Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-3
04:44, 29 сентября 2015

Си Цзиньпин: «Я использую стратегию игры вэйци в политике»

Blog post image

Председатель КНР Синь Цзинпин и китайская игра вэйци. Изображение с сайта club.kdnet.net

С чем приехал глава КНР в свой давно ожидаемый визит в США? На этот вопрос попытались ответить ряд американских и российских экспертов, комментируя китайско-американские отношения.

Председатель КНР Си Цзиньпин совершил полет в США на обычным пассажирским самолете национального перевозчика Air China и был встречен в четверг 22 сентября на авиабазе "Эндрюс" вице-президентом Джо Байденом. Как пишет The South China Morning Post со ссылкой на слова бывшего директора департамента протокола МИД Китая Лу Пэйсиня, китайский лидер прибыл на одном из двух временно переооборудованных лайнерах Boeing 747-400, которые после визитов вновь используют на регулярных рейсах.

Blog post image

Барак Обама и Си Цзиньпин  на встрече "без галстуков". Вашингтон. 24 сентября 2015 г. Фото с сайта welt.de

Позже президент Обама встретился с Си Цзиньпином на закрытом рабочем ужине, где, по сообщению пресс-службы Белого дома, они приступили к переговорам по наиболее сложным вопросам внешней политики, по которым имеются разногласия у Пекина и Вашингтона. Весьма символично, что подобные встречи американский президент Барак Обама и председатель Си проводят без галстуков, как это уже происходило во время визита китайского главы в США в 2013 году, так и в начале нынешнего турне, который начался 22-го и продлился до 28 сентября.

Blog post image

Председатель Си Цзиньпин с супругой. Фото издания The South China Morning Post.

Журналисты гонконгского издания The South China Morning Post обратили внимание, что когда председатель КНР Си Цзиньпин совершает визиты с супругой Пэн Лиюань, цвет галстука Си оказывается одного тона с фоном или вышивкой ее платья. Но, иногда китайский лидер при выборе галстука руководствуется дипломатическими соображениями. Так, при встречах с нынешними и бывшами  лидерами тайваньского Гоминьдана председатель КНР надел синий галстук, соответствующим цвету правящей на Тайване партии Гоминьдана и других партий, выступающих за объединение с материковым Китаем, а не зеленый, который используют сторонники независимости.

Си Цзиньпин совершил 3-х дневную поездку в штат Вашингтон, начав с Сиэтла, где он выступая перед 650-ю представителями американского бизнеса заверил, что для них в Китае созданы благоприятные условия для  инвестиций. Сиэтл уже в четвертый раз подряд принимал у себя приехавшее с визитом китайское руководство, а основной упор во время данного визита в Сиэтл был сделан на торговлю, коммерцию и экономику.

Blog post image

Си Цзинпин на встрече с бизнесом США И Китая. Фото издания REUTERS / Ted S. Warren/Pool

Председатель КНР Си Цзиньпин в штате Вашингтон встретился с представителями американской hi-tech индустрии. В главном кампусе Microsoft в Редмонде, штат Вашингтон, лидер КНР запечатлен на протокольной фотосъемке в окружении самых влиятельных персон мира технологий из США и Китая, чей совокупный вес "тянет" на пару триллионов долларов. В поездке Си Цзиньпина сопровождали некоторые из глав крупнейших китайских IT-компаний. Прессой были замечены собственник компании Alibaba Ма Юнь, владелец компании Tencent Ма Хуатэн, генеральной директор интернет-магазина Jingdong Лю Цяндун, директор компании Lenovo Ян Юаньцин и др. Со стороны США отметились свои присутствием Марк Цукерберг, Тим Кук и другие главы таких американских компаний как Apple, Amazon, Cisco, IBM, Microsoft, для которых Китай является одним из крупнейших рынков.

Blog post image

Си Цзиньпин и Барак Обама. Фото с сайта dw.com

В пятницу председателю КНР Си Цзиньпин был оказан прием в Белом доме с соответствующими рангу визита почестями; в его честь был дан салют из 21-го орудия.  Обсуждение проблем американо-китайских отношений было омрачено разногласиями из-за подозрений в кибершпионаже китайской стороны, экономической политики Пекина и территориальными спорами в Южно-Китайском море. Президент США Барак Обама предостерег председателя КНР Си Цзиньпина от продолжения атак китайских хакеров на американские ведомства и фирмы и позднее лидеры двух стран договорились о необходимости пресечения деятельности хакеров, сообщает агентство Reuters. Для решения этой проблемы решено создать экспертную группу, которая будет проводить заседания дважды в год.При этом Обама особое внимание уделил проблеме правам человека, которая давно является предметом обсуждения в переговорах между Пекином и Вашингтоном.

Речь председателя Китая Си Цзиньпина стала одной из центральных тем на саммите по устойчивому развитию в ООН, в которой он сформулировал его принципы, предложил 12 млрд долларов на помощь бедным странам и призвал создать глобальную цепь чистых источников энергии. Кроме того, китайский лидер заявил, что Китай в инициативном порядке готов предоставить для проведения миротворческих операций, в которых особенно нуждается Африка,  полицейскую часть и 8 тыс. "специалистов по саперному делу, по транспорту" из числа военнослужащих КНР и медицинского персонала.

Визит китайского лидера в США был еще не окончен, когда ряд экспертов уже высказали свое мнение о визите, как о характеризующем отношения Вашингтона и Пекина, в которых Москва - третий лишний, пишет издание svoboda.org Так, по оценке Джуна Драйера, профессора университета Майами, в прошлом сотрудника комиссии Конгресса по американо-китайским отношениям, в то время как визит является "чисто символическом", тем не менее предполагается, что на полях этого саммита будут разрешены две наиболее существенные проблемы в отношениях США и Китая: массированные хакерские атаки с территории Китая на американские компьютерные сети и создание взлетно-посадочных полос на искусственных рифах в Южно-Китайском море. Мы уже видим, приводит издание мнение эксперта, что "Белый дом не решился ввести санкции против Пекина в ответ на хакерские атаки, которые, как считают американские специалисты, ведутся с ведома китайских властей, хотя об этом разговор шел".

Для Вашингтона будущие отношения с Китаем несут все более высокую степень риска, в связи с расширением стратегических планов китайского руководства, говорит Майкл Аслин, научный сотрудник института American Enterprise. Политолог считает, что известное из истории соперничество Китая и России стало источником взаимного недоверия, а в российско-китайских отношениях преобладает холодный прагматизм. Находящаяся в изоляции России является для Пекина только источником сырья, но она не может быть могучим союзником Китая.

Профессор Гуверовского института Миахил Бернштам, комментируя визит китайского лидера в США и оценивая популярное сейчас в России мнение о том, что Китай легко может подкосить находящуюся в долгах Америку высказался в том духе, что Китай зависит от американского рынка и подрывать американскую экономику Китаю совершенно нет необходимости, наоборот ему еще очень долго предстоит догонять США. При этом во мнениях скептиков, сомневающиеся в перспективах продолжения китайского экономического чуда все чаще приводится не экономический, а политический аргумент. По их мнению, препятствием для этого является китайская политическая система, идеология и рынок наконец-то вступили в прямой конфликт, о чем когда-то предупреждал инициатор китайских реформ Дэн Сяопин, заключает эксперт.

Коснувшись темы создания многополярного мира, привычного тезиса российской внешней политики в соответствии с которым считается, что Россия вместе с Китаем будут находится на одном полюсе, а США на другом, профессор Бернштам заметил, что Россия  свои внешнеполитические проблемы противостояния с Америкой китайскими руками решить не может.

По мнению российского эксперта Александара Габуева,  хотя США играют доминирующее значение в торговых отношениях Пекина и Вашингтона, внешнеполитический вектор Китая после визита Си Цзиньпина в США не изменится. "Китай не ставит между ориентацией на Россию и ориентацией на США. Китай ориентируется на себя и свои национальные интересы", утверждает российский эксперт, чье мнение приводит РИА Новости, отмечая при этом, что в военной и политической сфере "у России и Китая гораздо больше общего".

В беседе с "Независимой газетой" заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк отметил, что для США "Китай – не союзник. Он даже не раскрывает своих долгосрочных стратегических целей. Это вызывает у американцев нервозность. Будет ли достигнут компромисс по взаимным инвестициям, пока трудно сказать", – цитирует Кременюка, российское издание.

Подобная прямолинейная логика политологов ярко демонстрирует непонимание действительных целей визита китайского лидера и существующие различия в восточной и западной культурах. И прежде всего речь идет о тех ценностях навязанных в свое время авраамическим религиям и соответственно возникшим к ним отношения в китайском обществе сформировавшихся  на основе даосизма и буддизма, наложив свой отпечаток на современный этап в истории китайского государства.

Blog post image

1 октября 1970 г. Мао Цзэдун и американский журналист Эдгар Сноу, через которого китайцы передали, что рады были бы приезду американского президента Ричарда Никсона.  У ворот Тяньаньмэнь. Фото был впервые опубликовано в газете "Женьминь жибао". С сайта news.ifeng.com

Конфронтация с СССР, которая началась со времен Культурной революции в Китае, была вызвана желанием советского правительства сместить с поста Мао Цзэдуна  оппозиционным лидером Лю Шаоци. Разрыв экономических связей с СССР подорвал экономику Китая и южно-китайская группа "армейцев" возглавляемая маршалом Е Цзяньином начала переговоры с США по вопросам "открытия дверей" Китаем перед Америкой. При этом, стало известно, что ключевым фактором сближения Китая и США стала передача Киссинджером и американскими военными разведданных о концентрации войск СССР в приграничных с Китаем районах. Советская империя, завладевшая  ранее китайскими территориями, представляла собой военную угрозу, причем настолько серьёзную, что Мао был вынужден пригласить Ричарда Никсона в Китай, чтобы изменить расстановку сил в холодной войне заключив Шанхайское коммюннике, а по сути военно-политический союз, тем самым был достигнут успех, который и положил начало нынешнему сотрудничеству Китая и США.

Не малую роль в этом сыграла конфуцианская концепция "сяо кан", отвергнутая Мао Цзэдуном, но выбранная впоследствии Дэн Сяопином, которая обеспечила КНР  мировое экономическое лидерство, одновременно став основой для будущего мирного объединения страны, разделенного ныне Тайваньским проливом. Эти принципы заложенные в западной экономической модели и использованные Китае для проведения реформ натолкнулись на идеологические императивы, описанные  Дж. Арриги в сво­ей книге "Адам Смит в Пекине" и упомянутые профессором Бернштамом.

Обвинения в кибершпионаже, выдвинутые Бараком Обамой в отношении Китая, служат еще одним примером различий в понимании тех базовых принципов лежащих в основе экономики ссудного капитала западных стран, в частности так называемого "авторского права", тормозящего по мнению китайцев, научно-технический прогресс.  Дело в том, что понятие "подделка" или "копия", употребляемое в негативном контексте, в китайском мировоззрении существенно отличается от западного и изготовление чего-то похожего на некий достойный образец считается само собой разумеющимся. При этом, они достаточно искренне считают, что "помогают" удовлетворить спрос и в конфликт с конфуцианской моралью и этикой эти действия не вступают. Лишь относительно недавно появившееся 山寨shānzhài– подделка, брак, копия – стало диалектным "модным словечком", и то лишь распространенным на территории провинции Гуань Ду ,то есть ограничено территорией распространения. И это касается не только подделывания предметов искусства, а вообще всех сфер деятельности китайского общества и в особенности в области производства вооружения.

А тайный способ выведывания сведений у противника, трансформировавшийся в сегодняшний "кибершпионаж", возведен китайским военным стратегом Сунь Цзы в ранг "искусства войны". Предложение китайского лидера о совместной борьбе с кибершпионажем, выдвинутое им после серии взрывов в китайском Тяньцзине и американской базе в Японии, по сути означает предложение по обмену военными и гражданскими технологиями в продолжение заключенного ранее 12 июня 2015 года между представителями армий Китая и Соединенных Штатов Соглашения о сотрудничества в военной сфере.

Встреча  без галстуков президента Обамы и императора "Си", воспринятая западными журналистами как дружеская встреча в неформальной обстановке, так называемой "no tie session", на самом деле в китайском восприятии означает несколько иное, - встречу императора Си с равным по силе главой другого, "варварского" не-ханьского государства. Дело в том, что в Китае повязки на шее традиционно носили особо приближенные, но все же вассалы древнего китайского императора Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.). Впрочем президент Обама и сам понимает, что означает в близкой ему англо-саксонской символике этот знак, а потому с удовольствием время от  времени демонстрирует это на публике.

Кроме того, Си Цзиньпин прекрасно владеет приемами китайской игры-стратегии вэйци и отлично знает какое значение она имеет в политике, что  проявилось в замечании высказанном им в прошлом году, во время наблюдения за игрой студентов Пекинского университета : "Я надеюсь, студенты овладеют китайской дипломатией". А  ключевая фраза "Я использую стратегию игры вэйци в политике" объясняет дипломатию КНР в отношении программы США  по "возвращению в Азию (Pivot Azia)", стратегии, провозглашенной во время экономического кризиса 2008 года.

Так, какую же стратегию избрал Си Цзиньпин для Китая, чтобы противостоять США? В игре вэйци, увлечение отдельными перспективными шагами, означает  полный провал. Китайцы попытались избежать конфронтации с Соединенными Штатами на арене Юго-Восточной Азии, где Китай может спокойно создавать "искусственную напряженность". В ответ на создание Соединенными Штатами стратегического пояса в ЮВА вокруг Китая, Китай расширил свое влияние стратегией "Экономического пояса Шелкового пути" проходящего через страны Центральной Азии в Россию и Европу. Другим направлением является программа "Морской шелковый путь 21-го века" охватывающей Юго-Восточную Азию, Индии и Африку, а в широком глобальном смысле и в окружении самих Соединенных Штатов.

Китайская игра "вэйци" направлена на захват и окружение противника в различных местах игрового поля. В западной шахматной игре, цель заключается в намерении королей одолеть друг друга и направлена ​​на полное поражение противника. По выражению Генри Киссинджера, бывшего госсекретаря США, "отца" современных американо-китайских отношений, если  западных шахматах целью является победа другой стороны в лобовом столкновении, то в вэйци игрок стремится занять "пустое"место на доске, чтобы обеспечить стратегическое преимущество. Некоторые западные эксперты предсказывают, что "включение" в свои планы Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, приведет к тому, что бедность и политическая нестабильность приведет к неудаче Китая. Но с точки зрения Китая, эти страны эквивалентны окраинам  китайской территории. Западная военная доктрина, как правило, делает акцент на густонаселенных районах или в столицах, экономических объектах являющихся центрами нападения и обороны. Но, в игре вэйци  стратегическая важность заключается в окружении центра захваченной периферией, подобно тому как Мао Цзедун и Чан Кайши понимали важность распространения своего влияния в сельских окраинах. Тем самым, в стратегическом видении Си достижение "главной победы через трехсторонний захват", заключается в получении  китайским правительством преимущества в Азии, Европе и Африке, объединив  экономические связи трех континентов. Еще одна особенность заключается в том, что игра вэйци это длительная стратегия, в которой китайцы считают, что время является их союзником измеряя его поколениями.

В тоже время, сегодняшняя позиция Китая, в частности нынешний визит китайского руководителя указывает на то, что он и теперь не позволит России создать подобие "советской империи" и тем самым разрушить сложившийся стратегический баланс, приведший к расцвету китайской экономики. И эта позиция объясняется также историческим разделением китайцами всех народов на ханьцев и варваров. Классическая стратегия, которую выделяет Киссинджер в своей недавно опубликованной книге "О Китае", предполагает заключение союза с "дальними варварами", проживаюших на удалении от Поднебесной, не грозящих сиюминутной опасностью, и "наносить поражение ближним варварам с помощью дальних варваров". Тем не менее в  мартовском интервью китайской телевизионной компании Phoenix TV он дипломатично заявил, что "отношения между Китаем и Россией должны решаться этими двумя странами, мы не будем делать ничего, что помешало бы развитию китайско-российских отношений".

Blog post image

17 марта 2015, Си Цзиньпин встретился с Генри Киссинджером. Фото с сайта news.ifeng.com

Коснувшись темы проблем Ближнего Востока, 92-летний политик заметил, что из истории известно, что международное сообщество никогда не было эффективным координатором, и теперь "если мы хотим изменить эту ситуацию, мы должны координировать свои позиции друг с другом, мы должны иметь глобальную перспективу". А уже в преддверии визита главы Китая Си Цзиньпина в США, один из самых авторитетных политиков США в области определения внешней политики в отношении Китая, в интервью данным партийному изданию "Жэньминь Жибао", назвал Си Цзиньпина одним из самых выдающихся лидеров Китая, а также решительным и опытным человеком. Киссинджер отметил, что он наблюдает за вопросами конкуренции США и Китая, однако реальность состоит в том, что Китай способен "развиваться дальше, несмотря на то может или не может это принять США".

 
-3
1143
0