Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:45, 15 августа 2015

Рок-уроки Виктора Цоя

Музыка играет особую роль в жизни молодых, и учителям не стоит об этом забывать. Наскучивший образ учебного заведения может преобразиться до неузнаваемости, если его педагоги смогут хотя бы ненадолго поменяться местами с музыкальными кумирами. Пожалуй, самые запоминающиеся концерты такого рода алматинские педагоги организовали в 1987 году. На свой страх и риск они пригласили в учебные аудитории Виктора Цоя. Мы решили вспомнить об этом сейчас, когда отмечается 50-летие со дня рождения легендарного певца.

Blog post image


Появлению Виктора Цоя в Алма-Ате мы обязаны режиссеру Рашиду Нугманову. «Казахфильм» доверил ему снимать молодежный фильм о проблеме наркомании и дал невиданную по тем временам свободу действий. Рашид собрал своих друзей, которые олицетворяли андеграунд Алма-Аты, среди них педагог Архимед Искаков. На главную роль Рашид пригласил рок-музыканта Виктора Цоя, отец которого, кстати, родом из Казахстана.

Фильм «Игла» имел оглушительный успех, журнал «Советский экран» назвал Цоя Актером года. Но в историю Алма-Аты вошли не только съемки этой картины, но и серия концертов Виктора Цоя в учебных заведениях. В то время группа «Кино» и ее лидер имели полуподпольный статус, и организаторы концертов могли легко лишиться своих должностей. Преподаватель Казахского политехнического института Урал Аманжолов получил выговор за то, что провел концерт в актовом зале вуза. Но студенты политеха до сих пор благодарят преподавателя и с восхищением вспоминают тот акустический концерт, который дал им возможность увидеть своего любимого певца и даже задать ему вопросы.

Но особенно повезло школе №56, где Виктор Цой выступил дважды. В этой школе в то время работал известный педагог-новатор Архимед Искаков, который в «Игле» сыграл самого себя. Ученики сами попросили Архимеда организовать концерт, но на первой встрече они были так взволнованы, что не смогли полноценно пообщаться. Они попросили организовать вторую встречу. На второй концерт ученики пришли со своими родителями, в аудиторию набилось около 150 человек, и они буквально завалили Виктора вопросами. В память о тех выступлениях на двери класса, где проходили концерты, в 2009 году была установлена специальная табличка. Идея ее установки принадлежит Ирине Костевич, издателю детского журнала «Черепаха».

На алмаатинских концертах Цоя звучала и его известная песня, имеющая некоторое отношение к школе - «Восьмиклассница». Она, кстати, основана на автобиографических событиях. Когда Виктор учился в ПТУ, он познакомился с молодой особой, которую звал Восьмиклассница. После одной из прогулок с ней он буквально за 20 минут написал эту песню. Мы встретились с Архимедом Искаковым, чтобы вспомнить цоевские страницы в жизни Алма-Аты.

- Скажите, какие места Алма-Аты связаны с Виктором Цоем?

- Кроме 56-й школы и еще нескольких мест, где он выступал, это прежде всего места съемки фильма «Игла». Среди них кафе «Меруерт», где Моро (Виктор Цой) встречается со Спартаком (Александром Башировым) - ул. Желтоксан (бывш. Мира), выше проспекта Абая, сейчас в этом здании находится один из банков; Алматинский зоопарк, где Спартак произносит пламенную речь, забравшись на бочку – это была полная импровизация; перекресток ул. Желтоксана и Кабанбай батыра (Калинина) – там во дворе за кафе снималась драка; баня «Арасан», в которой Моро и его друзья встречаются с купающимся Артуром (Петром Мамоновым). Ну и конечно это улица Тулебаева в районе пересечения с ул. Кабанбай батыра. Там снималась финальная сцена, во время которой Моро прикуривает сигарету у человека, который затем наносит ему удар ножом. Складывалось впечатление, что удар был смертельным, но в фильме «Игла. Ремикс» Рашид Нугманов дает понять, что Моро остался жив.

Blog post image

- Насколько сложно было снять сцену уличной драки?

- Для этого эпизода мы выбрали угол улиц Калинина и Мира, там есть кафе-мороженое, которое мы называли «Лягушатник». Во дворе этого кафе и снималась драка. Первоначально планировалось снять драку в стиле стенка на стенку. Мне предложили принять участие в этих съёмках. В то время ко мне неоднозначно относились в системе образования. А мне в своё время нравилось подраться. Где я мог это сделать, если я работал в 56 школе - одной из лучших в республике? А тут была законная отговорка, что фингал тебе поставили на съемках фильма. Поэтому я охотно согласился. Организаторы съемок нам сказали, что никого из профессионалов звать не будут, что всё будет натурально. Драку решили сделать с настоящими наркоманами. Рашид назначил съемку, на которую мы с друзьями приехали впятером. Затем появился автобус с наркоманами в сопровождении милиции. Были также санитары. Двор оцепили. Наркоманов было 14, но все они были в возрасте 15-16 лет. Нам же было по 28.  Мы сказали, что нам не с руки драться с пацанами. Тогда съемки отменили, и на следующий день нам привезли наркоманов нашего возраста и постарше. Нас спасало только то, что пространство, в котором происходила драка, было узким. Это ширина около трёх метров между трансформаторной будкой и забором. И мы как спартанцы в Фермопильское ущелье могли устоять против многочисленного противника. Договорились, что будет сниматься один дубль продолжительностью две минуты. Камеры были установлены на деревьях и заборе. Дубль прошел. Его начали и закончили по свистку. Я вышел из него с такими итогами: у меня была разбита губа, а также пострадала рука – она опухла после удара, один из зеков пытался удариться деревяшкой от скамейки меня по голове, но въехал по руке. Но некоторым досталось больше. Одного поймали и провели лицом по трансформаторной будке, другому чуть не оторвали ухо. Без травм из наших вышел только один человек, который занимался карате. Несмотря на жестокую схватку, все были страшно довольны. Но потом выяснилось, что случились какие-то неполадки с камерой, и поэтому нас попросили повторить сцену. Пошел второй дубль. Крови на этот раз было уже больше. И тем не менее все это не вошло в картину. Рашид собрал нас после съёмки и показал кадры. Они оказались слишком документальными, совсем не киношными. Это была настоящая драка, жестокая, беспощадная и несмотрибельная с точки зрения художественного фильма. Это выглядело как грязное дело, в котором звучат не эффектные крики. Это в боевике соперник красиво отлетает на три метра, сверху на него что-то сыпется. У нас получилось совсем другое. Мы посмотрели на отснятый материал и согласились с режиссёром, что это не пойдет. После этого Рашид вызвал из Ленинграда профессиональную группу каскадеров. Для достижения большего эффекта было решено, что Моро в одиночку вступает в бой в группой наркоманов. Питерцы за два дня качественно поставили драку, которая в конце концов и вошла в фильм. Кстати, этот эпизод стал единственной постановочной частью фильма. Все остальное было импровизацией. Мы ни разу не учили свои роли. Перед съемкой мы просто обсуждали, какая будет ситуация. Лишь иногда мы отрабатывали перемещения в кадре. Возможно, благодаря такому подходу этот фильм обладает особой энергетикой. Кстати, и концерты Цоя Алма-Ате были полной импровизацией, из-за съемок ему просто некогда было к ним готовиться. Но в мою жизнь эти рок-уроки вошли в число самых значимых занятий, которые я когда-либо проводил.

 

Олег БЕЛОВ

2012
 
0
1354
0