Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
01:05, 06 августа 2015

Каникулы мажилисмена

Blog post imageПо долинам и по взгорьям путешествует автодом депутата Мажилиса от Павлодарской области Мейрама Бегентаева. Семейный отдых законотворец совмещает со знакомством с родным краем. Отчитывается о каждом пункте путешествия в Facebook.Подписчики восторгаются, громко завидуют и тоже срываются с мест. Наши пути пересеклись, когда мажилисмен добрался до Павлодара, прервав отпуск ради нескольких плановых рабочих встреч с участниками молодежных движений.

– Мейрам, что натолкнуло вас на такой способ передвижения и такой путь? Это ведь не заграничный курорт, где все включено. Это трудности, заботы…

– На самом деле таким образом мы с семьей путешествуем не первый год. У меня был старый автодом, на котором мы отдыхали в Баянаульском и Железинском районах, в Кокчетаве. Такой вид туризма мне больше нравится: я сам определяю маршрут, место стоянки и круг близких людей. Готовить для них люблю. А еще это романтика: костер, луна, шум воды, шелест листьев, ночные разговоры. Мне нравится приехать и убрать мусор на месте стоянки. До меня он там был, а после меня – нет. Это приятно. Вообще, так путешествовать – это моя мечта с детства, и все мои близкие об этом знают. Казахстан занимает девятое место в мире по территории, и здесь есть все, кроме, пожалуй, джунглей и выхода к океану: озера, моря, леса, горы… Есть места, где вообще не ступала нога человека. Я когда-то выезжал в Турцию отдыхать, но получается, что наши деньги уходят на развитие туризма у них! И там я скучал по родному Иртышу.

Blog post image

– Как я поняла, в вашем семейном путешествии вы единственный взрослый мужчина. Не приходилось еще отбиваться от аборигенов, покушающихся на ваш домик на колесах? Как вообще реагируют местные жители на такую западную новинку?

– Реагируют по-разному, но в основном положительно. Больше всего мне не нравятся эдакие «тагиловцы» – открывают дверь в автодом и смотрят. Приходится остужать их пыл: объяснять, что вот так врываться на частную территорию – некультурно. Обижаются. Я еще и виноватым потом себя чувствую. Поэтому однажды я для одного любопытного просто провел экскурсию по автодому. И ненавязчиво рассказал, что нужно уважать чужую собственность. Это оказалось более действенно, чем категоричный отказ. Тот человек успокоился, ушел довольный и больше не беспокоил. Меня иногда и дорожные полицейские останавливают, и я чувствую: не потому, что такая машина в розыске (таких мало, вряд ли угонщик на ней далеко уедет), а просто из любопытства. Вежливо все показываю внутри, а они реагируют так по-детски (смеется).

– Автодом уже стал предметом зависти и косвенных социальных нареканий. Ваш ответ одному из подписчиков о цене фургона «разбег цены от 10 до 150 тысяч долларов» и сообщение другой подписчицы о необходимости такой машины детям-инвалидам вы как-то можете прокомментировать?

– Такая машина, как у меня, на самом деле не очень затратная, все зависит от ее укомплектованности. У меня есть палатки, складные столики, стулья, посуда, переносной газ, веревки, спальные мешки и прочие походные приспособления – это все повышает стоимость автодома. Но это приобреталось давно: я ведь с юности занимаюсь туризмом, еще в студенческие годы объездил весь Казахстан. Поэтому я долго мониторил авторынок и взял самый усредненный, практически спартанский вариант. Такой комплект может себе позволить любой, кто может купить новый джип. Автодом даже значительно дешевле стоит. Правда, не проверял еще его на морозоустойчивость, но, думаю, в минус 10–15 градусов будет комфортно, а вот в минус 35–40 – вряд ли.

А той подписчице, которая написала, что хорошо бы, мол, такой автодом купить инвалидам, я ответил, что для их перевозки необходимо специально оборудованную машину, чтобы можно было удобно войти, сидеть. Мой автодом больше предназначен для подготовленных к путешествиям людей или хотя бы для тех, кто может самостоятельно передвигаться. У меня папа после двух инсультов этого не может, поэтому я планирую в будущем сам спроектировать и сделать машину для путешествий с родителями.

Есть еще ряд особенностей по эксплуатации и обслуживанию таких авто. В сельской местности из-за качества дорог нужна более подготовленная ходовая часть. А для обозначенной категории граждан нужен особый подход, и он зачастую не согласуется с нашими стандартами. Нужно мотивировать меценатов, предпринимателей, волонтеров заниматься поддержкой инвалидов в тех сферах, где государство ее не выполняет. Знаю многих людей, которые занимаются этой благородной миссией, если не финансами, то делом, но их все еще мало. Поэтому мои коллеги работают над проектом Закона «О благотворительности».

– Вы пишете в «Фейсбуке»: «Прекрасно понимаю, что для автопутешественников главная проблема это, конечно, качество дорог, поэтому путешествую с учетом местных особенностей и возможностей транспорта». Что бы вы рассказали о «местных особенностях» дорог вашим коллегам-мажилисменам?

Blog post image

– Мои коллеги прекрасно знают о качестве наших дорог. Например, я все дороги чувствую спиной. Все, у кого спина больная, знают каждую кочку. Мажилисмены не летают на чартерах, они так же ездят на городском транспорте. По крайней мере, у меня друзья такие, с кем я общаюсь.

– Мажилисмены – на автобусах?

– Да. Например, Зухра Саяпова в выходные ездит на городском транспорте. И мы с ней спорили как раз: уступает – не уступает такой транспорт в удобстве. Я, например, редко езжу на автобусах. У меня есть велосипед и ноги – я очень много хожу пешком. Депутат Тасбулатов в субботу-воскресенье на рынок ездит закупаться только на автобусе.

– Ваши сентенции в «Фейсбуке» на тему развития автотуризма и в частности кемпингового отдыха реализуемы в нашей стране в принципе?

– Убежден, что реализуемы: дороги-то строятся, программа «Нурлыжол» работает! В ее рамках Казахстан лучами соединит все крупные города. Сейчас на трассе Павлодар – Астана старые участки дороги снимают, новые закладывают, всего 48 объездов. Потому я пока в Павлодар на автодоме не еду – и машина от таких переездов пострадает, и дети. В Железинский район выезжал сейчас – там в этом году тоже закончат трассу. Но нужны новые стандарты к автомагистралям, к АЗС. Вообще, стандарты к АЗС – это отдельная тема. До сих пор не понимаю, почему они не делают качественные туалеты, как во всем мире? А если бы там можно было заправиться питьевой водой и слить техническую или получить другие услуги, причем за деньги, то было бы вообще прекрасно! Хотелось бы, чтобы в туалетах было чисто, были вытяжки, жидкое мыло и нормальная туалетная бумага… Это же недорого! Те же салфетки зачем-то режут пополам – что они от этого выигрывают? Они проигрывают в имидже. Эти салфетки захватанные погоды в личной гигиене уже не сделают, скорей только навредят, какую-нибудь инфекцию внесут постояльцам. Надо создавать конкуренцию таким владельцам АЗС, тем самым мотивировать бизнес на развитие, повышение качества услуг.

Инфраструктура для автотуризма не настолько затратна, самая затратная часть – это качественные дороги. Благодаря программе «Нурлыжол» они у нас будут! И почему бы не использовать такие дороги, чтобы узнать природные особенности и культурные достопримечательности каждого уголка родного края? Внутренний туризм надо развивать, и потенциал для этого есть: во-первых, это наши достопримечательности, во-вторых, это природа! Для меня, к примеру, нет ничего красивее Иртыша, березовых колков...

Blog post image

– Как вы думаете, что может стать первопричиной таких изменений? Выгода бизнес-проекта, обязательство, спущенное сверху, или просто появятся такие патриотично настроенные люди, которые начнут срочно перевоспитываться?

– Есть красивая казахская пословица, которая переводится так: «Не плачущему ребенку не дают грудь». Ничего само по себе не появится. Об этом нужно не просто говорить, а предлагать идеи. Например, у меня столько подписчиков в соцсетях появилось, я даже не ожидал такой активности! И все что-то предлагают, подсказывают. Вот одна из таких идей – разработать стандарт для автозаправок. Когда закончатся каникулы, я начну это прорабатывать. Вторая идея – мотивировать людей брать землю и устраивать там специальные зоны отдыха для автотуристов. Что может быть лучше отдыха на природе? Надо обустроить места для кемперов в любых направлениях: брать плату за стоянку, сделать подъездную дорогу, баки для мусора поставить, сделать разрешенную зону для костра.

У нас много прекрасных мест, почему бы не узнать легенды о них, историю их возникновения? Любая страна, которая развивает внутренний туризм, учит своих граждан даже просто вежливо разговаривать. Если к вам подошел человек не из вашей местности, ты должен в лепешку разбиться, но объяснить, где что находится, подсказать что-то. И получить от этого удовольствие самому. Потому что потом о твоем городе будут говорить хорошо. Твой город начинается с тебя! Вот вам простой пример: когда я приезжаю в Санкт-Петербург, я получаю удовольствие. В Москве совсем не так. Или такой пример: когда мой ребенок выбрасывает фантик в окно, я говорю, что так делать нельзя. Не потому, что полиция не разрешает, а просто потому что это плохо, некрасиво. В итоге мои дети носят фантики в карманах, пока урну не найдут.

В прошлом году я проезжал Баянаул и остановился у озера в паре километрах от Жасыбая, сейчас не вспомню его точное название… Да и боюсь накликать туда разномастных туристов.

– И Тагил начнется.

– Да. Как на Жасыбае. Камню же упасть некуда – везде мусор. А на том озере такая чистота! Каждые двести метров стоят бочки для мусора, туалеты. Мы три дня там ночевали, и по утрам смотрю – служащий ходит, мусор собирает. И он поддерживает культуру, и туристы стараются не сорить. Ко мне приехал местный представитель этой парковой зоны за оплатой: в чистой отглаженной рубашке, галстуке! Квитанцию выписал, вежливый, без запаха перегара. Или в Боровое приезжаешь – там полуоборванный какой-то представитель, с перегаром, ввалится среди ночи…

– Почему так? Наша так называемая «жемчужина», «местная Швейцария» – и такая разница в подходе?

– Не знаю. Но я сейчас ставлю эксперимент с молодежью. Меня как-то стали звать на open-air в окрестностях Астаны ребята из молодежного маслихата. И я предложил им так: я вам плов на природе приготовлю, а вы уберете территорию, там и встречу проведем. Уже две встречи так прошли.

– Некоторые трудности, о которых вы упоминаете в своих путевых заметках, можно рассматривать и как проблемы местных населенных пунктов: плохие дороги, отсутствие питьевой воды, замусоренность. Какие места вам показались особенно депрессивными?

– Пока рано делать выводы, я ведь еще в начале пути. Сейчас едем на Балхаш, потом хотели бы окрестности Алматы объехать. Для меня, например, заехать в Боровое и обнаружить, что негде припарковаться, – это депрессивно! Конечно, я беседую с местными жителями, открываю какие-то новые проблемные точки. Но я уже заметил одну особенность: в тех местах, где нет работы или низкий достаток, люди добрее. Они искренне радуются жизни. Зайдешь к ним в дом заправиться водой, деньги предложишь – какие деньги?! Не возьмут. Еще на чай пригласят. И отказать нельзя – обидятся.

***

На прощанье Мейрам Бегентаев пообещал, закончив путешествие, проинформировать наших читателей о том, какие открытия он сделал в пути еще и к каким выводам пришел. Что ж, будем ждать отчета. Депутат и на отдыхе депутат.

Фото Олега Градского и с личной странички Мейрама Бегентаева в Facebook

 
10
999
1