Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
14:22, 11 июня 2010

По тургайским дорогам

Blog post image

Идем двумя машинами ГАЗ-66. В кабине первой начальник экспедиции. Он «пишет маршрут». За рулем Иван Кириллович Ковалев - водитель и механик, как говорят «от бога». Я с ним уже не первый сезон езжу. В кунге полевая кухня (грамотно, а по тем временам, роскошно оборудованная) и кое-какой инструмент. К головной машине прицеплены бочка с тонной бензина. В конце 80-х – начале 90-х на юге области заправки либо отсутствовали, либо стояли «мертвые».
Во второй машине кунг забит палатками, спальниками, матрасами. А в оставшееся пространство – около метра, вползли члены нашей небольшой экспедиции. Ехать чрезвычайно комфортно – хочешь общайся, хочешь – читай, можно смотреть в окошко, а то и просто спать. Душновато немножко, но в пределах терпимого.

Еду в кабине. Типа, тоже маршрут писать буду. На самом деле, из всей той компании я один курящий. Рядом со мной, за рулем, опять-таки Ковалев, но уже Валерий Иванович. Понятно, в общем. Парень на несколько лет младше меня, но не намного. Экспедиция эта у него, по-моему, первая, познакомились мы только с неделю, курящий. Едем, болтаем, курим, не скучаем. Из динамиков автомагнитолы распевает группа «Командор». Кстати, их исполнение песни из фильма «Генералы песчаных карьеров» до сих пор нравится мне более всех иных вариаций на эту тему.
Дорога для этих мест на удивление приличная. Изношена довольно здорово, но ни колея не набита, ни рытвин, ни колдобин. Вокруг красиво – каменные россыпи по разноцветным глинистым останцам. Изредка – куртинки сизых полыней и коричневато-зеленых астрагалов. Еще реже попадаются одиночные кусты цветущего розово-изумрудного тамарикса и отдельные голубовато-серебристые деревья лоха.

Простор! Красота! Суслики перебегают дорогу у самых колес или стоят по обочинам, провожая нас взглядами. В почти белом небе парят хищные птицы. Их не мало - места почти не обжитые. Все это на протяжении не одного десятка километров.
Надо сказать, что спуск в Тургайскую ложбину довольно однообразен. Долго-долго дорога ровная. На горизонте появляется небольшой взгорок. Переваливаем через него. Снова длинная дорога вниз, с таким небольшим уклоном, ну просто незаметным.
Какой, к черту «писать маршрут»! Я просто задремываю. К действительности возвращает вопль Валерки «Андрюха, держись!!!». Распахиваю глаза. Передо мной дивная картина: головная машина как-то, несколько наискось катит по шоссе. Но бочка с бензином торчит почти перпендикулярно к дороге! Колеса вовсю крутятся.

За долю секунды, рефлекторно принимаю позу «неубиваемого» - ступни жестко, до упора – в пол, ноги почти прямые. Спина «воткнута» в спинку сиденья. Руки вцепились в само сиденье и тянут на себя с такой силой, что пальцы протыкают дерматин. Голова опущена, но не до упора. Вовремя! В следующую секунду понимаю – летим!
Момент приземления помню плохо – вроде бы хрустнули все суставы, но поза не изменилась. Валерка выровнял и остановил машину с абсолютно дикими и бездумными глазами. Когда я поднял голову начальник экспедиции и Кириллыч уже бежали к нам. А в кунге начали раздаваться вопли отходящего от шока остального нашего контингента. Через несколько минут взаимообследований убедились – травмы в основном моральные. Удивительное дело – дорогу словно врезало ножом и опустило почти на два-три метра! Да так ровненько, что заметить возможно только «когда уже», а не «до того как». Произошло это очевидно из-за талых вод, весной. А дорожная служба сюда ой как редко добирается.

Сами «Газоны» перенесли эту экзекуцию на удивление хорошо. Повезло, что не сдетонировал ни горячий бензин в бочке, ни газовые баллоны.
Немного поудивлявшись коварству природы и дороги, снова радостно загомонили делясь впечатлениями от полета и окончательно «добивая» окрестных сусликов, и без того ошалевших от избытка происшествий на их в общем-то тихом кусочке Тургайской степи. Хищных птиц в небе тоже, по-моему, поубавилось. Видать, решили не связываться с многотонными «летунами».
P.S. Создается впечатление, что иные инструкции по безопасности и выживанию, пишутся людьми, никогда не нюхавшими экстрима. Позиция «спрячьте голову между колен, закройте ее руками, и не думайте о том, что сейчас будет с вашей задницей» кажется мне предельно уязвимой. В этом варианте предельно уязвим позвоночник, темя, затылок и конечности. Уповать приходится на ремни безопасности и реанимационную машину, впоследствии, если будет.

Положение сидя «враспор», которую я описал под названием «Поза неубиваемого» требует значительного физического усилия, но довольно кратковременного. В этот момент даже сильно качнуть человека, не говоря уже о том, чтобы выдернуть из кабины, можно только с креслом. Слабое место – не очень хорошо защищено лицо и никак живот. Но по мне – полостное ранение, пусть и глубокое, предпочтительнее сломанного позвоночника. Правда мне везло. Дело кончалось слегка поцарапанным лицом, да иссеченной рубахой на пузе. Хотя стеклом бывал засыпан, что называется с головы до ног.
Отдельно о положении головы: она должна быть опущена предельно низко к груди, но не до упора. Сильно «натянутая» шея сзади – это дополнительная возможность травмироваться.
Конечно, предпочел бы обойтись без подобного опыта. Но раз уж он имеется – вот, делюсь. Хотите доверяйте – хотите проверяйте.

0
192
0