Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
22
22:03, 23 июля 2015

Воспоминания Д. Кунаева об организации селезащиты в Алматы

В своих мемуарах "От Сталина до Горбачёва" Динмухамед Кунаев рассказал о многих аспектах развития страны в советский период. В том числе и о том, как была решена проблема селезащиты Алматы, а так же о том, как он сам чуть не погиб во время селя на озере Иссык.

Текст воспоминаний я взял из издания, которое я приобрёл в доме-музея Кунаева в начале года: Кунаев Д. От Сталина до Горбачёва (В аспекте истории Казахстана). - Алматы, "Санат", 1994. - ISBN 5-7090-0235-6.
Blog post image
***

Конечно мы изрядно устали, но поездка была очень плодотворной. Можно было выделить и день для отдыха.

В воскресный день мы приехали на высокогорное озеро Иссык, находящееся в шестидесяти километрах от города в отрогах Тянь-Шаня. На озеро мы приехали в полдень. Это было 7 июля 1963 года. На берегу озера и в лодках было очень много отдыхающих. День был ясный, красота неописуемая. Косыгин озером и природой был восхищён. Мы собирались ехать на другой берег, Косыгин взял в эту поездку своего внука Алексея. Тут я вижу - что-то неладное: с гор несётся коричневый поток. Сомнений нет, это дело мне слишком знакомо. Сель! Поток уже обрушился в озеро. Вода помутнела и будто кипит. Удар селя поднял мощную волну, лодки отдыхающих стали переворачиваться. Сель ударил в пирс, я видел, как подбросило вверх человека, стоявшего на нём...

- Пока мост на реке не сорвало, - говорю, - надо уезжать!

Косыгин - ни с места. Происходящее как бы заворожило его. Я говорю, что дорога каждая секунда. К тому же надо организовать немедленные спасательные работы... Только миновали мы мост, и он рухнул за нами под напором грязи и камней. Как потом выяснилось, в считанные минуты в озеро Иссык ворвалось около шести миллионов кубометров грязекаменной массы. И она практически выплеснула из озёрной чаши чистые воды Иссыка. Поток разрушил часть жилых домов, погибли, к сожалению, и десятки людей, а мы оказались очевидцами уничтожения озера на наших глазах. Как выяснилось, мощный селевой поток образовался в ясный солнечный день в результате прорыва моренно-ледникового озера Жарсан в верховбях реки Иссык.

Для Алматы и её окрестностей сели в общем-то не в диковинку. С 1921 по 1982 годы в республике наблюдали пять катастрофических селей, три из них - в самом Алматы. Непосредственно селевой поток я наблюдал второй раз в жизни. Первый сель, который я помню, прошёл в ночь с 8 на 9 июля в 1921 году.

Меня, спящего, разбудила бабушка и пошла показывать, что натворил в городе селевой поток. По руслу реки Малая Алматинка через город промчались огромные потоки грязекаменной массы от Головного арыка вдоль по нынешним улицам Карла Маркса, Пушкина, Ленина, включая улицу Фурманова. Надо сказать, что в этот период бушевали все реки Семиречья, берущие начало в горах Заилийского Алатау.

Понятно, что проблема противоселевой защиты приобрела государственное значение. Поэтому в Казахстане организовано управление по строительству и эксплуатации селезащитных сооружений при Совете Министров республики.

***

Работая ещё заместителем председателя Совета Министров республики, по роду своей работы я принимал самое активное участие в решении этой проблемы.

Рассматривалось несколько вариантов сооружения плотины. Окончательно решение было принято такое: соорудить плотину направленным взрывом в Малоалматинском ущелье.

Вес заряда определили в 5281 тонну взрывчатки. Этим взрывом предполагалось создать плотину высотой от 60 до 100 метров по проекту специалистов "Казглавселезащиты".

Проект был утверждён, одобрен решением Президиума Академии наук СССР, но у некоторых сомнения оставались. Основания, надо сказать, были веские. Взрыв с большим зарядом вблизи крупного города проводился впервые в мировой практике, и, конечно, это обстоятельство было одним из важных сдерживающих факторов.

Окончательное решение должно было принять правительство республики. Мнения членов правительственной комиссии разделились. Имея опыт взрывных работ, зная теорию расчётов, я был убеждён, что взрыв особых осложнений не вызовет. Самое деятельное участие в подготовке и проведении взрыва принимал академик М. А. Лаврентьев. С ним мы ещё раз взвесили все возможные отклонения, ещё раз проверили расчёты и, наконец, пришли к выводу, что больших отклонений не может быть, и взрыв пройдёт удачно. Позвонил Е. П. Славскому - министру среднего машиностроения, он также имел большой опыт в проведении взрывов, в том числе термоядерных. Он высказал мне своё категорическое суждение:

- Никого не слушай, хочешь, я тебе могу дать гарантию. Надо взрывать.

Общение с Лаврентьевым и Славским для меня стало как бы моральной поддержкой, укрепившей в окончательном и твёрдом решении. С большой настойчивостью и уверенностью стал убеждать членов правительственной комиссии, и решение в конце концов было принято.

Обсуждались и уточнялись многие детали, связанные со взрывом, на самых авторитетных совещаниях с участием крупнейших учёных страны - академиков Лаврентьева, Садовского, Мельникова, Христиановича и при активном участии авторов проекта.

Обстановка сложилась такая, что город буквально жил готовящимся взрывом, он стал главным событием, которого ждали с большим волнением, так как нашлись и "теоретики сомнений", доводы которых порождали нежелательные слухи.

Мы вместе с руководителями взрыва и членами правительственной комиссии на месте осмотрели заложенные заряды и всю подготовку к взрыву.

21 октября 1966 года в 11 часов произошёл взрыв. Я в то время находился в доме правительства. Мы ощутили два небольших толчка. Взрыв не произвёл никаких разрушений, и только в зданиях, расположенных на расстоянии до 1200 метров от эпицентра, откуда на всякий случай все были эвакуированы, местами обваливалась штукатурка.

Взорванная скала легла в тело плотины, как и было предусмотрено расчётами, а образовавшиеся от взрыва раскалённые газы быстро поднялись вверх и рассеялись. За пределами двух километров никакой воздушной волны почти не было.

14 апреля 1967 года под величавые звуки передаваемой по радио Первой симфонии Чайковского был произведён второй направленный взрыв камерных зарядов, уложенных в левобережье скалы. И, таким образом, было образовано основное тело селеудерживающей плотины.

Это ещё раз показало несостоятельность возражений против взрыва некоторых учёных и журналистов, которые убеждали жителей, что взрыв разрушит город и пострадает его население. Такие статьи, в которых отсутствует осмысленный фактический материал, а преобладают эмоции авторов, особенно вредны для общественности, когда приходится принимать трудные и ответственные решения.

В 1973 году 15 и 16 июля на плотину, словно проверяя её на прочность, обрушился мощный сель.

Селевой поток возник от прорыва моренных озёр ледника Туюксу, расположенных на высоте 3300 метров над уровнем моря.

Селевая масса в объёме трёх с половиной - четырёх миллионов кубометров была задержана плотиной. 16 июля прошла вторая волна селевого потока, вероятно, в результате обрушения подмытых первым потоком берегов реки Малой Алматинки, и общий объём селевой массы, скопившейся в селехранилище, составил около пяти с половиной миллиона кубометров.

Плотина выдержала и этот могучий удар. От разрушения была спасена вся восточная часть города. В эти трудные дни мне самому пришлось возглавлять очень ответственную работу по предотвращению последствий селевого потока и созданию условий для спокойной жизни и работы населения города.

В 1975 году были начаты и в 1980 году закончены селезащитные работы по реке Большая Алматинка...

Вот так была решена эта довольно сложная инженерная и грозная для столицы проблема. Теперь, осмысливая всё, что было сделано, возвращаясь к обстановке, в которой принимались решения, можно сделать вывод, что это стало возможным благодаря тому, что республика располагала квалифицированным научным и техническим персоналом. При этом надо отдать должное главным образом авторам проекта и тем, кто осуществлял взрыв, т. е. коллективу "Казглавселезащита".

Плотина на Малой Алматинке красиво вписалась в Малое Алматинское ущелье и вместе с высокогорным катком "Медео" стала одним из уникальных комплексов Алматы, любимым и наиболее посещаемым местом отдыха для горожан и туристов.

22