Их заметили лишь спустя много веков, когда люди начали рассекать перуанское небо самолетами. Еще до приходов инков в этих окрестностях жили представители древней культуры, которым и приписывают авторство над ними - над загадочными линиями Наски.
Когда спрашивают, что на меня произвело самое большее впечатление в Перу, я уверенно называю именно эти места. Именно образы, увиденные в Наске, долго беспокоили ум и воображение. Первое время вспоминала и размышляла о них при любом намёке: когда видела местных жителей, проезжала другие пустыни, затем и степи в Казахстане.
... Закончив проект в школе и попрощавшись с ребятами, мы начали наш двухнедельный трип по южной части страны. Из Лимы мы выехали на автобусе, и уже через 6 часов подъезжали к цели. Таким вот закатом встретил нас город, расположенный на плато, с населением около 40000 чел.
(небольшое примечание, не смотря на мировую известность и огромное количество приезжих, основной сферой деятельности жителей города является сельское хозяйство)
Хостел, где мы остановились, приятно удивил замечательной террасой на крыше. Там же я впервые (надо сказать, и в последний раз) за 1,5 месяца встретила земляков - молодую пару родом из Рудного, проживающих в Германии. Мой энтузиазм/радость они не особо разделили, это был их второй день в Перу :) Зато своим попутчикам я изрядно вынесла мозги - Нет, вы видели? Эти ребята тоже из Казахстана!
...Вернемся к Наске: местность эта тесно связана с именем археолога немецкого происхождения - Марии Райхе, которая по воле судьбы однажды приехав в Перу учителем, осталась здесь навсегда. Более 50 лет своей жизни она посвятила изучению, защите и документации линий, на которые прежде никто не обращал внимания. Как нам сказали, местные жители считали ее сумасшедшей, которая носится с камнями в пустыне, и только сочувствовали.
В 1994 году геоглифы включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с них начали сдувать пылинки, а Мария обрела мировую славу. Думается, что это не было ее целью: археолог считала своим предназначением/судьбой/кармой (кому, как удобно) ухаживать за ними. А все потому, что на плато есть фигура "9 пальцев" - у нее также было всего 9 пальцев на руках...
Сегодня ее портреты и имя можно встретить везде в городе: эта работа, например, выполненная неким художником Гомесем, висит в аэропорту.
Зал ожидания аэропорта: нон-стоп идет серия National Geographic о линиях. (можно найти на ютубе).
Ряд самолетов, ожидающих первых пассажиров. Мы выбрали компанию Aero Paracas - по принципу безопасность/отзывы о сервисе. 30-минутный полет над линиями обошелся в 70-80 USD.
Ну и к самим линиям...
Все мысли об их происхождении порождали еще больше вопросов в голове. Насколько сильной должна была быть вера людей, чтобы на протяжении долгих лет, (десятилетий, есть версия, что и столетий), день за днем выходить в испепеляющую жару в пустырь, чтобы переносить песок с места на место, перекладывать камни? Не для обороны, не для пропитания, не для прямого жизнеобеспечения. Видимо, у тех предшественников сегодняшних перуанцев была очень весомая причина, чтобы создать эти невероятные рисунки. Линии, которые очерчивают стилизованные контуры птиц, животных, насекомых, человекообразного существа (астронавта).
(!) Дальше фотографии размещены следующим образом: сначала идет оригинал снимка пустыни, затем обработанная версия (в основном изменения в экспозиции/контрасте), чтобы более четко показать рисунки, так как на первый взгляд их тяжело распознать.
Самые часто встречаемые фигуры - это трапеции и линии.
Панамериканское шоссе, растянувшееся почти в 50000 км через весь американский континент, проходит тонкой линией и через пустыню Наска. Завораживающий кадр.
Вот и первая фигура, так называемый Астронавт - самый маленький из всего семейства - "всего" 35 метров в длину;
Попробуйте найти перуанского пса, длинной в 50 метров...
Если не нашли, он вдоль высветленной линии с оттопыренными лапами;
Как мне кажется, самый элегантный рисунок по пропорциям и стилизованности - Колибри, 93 м;
И Паук прямо под крестиком, 46м в длину;
Кондор 135м;
btw, кондор наряду с пумой и змеей является одним из священных животных страны.
Эта фигура Фламинго - моего воображения оказалось недостаточно, чтобы согласиться с этим названием.
Самый крупный из семейства - Попугай длинной в 230(!) метров;
И самый симпатичный - это образ Обезьяны. Здесь аж 3 фотографии, чтобы точно показать где он тут затерялся...
У левого нижнего края
Археологи, ученые уже почти век бьются над этой загадкой: есть вполне адекватные (приземленные) объяснения происхождению этих геоглифов - люди таким образом поклонялись богам, приносили жертвоприношения; это обсерватория, календарь для земледельцев и многое другое.
Не смотря на все это, хочется верить, что все-таки они были созданы не для удовлетворения первых потребностей, а для самовыражения - как высшей цели жизнедеятельности человека: когда он здоров, сыт, обут-одет, он начинает (по крайней мере, должен был бы) размышлять о созидании, об оставлении культурного, умственного наследия.
В случае же Наски хочется добавить: самовыражения не среди себе подобных, а в глобальном контексте. Хочется верить, что племена Наски как минимум догадывались о существовании иноземных культур и хотели показать им нашу - земную. Колибри, собака, обезьяна, кондор, попугай, дерево, 9 пальцев... и наконец Астронавт - очертания человекообразного существа с непропорционально большими глазами и машущей правой рукой. К чему они стремились, изображая этот жест? К осадкам, богатому урожаю, созданию календаря?