Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
23:10, 14 августа 2015

Рашид Нугманов: «Я не стремлюсь повторить успех оригинала»

Финал фильма "Игла" можно считать открытым. Главный герой Моро получил два ножевых ранения, но были ли они смертельными? Ответ на это спустя 20 лет дал режиссер фильма Рашид Нугманов. Накануне премьеры фильма "Игла. Ремикс" в Алма-Ате он рассказал нам о своей новой картине.

Blog post image

Рашид, что произошло с фрагментами «Иглы», которые не вошли в первоначальный фильм, к примеру с первой съемкой уличной драки, в которой использовались настоящие уголовники?

Все не вошедшие в фильм материалы были уничтожены «Казахфильмом». В советские времена существовало такое правило: киностудии сдавали в Госкино смонтированный негатив, а срезки хранили у себя в течение года. Если за это время из Госкино не приходило указаний перемонтировать фильм, включить те или иные эпизоды, то студии были обязаны смыть серебро с пленки и сдать его в Шосткинский химкомбинат. Тогда существовал только один способ сохранить бесценные материалы: украсть срезки и держать их у себя дома под диваном, как некоторые режиссеры и делали. Я, к сожалению, не стал так поступать. Но зато у меня сохранились материалы предыдущего фильма, «Йя-Хха», который я снимал с Виктором. Они и вошли в новые эпизоды «Иглы Ремикс». Что касается вырезанной драки, то она была между неформалами Спартака и теми самыми наркоманами, которых вы видите в фильме. В свое время я не стал включать ее в фильм и предпочел, чтобы Моро в одиночку расправился с обидчиками.

 

В начальном фильме было много импровизации и диалоги жестко не прописывались. Этот принцип сохранился в ремиксе?

 

Принцип тот же. При этом и в оригинальном фильме, и в ремиксе есть также фразы, произнесенные в том виде, в котором они задумывались до съемок. По своей традиции, я и тогда, и сейчас сообщал актерам такие фразы непосредственно на съемочной площадке, перед камерой, и никогда заранее — чтобы не нарушить легкость, импровизационность исполнения.

В конце восьмидесятых рок-музыка была знаменем эпохи. За 20 лет все изменилось. Нет опасений, что в новых условиях ремиксу не повторить успех оригинала?

 

Несмотря на то, что «Иглу» традиционно относят к рок-фильмам, в строгом смысле слова она таковым не является. Сюжет ее не связан напрямую с музыкой, и в этом ей старение не грозит. А успех оригинала я и не стремлюсь повторить. Задачи другие, время другое. Я стараюсь говорить о таких вечных темах, как честь, предательство, любовь, обман, правда, ложь, жестокость и сострадание — надеюсь, они не исчезли из сегодняшней жизни.

 

В свое время Запад переболел интересом к русскому року, в том числе и к Виктору Цою. Сейчас это не так актуально. Будет ли интересен фильм «Игла. Ремикс» западному зрителю? Или эта картина рассчитана только на рынок СНГ?

 

На Западе никогда не было массового интереса ни к русским фильмам, ни к русскому року, - ни тогда, ни сейчас. Это очень узкая, но верная аудитория. Мы предложим ей новый киноязык и новую форму кинематографа. Такую роскошь мы можем себе позволить.

У рынка СНГ есть одно огромное преимущество: в «Игле» действуют наши собственные герои, не заимствованные за океаном. Разумеется, в первую очередь, «Игла Ремикс» рассчитана именно на этот рынок.

 

Вы были одним из представителей новой казахстанской волны в кино. Выступая с новой экспериментальной картиной, ощущаете ли вы себя представителем этого направления?

 

Я в свое время и название это пустил в обиход: «Казахская новая волна», - на Московском кинофестивале в 1989 году, и оно прижилось. Но волны приходят и уходят, оттого они и волны, иначе нас ждет старое болото. Казахской новой волны давно уже нет, она продлилась два-три года. После этого каждый уже работал сам и представлял только самого себя, даже если ярлыки продолжали вешать по инерции еще многие годы. Если «Игла Ремикс» поднимет новую волну ремиксов — неважно, в Казахстане ли, в России, или в Интернете, я буду только рад. Но представляю этой картиной я только себя и тех, кто над ней работал: актеров, музыкантов, специалистов, друзей, помогавших мне советами.

 

Ваша любимая песня из репертуара Виктора Цоя?

 

Все любимые. Но есть, конечно, песни, занимающие особое место в моей жизни. Одна из них - «Звезда по имени Солнце». Виктор сочинил ее для фильма, во время съемок, на моей гитаре. На ней же он и исполнил ее в первый раз. Я до сих пор храню эту гитару как реликвию.

 

Ожидаются ли какие-то музыкальные акции во время премьеры фильма?

 

Мы ведем переговоры о большом концерте в Москве и в Питере с двумя крупнейшими российскими промоутерами: Андреем Матвеевым и Михаилом Шурыгиным (соответственно организаторы фестивалей «Нашествие» и «Рок над Волгой»). Если все получится, как задумано, это будет настоящий праздник музыки в двух главных городах России.

 

***

 

5 мест в городе, где снималась «Игла»

 

«Иглу» любят еще и потому, что в кадрах все время мелькает Алма-Ата 80-х. Сейчас некоторые из этих дворов и улиц уже не узнать, так что мы напоминаем, где что происходило. В годовщину гибели Виктора можно даже совершить «паломничество» по этим местам.

 
  1. Кафе «Меруерт», где происходит встреча Моро со Спартаком (Александром Башировым). Ул. Желтоксан (бывш. Мира), выше проспекта Абая, сейчас в этом здании находится один из банков.
  2. Алматинский зоопарк, в котором Спартак произносит пламенную абстрактную речь, забравшись на бочку. В парке культуры и отдыха.
  3. Перекресток ул. Желтоксан (Мира) и Кабанбай батыра (Калинина) – здесь во дворе за кафе-мороженым снималась сцена драки.
  4. Баня «Арасан», в которой Моро встречается с купающимся в бассейне Артуром (Петром Мамоновым). Пересечение улиц Кунаева (Карла Маркса) и Айтеке би (Октябрьской)
  5. Улица Тулебаева в районе пересечения с ул. Кабанбай батыра (Калинина). Здесь снималась финальная сцена, во время которой Моро прикуривает сигарету у своего будущего убийцы.
 

Отто Вайскопф

Timeout Казахстан, 2010

 
1
915
0