рестораны (сейчас ниша практически не заполнена), гостиницы, мотели, автосервисы, гипермаркеты, одежда, компьютеры и сервис, химчистки, образовательные центры, фитнесс-клубы и т.д.
Несколько известных франшиз уже сейчас изучают рынок Казахстана, это компании Gold’s Gym, New Horizons Computer Learning Centers, Sign*A*Rama, 1-800-FLOWERS.COM®, $1.00 Store Services, Inc., и, возможно, в скором времени мы увидим эти бренды на нашем рынке. Тем более что ожидаемое вступление Казахстана в ВТО вынуждает казахстанских предпринимателей искать новые эффективные методы управления бизнесом, перенимать передовой мировой опыт для более безболезненной интеграции в будущем с мировым экономическим пространством.

Бекнур Кисиков,

Журнал Эксклюзив


0
1588
4