Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
04:53, 09 июня 2015

Казахстан: война и мир

Сторонников воссоздания СССР или сближения с Россией сильной на правах Казахстана "слабого" часто отличает то, что свою Родину они рассматривают исключительно, как немощную, неспособную за себя постоять, неспособную вести в полной мере самостоятельную внешнюю политику. И хотя они правы в том, что Запад, Китай и прочий окружающий мир не так дружелюбны, как нам этого хотелось бы, но и в отношении России мы не должны забывать о том, что она не заинтересована в нашей самостоятельности.

Особо стоит отметить риторику отдельных представителей российского политического истеблишмента, которую иначе, как откровенно враждебной по отношению к Казахстану не назовешь. И дело даже не в заявлении Владимира Путина о казахской государственности (хотя, даже если и сделать поправку на то, что речь идет: а) о государственности с точки зрения этнонима «казахи» и б) о вырывании высказывания российского лидера из контекста – заявление всё же вызывает тревогу). Враждебные высказывания звучат не только из уст депутатов Государственной думы, политактивистов и в стенах аудиторий российских ВУЗов (в интернете множество видео подобного содержания), но чаще и из уст рядовых российских граждан.

Сложно сказать, что здесь причина, а что следствие – то, что политики и ученые мужи делают соответствующие установки в сознании простых россиян или то, что на языке у простого народа заставляет политиков идти у этого народа на поводу. Еще одна важная деталь заключается в том, что сохраняющаяся общероссийская риторика «кругом враги» обычно не включает поправок и частых повторений о том, что Казахстан является исключением и вообще, самый ближайший друг и союзник. Об этом говорят, но не так часто, чтобы отбить желание разжигать ненависть даже у самого мелкого шовиниста и ксенофоба. Мы не наблюдаем осуждения со стороны большинства представителей российского общества агрессивных выпадов в отношении Казахстана и народа, который здесь проживает. Это объясняют тем, что негоже обращать внимание на «бред», который не отражает официальную позицию Кремля, но позиция игнорирования привела к тому, что даже самые миролюбивые либералы (Венедиктов), считающие себя вправе выражать волеизъявление народа российского, в последнее время высказывают откровенно враждебные мнения в адрес Казахстана.

Речь идет о лидерах общественного мнения, которые формируют в сознании масс определенную позицию по тем или иным вопросам. По отношению к нам среди россиян позиция однозначно далеко не однозначная. Особенно ярко это выразилось в комментариях под прямой трансляцией церемонии награждения премией МузТВ на официальном сайте телеканала. Мы там и чурки, и мракобесы, и кем там только еще не являемся. Эти комментарии и стали, кстати, причиной того, почему я резко осуждаю проведение в Казахстане этой церемонии и считаю, что произошедшее имеет мало отношения к культуре – это политика, в которой моего президента подставили, уговорив посетить мероприятие, а нашу любовь к похвале и лести при поверхностном отношении к нашим собственным народным любимцам четко продемонстрировали «на аудиторию в 100 миллионов зрителей» в формате видео высокой четкости в течение многочасового «шоу».

При этом, факт остается фактом – Россия действительно остается нашим ближайшим союзником по ряду объективных причин. Америка, Европа и Китай, как бы нас ни убеждали представители оппозиции в обратном, тоже не заинтересованы в сильном Казахстане. Впрочем, повторюсь, что и Россия не заинтересована, но в отличие от других наших партнеров, она должна заботиться о доверии со стороны этнических русских, которые составляют почти четверть населения нашей страны. Хотя бы потому, что этнические русские тесны взаимосвязаны с казахами узами дружбы, профессиональных связей, а довольно часто и прямого родства. Во многом, определяющим фактором является то, что в Казахстане, в отличие от той же Украины, нет такого высокого процента националистов, настроенных враждебно по отношению к русским. Поэтому события, подобные тем, что произошли в Крыму и происходят на Юго-востоке Украины, не найдут такой же поддержки, если, не дай Бог, произойдут в Казахстане.

Что немаловажно, казахстанским русским, играющим важную роль в социально-экономическом развитии страны, в отличие от русских на Украине есть что терять. Русские занимают руководящие должности на самых различных уровнях государственного управления, являются депутатами парламента и маслихатов, занимаются бизнесом и составляют основной костяк креативного класса, который играет важную роль в формировании современной казахстанской культуры. Иными словами, русские не на обочине, а в эпицентре всех процессов развития нашего государства и общества. В таких условиях у россиян нет никаких предпосылок и нет ни малейшего повода кричать «наших бьют», когда речь заходит о Казахстане. Поэтому любые заявления на тему отчуждения северных территорий страны, как со стороны российских, так и со стороны казахстанских политиканов, а также диванных экспертов являются политическими спекуляциями и провокациями, которые необходимо пресекать как в России, так и в Казахстане. В противном случае, бездействие, игнорирование и попустительство в отношении подобных фактов ни к чему хорошему не приведут.

Дестабилизация обстановки в Казахстане по украинскому сценарию национализации общества может привести к ненужной агрессии со стороны России, но и для России это будет означать дальнейшую изоляцию от окружающего мира. Есть предположение, что наш северный сосед заинтересован в поглощении Казахстана, но это крайне апокалиптичный сценарий для самой России: у Запада будут развязаны руки, Япония получит прямой повод для отчуждения в свою пользу спорных территорий и будут резко ухудшены отношения с Китаем, у которого тоже есть территориальные претензии к северному соседу. Об игнорировании со стороны обозначенных сил говорить не приходится в первую очередь потому, что у них здесь есть свои интересы, причем стратегические, а потому, они будут вынуждены их защищать. Добавим к этому то, что все эти стороны к открытой конфронтации друг с другом готовы уже давно и ждут более или менее весомый повод, способный стать оправданием войны перед собственным населением, и получим тот самый апокалипсис во благо выхода из Мирового кризиса.

При этом, будет крайне легкомысленно исключать сценарий, подобный тому, что произошёл в конце 30-х годов прошлого столетия, когда СССР еще дружил с фашистской Германией и эти две стороны разделили Польшу (за что, поляки, собственно, и люто ненавидят Россию), но если стороны пойдут по такому пути, то этнические казахи начнут изнурительную партизанскую войну, в которой достаточно уничтожать те самые стратегические объекты, ради обладания которыми и вкладываются в Казахстан иностранные инвесторы. То есть, овчинка не будет стоить выделки и сомнительно, что никто из политических стратегов мира про это не думал.

В таком ключе к пониманию сложившейся ситуации политика многовекторности Нурсултана Назарбаева становится не только оправданной, но и крайне актуальной, и кто бы не сменил нынешнего хозяина Акорды на посту президента, его главной задачей и главным условием его прихода к власти должна быть преемственность всех основополагающих принципов внешней политики Казахстана. Россия, будучи нашим главным военным союзником и экономическим партнёром, не является нашим крупнейшим инвестором, уступая по этому показателю множеству других стран Запада, в том числе и США. Стремительно растет доля китайских вливаний в казахстанскую экономику. Значительные интересы есть и у Японии. В таких условиях Россия, каким бы политическим и культурным влиянием не обладала, вынуждена учитывать интересы сторон. Таким образом в казахстанской лодке соблюдается столь необходимый баланс.

Но лодку раскачивают. Запад при всём своем желании не сможет реализовать в Казахстане сценарий цветной революции, если не будет подходящего повода. Опыт той же Украины и Киргизии показывает, что там поводом для последних мятежей и беспорядков, приведших к свержению действовавших на тот момент властей, послужили даже не столько желание жить в демократии, сколько усталость народа от беспредела и беззакония со стороны отдельно взятых власть имущих. В этом отношении безнаказанность некоторых преступников, которым «повезло» быть сыновьями, родственниками и друзьями влиятельных чиновников имеет больше шансов стать причиной народного бунта, нежели обвинения в адрес нашего общества в недемократичности на страницах авторитетных западных изданий.

Неоднократные инциденты с Максатом Усеновым, аварии и смерти по вине других «золотых» «детишек», «женушек», «кентов», «сестренок» и «братишек», различные массовые ЧП (паводки, пожары, обрушения) по причине коррупции и преступной халатности, вызванной чувством безнаказанности, неизменно используются представителями оппозиции в их призывах к свержению действующей власти и обвинительной риторики по отношению к чиновникам. Простой же народ давно уже не разбирается в том, что по одним, отдельно взятым персонажам нельзя формировать общее мнение о власти в целом – государственные СМИ уже не справляются в деле формирования позитивного имиджа власти. То, о чём не расскажет «Хабар» расскажет интернет, а он сегодня в каждом мобильном телефоне, который ловит связь во всех уголках Казахстана. Если же отключить связь – то это вызывает еще большую волну негодования, а среди сторонников переворотов – благодатную почву для спекуляций и откровенного вранья: «если заблокировали связь, значит там уже убивают». В такие моменты официальные СМИ становятся откровенно беспомощны – вместо прямых репортажей с места событий, пусть даже с однобокой позитивной подачей, но непосредственно с места событий, они предпочитают просто молчать. Тем самым давая повод для еще большей волны провокационных слухов.

Многие, и автор поста в том числе, люто ненавидят Иосифа Сталина, но в одном ему нужно отдать должное – он был истинным государственником. Это выражается в его одной простой фразе – когда речь зашла об освобождении его сына из немецкого плена путем обмена на фашистского офицера, он сказал: «Я солдата на генерала не меняю». Это то, по какому пути сейчас нужно пойти нашим властям, чтобы укрепить доверие своих избирателей. Иными словами, чистка рядов и борьба с коррупцией, которая активно осуществляется в последние годы, должна пойти по более бескомпромиссному пути. Этот болезненный для вертикали власти процесс крайне необходим, если власть заинтересована сохранить не только саму вертикаль, но и нашу государственность в целом. В противном случае, рано или поздно, очередное попустительство в отношении очередного «избранного» может стать началом конца для всей действующей власти. Причем, не исключено, что и без помощи каких-то внешних недругов, а возможно и без помощи действующей оппозиции.

Во-вторых, в стране должен быть принят Закон об иностранных агентах влияния, подобный тем, что действуют в России и США. Любые иностранные гранты и прочие вливания, и вообще любая финансовая помощь, если она не направлена прямо на развитие бизнеса, а предназначена для достижения каких-то политических целей, как то, общественные исследования и опросы, курсы и семинары для общественных организаций, мероприятия по развитию демократии и гражданского общества – любые такие средства должны быть запрещены. Получение таких средств должно приравниваться к государственной измене и строго караться. Данная мера крайне оправдана и необходима сейчас, когда методы ведения войн изменились – сейчас мы имеем дело с информационными и бихевиористскими войнами, а также операциями влияния.

Сейчас объектом агрессии является не тело, а сознание человека, а потому, любые попытки иностранных сил вмешиваться извне в любые процессы формирования общественного мнения внутри нашей страны должны рассматриваться, как враждебные и недружелюбные. Любые попытки применения по отношению к Казахстану мягкой силы должны пресекаться, но параллельно, должна развиваться собственная внешнеполитическая доктрина страны по применению мягкой силы. В противовес Западному, Русскому, Китайскому и любому другому миру (следует рассматривать с точки зрения цивилизационного развития), мы должны стремиться к построению Казахского мира – казахская культура с его языком, творчеством, как фольклорным, так и современным, а самое главное, с его высокими ценностями, выраженными в традициях гостеприимства и межэтнической дружбы должны получить признание далеко за пределами нашей страны.

Звучит утопично, или, как минимум, оптимистично, но к этому мы должны стремиться. Для этого придется переработать и переосмыслить целый пласт того, что имеем сейчас – нужны кардинальные изменения в системе образования, которая должна включать передовые знания, нужно воспитать особое отношение к казахскому языку. Важнее всего сделать так, чтобы казахский язык учили и уважали сами казахи, чтобы этнические казахи избавились от исторических комплексов, связанных с советским прошлым и самое главное – знание казахского языка и принадлежность к казахстанской нации должны быть предметом особой неподдельной гордости для всех этносов, населяющих Казахстан.

В-третьих, средства, вырученные Казахстаном за счёт иностранных инвестиций, должны быть направлены на форсированное построение высокоинтеллектуальной и высокотехнологичной нации. События в мировой экономике показывают, как быстро обесцениваются валюты, как нестабильна и переменчива стоимость драгоценных металлов. В таких условиях нет особого смысла чахнуть над златом, забивая им казну на черный день. Мы должны форсированно перенимать знания, мы должны заполучить все известные технологии и в кратчайший срок прийти к тому, чтобы самим стать крупнейшими экспортерами технологий. Опыт послевоенной, изнуренной и полуразрушенной Японии и современного Сингапура показывает, что эта задача реализуема. Более того, мы не имеем права на отговорки, потому, что в отличие от той же Японии и Сингапура, у нас есть природные ресурсы и огромная территория. Мы должны построить атомные, солнечные и ветровые электростанции. Мы должны прийти к зеленой экономике. Нам крайне необходим Экспо – не тот, что с критикой и скандалами, а тот, который принесет нам новые технологии. Неважно, что даст Казахстан во время этой выставки миру. Важно то, что мы сможем заполучить от передовых государств благодаря Экспо.

В-четвертых – нам нужна не просто сильная и современная армия. Нам нужна грозная военная машина, потому, что мир на пороге особо ожесточенных схваток за ресурсы. Не будет преувеличением сказать, что счёт идёт не по дням, а по часам. В этом отношении, автор, хоть и не в восторге от действующего министра обороны за некоторые его поступки в качестве акима города Алматы, но считает, что президент принял очень важное и нужное для национальной безопасности кадровое решение. Казахстану нужны передовые вооружения, интеллектуальные системы ведения боя, роботизированные и автоматические системы, которые направлены на минимизацию человеческих потерь. Армия должна перейти на экипировки солдат будущего. При этом важно решить непростую задачу совместимости систем Россия-НАТО, чтобы минимизировать зависимость с обеих сторон. Срыв Францией поставки Мистраля и отказ России поставить однажды современные системы ПВО в Иран по уже действующему договору, а также многие другие инциденты в области торговли оружием показывают, насколько актуальна практика закупа вооружений у разных поставщиков, в противовес зависимости от одного поставщика.

Кроме того, нужно уделить особое внимание развитию космодрома Байконур – в полной мере казахстанского космодрома Байконур. Это означает, что после того, как оттуда уйдут россияне, мы должны приложить все усилия для того, чтобы космодром стал лучше. Вопреки волне ненависти и обвинений, Байконур – одно из самых ценных наследий Советского Союза, которое мы должны использовать в полной мере. Это ключ к нашей технологической независимости и один из залогов успешной обороноспособности в эру интеллектуального человеческого общества, которое уже не за горами (по прогнозам экспертов, осталось лет десять).

В-пятых, мы должны стать полноправными участниками мирового политического процесса. Это означает, что задачей ближайших пяти лет должно стать обретение статуса полноценного члена Совета безопасности ООН. С правом вето. Статус государства, первым отказавшегося от крупнейшего в мире ядерного арсенала дает нам все основания претендовать на эту роль. Самого по себе статуса страны мирного атома для вхождения в постоянный состав Совбеза недостаточно. Сильная армия, закон, который действует, независимо от того, кто перед ним – чиновник или рабочий, а самое главное – нация, которая уважает себя и гордится собой – вот, что позволит нам влиять на вопросы войны и мира. Мы должны стать постоянными членами Совбеза ООН, потому, что сейчас этот политический институт не обладает нужным авторитетом, чтобы, например, остановить США, если те вознамерятся вторгнуться в ту или иную страну. Казахстану с его опытом мира и согласия есть, чему научить мировое сообщество. Это нужно не для того, чтобы мы этим могли потешить своё самолюбие – это нужно для того, чтобы мы могли напрямую политическими способами обеспечивать свою безопасность, не доводя до прямых вооруженных столкновений.

И последнее – мы должны и дальше укреплять союзнические отношения с Россией. Но, мы должны получить четкий сигнал от России, что любая враждебная риторика в адрес его ближайшего союзника – Казахстана, исходящая от россиян, будет жестко пресекаться. Россия, если действительно относится к нам как другу, партнеру и союзнику, должна вернуть нашему народу голову Кенесары Хана, последнего из казахстанских монархов – это будет красноречивей тысячи слов признания в дружбе в адрес Казахстана. Такой шаг обезоружит все враждебные заявления в адрес России со стороны радикальных националистов Казахстана. Более того, высока вероятность того, что казахский народ простит ужасы голода и репрессий сталинской эпохи, а дружба с нашим северным соседом выйдет на качественно новый уровень партнерства и союзничества.

То, что описано в этом посте не является истиной в последней инстанции, а всего ли отражает личную точку зрения автора. Автор же вправе не убеждать никого в верности своей позиции и вправе оставлять любые вопросы в комментариях без ответа. Спасибо за внимание.

10