Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
07:21, 16 июня 2010

Уходя... Микроклимат времени. Великая мама.

Доброго времени суток! Столько уже пытаюсь написать. И столько же мимо, не до конца, и не то вроде как. В моей жизни очень много всего происходит: стоит расслабится, понимая, что всё идет, как надо, как тут же проступает полоса чего-то черного, предвещающего грозы, молнии, просто облачность. О чем это говорит? Расслабляться нельзя.(

Еще один месяц. Месяц в целом жаркий (настроенческий). Довольно своеобразный. Продуктивный. Местами - затянувше-праздничный ... В целом тяжелый. А потом - очень черный. Колющий. Режущий. Беснующийся. Оторвавший кусок живого невзначай, так, проходя мимо.

Микроклимат моего душевного состояния удручающий. Я продолжаю работать на автомате, вполне осознанно, с долями невероятных энтузиазма и оптимизма. Я созваниваюсь с друзьями редко, а встречаюсь еще реже. Моя личная жизнь нездорово вызывает интерес у моих любимых, но многочисленных родственников. И это нормально - на очереди я стою следующей в списке внуков, которым уже пора задумываться о... о да, о том самом - о замужестве. И если поначалу я объясняла, что выйти замуж, если мне приспичит - не проблема ( а это не есть проблема) (скрывая тот факт, что серьезно звали пару разочков), то сейчас разворачиваюсь - и иду вон из комнаты, где сидят требующие праздника.

Между тем, она, личная жизнь эта, есть. Обрывочная. Потому что большинство ее пазлов сегодня составляют супер-рабочую будничную и спасающую тем самым общую картину моего удручающего состояния. Почему вы видите это слово в третий раз за третий абзац? Пережить (во всех смыслах этого многозначащего слова) последние восемь месяцев было и вправду не просто - смириться с потерей любимых людей до сих пор не представляется возможным. Которые теперь только в памяти. Которые многого так и не сделали. И которые своим "молчаливым" уходом опустошили, разрушили большую часть душевного тепла. Воздушного и согревающего в ней теперь будет мало. Трудно будет удержаться чему-то хорошему надолго.

Уходя, они оставляют эгоистов, нас, здесь, со своею скучной жизнью. Уходя, они оборачиваются вслед, будто бы понимая, что не сделали и половины обязательных мирских дел, виновато извиняясь за свой безвременный уход.

Уходя, они скорбят вместе с нами. А потом, пройдя все испытания многочисленных кругов, обретают покой. В это хочется верить. Потому что прожитая жизнь здесь - это испытание, а в болезни - еще и собственное бремя. (Но не для родных. Для них - это скорее долг, забота о близком).

Золотая Аже

Я заполнила одну из глав своего дневника раздробленными ощущениями. Я думала рассказать ему о горе. Но поняла, что не умею. Так же, как не умею принять данный факт, что человека нет и уже не будет в этой жизни. Не будет возможности попросить прощения, обнять его и сказать что-то хорошее, спросить совета, и услышать заботливое "Все ли в порядке?". Ты только видишь картинку, и прокручиваешь минутами, часами, годами назад, когда было уютно, тепло и радостно от того, что она была рядом. И даже сердилась она причудливо: забывала мгновением. Потому что не умела делать это правильно. Вообще, спорить и ссориться с людьми - не ее удел. Ее жизнь была соткана из невероятнейшей красоты лепестков редкого цветка. Редкого настолько, что подойти было можно, полюбоваться и нарисовать, а сорвать нельзя. Можно было топтать, и бить градом, лишать солнца, не приносить воды, но убить - никогда. Это был особенный цветок-человек. И он не говорил "Нет".

С неба не падало счастье, не жилось припеваючи. Как раз наоборот. Жилось трудно, была репрессия, был голод, был детдом при живых осужденных за зря родителях - "врагах народа", была война, были лишения, был выбор, и не всегда верный. Не было детства, и не было любви в ее обычном проявлении, но была стойкая и жизнелюбивая девушка, девушка умная и умеющая прощать. Она отказалась от будущего оперной/классической певицы и построения карьеры (тогда такого слова даже не было) в Алма-Ате в пользу замужества. Вышла семнадцатилетней за баянаульского парня-красавца (моего дедушку), которого ожидало светлое с умницей-женой.

Влюбиться в ее голос. Так бывало не только в сказках. После - образовалась большая семья Сейсенбековых. Дети выросли, внуки уже большие, правнуки подрастают. А бабушка оставалась бабушкой. Также стряпала, пекла пироги, учила вышивать крестиком младшее поколение, готовила вместе с ним уроки, еще проводила досуг, играя в карты и "города". Замечательно пела и учила правильным песням, приобщая к народному, близкому душе, слову. И во всем этом главное - бесценные знания, которыми она делилась, передавая свой опыт жизненный и учительский. Со всеми разумеющимися наставлениями, советами - (так называемой разъяснительной работой). Порой довольно увлекательной.

(Странно как-то писать все в прошедшем времени...)

И если у человека, по обыкновению, главных два праздника в году - Новый год и День Рождения, то у моей аже этих праздников было до неприличия много. День рождения выпадал на первое число наступившего года, то есть 1 января. Поэтому Год новый продолжался Днем рождением, то бишь семейными посиделками. Потом шли 8 марта, День Победы, День памяти жертв репрессии, День пожилых людей, День учителя...

Для меня бабушка - больше, чем просто бабушка. По документам - мать, а в жизни - Человек, воспитавший меня и не одно поколение Людей, которые будучи уже сами в почетном статусе бабушек, не забывают своего Учителя...

Благодаря Ей я учусь прощать, умею постоять за себя словом (и делом), и отстоять его при необходимости, еще не разучилась стесняться и местами даже скромничать. Я остаюсь собой - остаюсь человеком, который рос в педагогической (интеллигентной) семье со всеми вытекающими обстоятельствами. Помимо прочего я умею работать (не задаюсь целью раздаваться похвалами, речь о традициях). В любом деле оставляю частичку себя. При этом не растрачиваю себя по пустякам - пустяков не бывает. Во всем следую закону качества, не коллекционируя друзей, но имея достаточно.И гостеприимство - пункт, стоящий особняком. Отдельный пункт, который заставляет не расслабляться. Частенько после продуктивного рабочего дня.

Все мои успехи по сути принадлежали ей одной. Она научила своих детей, а потом и мне давала возможность прикоснуться ко всему, пощупать, попробовать и если не понравиться, положить на место. Последнее случалось редко, потому что нравилось всё. И петь, и танцевать, писать стихи, читать любимую классику, участвовать в научных конференциях, вести различные мероприятия, и много чего еще. Всё нравилось. И всё было с ее подачи. Очень аккуратной, тактичной, я бы даже сказала, тактической, подачи.

Когда Аже выпустила книгу воспоминаний о дедушке, периодически публиковалась в печатных изданиях, все еще преподавала в свои 70 лет, я восхищалась ее человеческой уникальности (неповторимости). Маленькая женщина с большим сердцем никого не оставляла без внимания. И будучи довольно современной (я бы даже сказала продвинутой по-своему), чтила традиции, знала все обычаи, исправно держала оразу, читала намаз, в общем жила жизнью. По своей энергичности и жизненной активности член общественного объединения "Қазақ тілі" и общества "Нар тұлға", заслуженный учитель (стаж - 52 года), отличник просвещения РК, ветеран войны, мать-героиня не уступала никому из ныне бодрствующих людей. Общественный деятель Зару Мажитовна была частым гостем радио- и ТВ-передач (о публикациях было сказано выше), а в последние годы был организован цикл встреч с госпожой Ибраевой. Но дело не в копилке сделанного, дело в человечности и желании внести свою светлую лепту.

Первое мое серьезное стихоТворение было о бабушке. Спустя десять лет на 80-летний юбилей бабушка получила второе. В отличие от детского опыта, вызывающего улыбку и умиление, мое зрелое стихотворчество заставляет взгрустнуть. Великой мамы не стало. Но это только физически. В моем мозгу, пока светла голова, навеки память о Женщине, горячо любимой многими людьми, разными, но искренне преклоняющимися перед человечностью Зару.

***

О женщине сложено песен немало,
Стихов ярких, смелых,
С любовью и балом;
О матери, имя ее беззаветно;
О девушке, чья красота безответна;
О нежном и хрупком, но сильном создании,
Чей дух сотрясает небес мирозданья.

***

Мы жизни росток, что окреп от любви,
Которую дарят Великие Мамы.
Они пребывают на службе семейства,
Сражая слепой красотой доброты.

***

Она - просто бабушка,
Бабушка Сара.
Серьезная дама,
Великая Мама.

***

Восьмерка красуется в паре с нулем,
Возраст почтенный,
Но важен ли он,
Когда возраст Сердца
Стучит впереди,
И опыта стук бьется в мощной груди.

Уходя, они остаются. Не могут уйти, продолжая оберегать от невзгод, несчастий, от простых человеческих ошибок и многого другого.

Наши ангелы-хранители.

1
282
2