Меня зовут Анастасия Пирогова, я стипендиатка фонда Ержана Татишева и обучаюсь в AlmаU. Считаю, что самые главные инвестиции в жизни – это инвестиции в знания и впечатления. Мое жизненное кредо “Мечтай, рискуй и побеждай”.
На последнем курсе университета посчитала нужным создать социальный проект, который сможет внести значимый вклад в счастливую жизнь уязвимых слоев населения, так и появилась идея проекта “Бірлесіп”, о котором пойдет речь дальше.
Личность человека развивается определённым образом - каждый возраст имеет свои задачи, цели и специфику, но самым уязвимым периодом для человека в социуме является возраст до 7 лет и от 60 и старше.
Почему?
В возрасте до 7 лет закладывается: отношение к миру (мир - безопасное место или нет), а так-же базис основных навыков, моральные нормы и совесть. Определяется развитие талантов и способностей. Именно в этом возрасте зарождается будущая личность.
В возрасте от 60 и старше - сложный возраст, возраст осознания. Человек вкушает результаты своих плодов. В этом возрасте многие остаются одни из-за своих ошибок в прошлом, многие осознают, что не реализовали свой потенциал или свое предназначение. С таким грузом сложно жить.
В детских домах и домах престарелых - это все еще усугубляется.
В Алмате много программ, которые нацелены на помощь детям, пенсионерам и другим уязвимым слоям населения. Большой минус в том, что помощь поступает извне, но, когда наступают сложные времена в экономике, когда успешным людям самим нужна помощь - поддержка и спонсорство моментально заканчивается. И это нормально, что для начала добываешь кусок хлеба себе, своей семье ,а потом уже раздаёшь его другим.
Я подумала - каким образом возможно решить проблему детей и пожилых людей, как сделать, чтобы эти две группы не зависели от внешнего мира? В этот момент я осознала, что для людей любого возраста для реализации себя и достижения гармонии с внешним миром необходимо:
А) Общение - быть нужным
Б) Труд - самореализовываться в измеримых результатах (будь это умственный или физический труд). Когда вы растете, преодолеваете себя и достигаете результатов - вы понимаете, что живете, вы особенно остро ощущаете и, что самое важное - вы хотите продолжать жить!
Решение оказалось очевидным, как всегда - все гениальное просто.
Детям важна поддержка, забота, мудрые наставления.
Пожилым людям необходимо выговорится, загладить ошибки перед воспитанием своих детей, передать накопленный опыт.
Вы уже догадались?
Да, решение - объединить детей и дома престарелых вместе.
Но просто привести деток к взрослым - это не решение проблемы и тем более не долгосрочный вклад в их будущее.
Мы, стипендиаты фонда Ержана Татишева, решили подойти к проблеме основательно и разбить на три этапа.
Первый этап – подготовительный.
Прежде чем объединять детей и пожилых людей вместе, с каждой из групп будет проведена предварительная работа и знакомство. Для того, чтобы объединение проходило более плавно и с меньшими барьерами.
Для детей подготовительная программа будет состоять из
- рисуночные тесты/арт терапия
- заочное знакомство с людьми из дома престарелых
Задача: Тесты необходимы для того, чтобы выявить эмоциональную сферу, адаптивность детей к обществу. Выявить их переживания и мечты. Затем показать фотографии пожилых людей, рассказать их истории, жизненные победы для того, чтобы у детей появилось желание и интерес в общении с ними.
Для пожилых людей из дома престарелых подготовительная программа будет состоять из:
- Тесты на эмоциональный фон
- Тренинги по общению с детьми из детского дома
- Заочное знакомство
Задача: Выявить психологический фон человека для того, чтобы определить возможность общения с детьми. Узнать жизненные истории людей, выявить основные “ошибки прошлого”, которые они хотели бы исправить. Объяснить специфику общения с детьми, на что обращать внимание. Заочное знакомство с помощью презентации.
Второй этап – Объединение.
На этом этапе происходит совместное объединение детей и пожилых людей.
Раз в две недели детей привозят в дом престарелых. В этот день у них программа делится на несколько частей:
1) Игры, задания, упражнения на общение, сплочение, раскрытие.
2) Обучающий мастер-класс, где в паре взрослый и ребенок вместе делают небольшую ручную поделку.
3) Свободное время, где они могут лично поговорить, обсудить пройденный день и поделиться своими переживаниями.
В конце дня детям и взрослым дается задание на неделю.
Например: детям - прочитать книгу, посмотреть фильм и т.д. Взрослым - знакомство с интернетом, получение навыков...
Задача. Укрепить результат пройденного дня, занять участников проекта в будние дни, выработать положительные привычки. Домашнее задание дается для того что бы при следующей встречи у участников было о чем поговорить и чем поделиться.
Третий этап - Подведение итогов.
Проводим психологические тесты, рефлексию для того, чтобы выявить изменения.
Если видны следующие результаты:
- Дети стали более раскрепощённые, уверенные в себе, появилось чувство поддержки и желание расти, развиваться.
- У пожилых людей появилось чувство облегчения и ощущения собственной необходимости, значимости. Более оптимистический взгляд в будущее.
- Дети и взрослые получили определенные навыки.
- тогда будет проводится масштабирование проекта: создадим НКО с волонтерами, для продолжения проекта в других детских домах и домах престарелых на долгосрочной основе.
Мы хотим приурочить проект “Бірлесіп” ко дню ветеранов:
25-26 сентября проведение 1 этапа
2-3 октября старт 2 этапа
Совместно с Алматинским областным детским домом №1 и социально-жилым домом для одиноких пенсионеров.
Сроки маленькие, но вместе мы сможем достичь поставленных целей!
Мы, стипендиаты фонда Ержана Татишева, приглашаем поддержать проект “Бірлесіп” предложениями, советами, идеями, репостами, лайками и даже просто Вашей одобрительной улыбкой :)
Все ВМЕСТЕ мы сможем сделать значительный вклад в желание ЖИТЬ!