Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
20
07:36, 28 мая 2015

ПОЕЗДаты репортаж

Сейчас у нас два пути развития.

Ты можешь сказать:

«Ух ты! А расскажи мне про поезда!»

или ты можешь продолжать на меня вот так смотреть,

и я сам начну.

Теория большого взрыва (The Big Bang Theory)

 

Три поезда – три истории

С поездами меня связывают особые чувства. Я их как бы не люблю, но вслух это не афиширую, потому как хочу я того или нет, ездить этим видом наземного транспорта мне приходится с периодичной регулярностью. Самые яркие воспоминания из детства связанные с железными дорогами в моей памяти отложились специфическим запахом плацкартных вагонов и бесконечными коробейниками, которые постоянно ходили по вагону и смущали детскую несформированную личность мороженным, жвачками и куклами.

Простое купе

Став старше я стала предпочитать поездам самолеты, машины и автобусы. Делала я это исключительно с целью экономии времени, а если же мне все таки приходилось ездить на поездах, то подавив в себе жадность, я покупала билет в купе. Но хватит лирики, давайте все же вернемся к сути нашего социального исследования. Скажу честно, что изначально, по задумке до Алматы я должна была ехать в плацкартном вагоне и спать на верхней полке. Однако, по счастливому стечению обстоятельств получилось так, что когда я покупала билет, мест в плацкартных вагонах уже не было, а ехать и проводить эксперимент надо было. Поэтому я выкупила вторую полку в купе. В свое оправдание скажу, что ехала я в Алматы на майские праздники, поэтому отсутствие необходимого билета вполне оправдано. Кстати, разница в стоимости всего 1500 тенге. Зато различия во всем остальном просто колоссальные. Обратно я ехала на новом поезде тальго. Стоимость билета составляла 10 тысяч тенге с копейками, но зато время в пути было в разы меньше. Как говорится, время деньги.

В общем, отправлялся мой поезд в 5 часов дня из Караганды, мне попался счастливый 13 вагон и верхняя полка. Ехала я принципиально налегке, то есть не брала с собой в дорогу почти ничего. Ни еды, ни полотенца, ни посуды. Так как планировала взять все это у проводников. Села я в поезд нормально, закинула вещи на свою верхнюю полку и оправилась тусить по вагону и изучать местность. При посадке в очередной раз получила презент: стакан со всякого рода чаем, кофе и сахаром, и косметичку с мылом, зубной пастой и прочим необходимым в дороге скарбом. Отдельное спасибо за это.

Blog post image

Ехать от Караганды до Алматы около 15-16 часов, поезд делает несколько  долгих остановок на крупных станциях. Средняя длинна временных отрезков предназначенных для остановки составляет от 5 до 20 минут. Как раз хватает, что выйти подышать воздухом, покурить и прикупить себе еды, воды и сигарет. Кстати, про «подышать». Это было очень актуально, учитывая, что в поезде была такая духота, что мама не горюй. В самом купе окно не открывалось, и как назло открытое окошко в коридорчике вагона, ну вы понимаете, о чем я, было не напротив нашего купе. Поэтому свежий воздух к нам почти не поступал. Большую часть поездки я провела сидя на раскладном стульчике возле открытого окошка, потому, что, во-первых было душно, а, во-вторых, этот специфический вагонный запах. Я его даже не могу описать, но те, кто ездят в поездах меня поймут.

Запахи были везде, особенно в туалете. Еще раз напомню, что представляет из себя конструкция туалета в поезде. Это такая маленькая комната в конце вагона, где располагается металлический унитаз и рукомойник. Кстати, наблюдение: в поездатых уборных на полу всегда разлита вода. Откуда она там берется мне не понятно, учитывая, что краны не открываются, а смыв происходит автоматически, но факт остается фактом, вода есть всегда. Как назло я попала в такой вагон, где в одной из уборных не закрывалась дверь. То есть, если хочется «пи-пи-пи» придется не только стоять в позе дракончика (это я говорю о девочках), но и рукой придерживать дверь, чтобы никто не стал свидетелем сего таинства. Второй туалет работал исправно, и поэтому туда было вообще не пробиться. В туалете имелась туалетная бумага и два вида мыла, привычный небольшой обмылок белого цвета и жидкое средство по консистенции напоминающее больше цветную водичку.

Не работающие или вырванные с мясом ручки - этого в вагоне тоже было предостаточно. Допустим, на моих глазах женщина, путешествующая до южной столицы вместе со своими детьми, выбрала с мясом ручку в купе. При этом эта дама была очень хрупкой комплекции.  Кстати, еще одна беда - это невозможность поставить телефон на зарядку. Розетки имеются, но они не работают. Да и находятся они в коридорчике, я думаю, найдется мало смельчаков, готовых на ночь оставить свой айфон в общей проходной.

С наступлением темноты в вагоне резко похолодало. А так как одеяла мне не выдали с комплектом белья, я пошла, просить его у проводников. Кстати, у людей, чья работа сопровождать пассажиров в поездах, в тот рейс я выпросила все, что только можно. Чашки, ложки, одеяло, сигареты и даже они меня покормили и угостили мороженным после того, как я начала ныть, узнав, что в поезде нет вагона-ресторана. Кстати, к белью у меня претензий не было. Оно было свежим, чистым и даже немного влажным, что у человека родившегося еще при советском союзе, вызывает умиление. Полотенце мне тоже выдали в комплекте, плюс проводники мне дали зубную пасту.

Blog post image

После каждой остановки я внимательно следила и пересчитывала, сколько людей прибавилось. Первые станции 2 или 3 «зайцев» не было, учитывая, что наш вагон был итак переполнен. Однако, утром я увидела, как из купе проводника вышли 2 подозрительных молодых человека, которых еще вчера я не наблюдала там. Утром нас всех разбудили за час до прибытия, чтобы мы успели привести себя в порядок и сдать белье. Которое не пересчитывали, а просто кидали в общую гору в купе проводника.  А вообще проводники мне достались хорошие. Такие оба молодые, может быть чуток за 30, веселые и отзывчивые. Один даже замуж меня позвал, но я отказала в виду определенных обстоятельств.

Тальго

Обратно я ехала на тальго, так как туда я поехала на купе, обратно я ограничилась нижней полкой в плацкартном вагоне. За него я заплатила чуть больше 10 тысяч и знаете, не пожалела ни об одной тенге. Итак, что представляет из себя плацкарт в новом вагоне серии «Тальго».

Это как купе в обычном, но только лучше. Хотя по размерам вагон уступает привычному поезду. Там нет сложных металлических конструкции вместо дверей, почти все сделано из прочного пластика. Вагон разделен на несколько изолированных купе, расчитанных на 4 пассажиров, и только крайние места (17-18 место), рассчитаны  на двоих путешественников.

В плацкартном купе есть отдельные две скамеечки, обитые искусственной кожей. А когда захочется спать, то проводник выдвигает из стены место отдыха. Как верхнюю полку, так и нижнюю.

Blog post image

Blog post image

Очень здорово, что постельное белье сразу заправлено и не надо долго и нервно всовывать одеяло в пододеяльник, который обычно больше чем надо. Однако, вопросы к спальному ложу у меня все-таки были. Если в обычных поездах тебе выдают запечатанный пакет с простынкой, и ты как бы уверен, что оно чистое и свежее, то тут мало ли, сколько людей успело поваляться на это кровати. Но пахло оно вроде нормально. Одеялко имелось в комплекте, так что бегать к проводнику не надо было.

Вообще в тальго все предусмотрено так, что ваше общение с проводником сводится до минимума. Кто хочет попить воды или чаю может воспользоваться кулером, расположенным в общем коридоре. Одноразовая посуда прилагается. За бельем ходить не надо, за одеялом тоже. В вагонах есть вентиляция, так, что мереть от жары вам не суждено. Так же имеется розетка, вольтность я не вспомню, но за ночь телефон очень даже прилично зарядился. Единственный минус: нет места для курения, но учитывая, что поезд едет в разы быстрее чем обычный, эту проблему можно перетерпеть.

Blog post image

В туалете чисто, есть мыло, туалетная бумага и даже зубная паста. Однако, санузел в разы меньше привычного. Скажем так, сидя на троне, люди высокого роста могут упираться коленками в дверь. Но это все компенсируется отдельным умывальником, который был очень удобен утром, когда мы всем вагоном ринулись принимать утренние процедуры.

Blog post image

И еще один плюс: в Тальго не ходят коробейники по вагону, их туда просто не пускают, так что ваш покой не потревожат продавцы колы, мороженного и прочего фастсуда. А для тех, кто хочет перекусить во время дороги, есть специализированный вагон ресторан. Цены там, конечно, не самые низкие, но попить чаю перед сном вполне можно себе позволить.

Только странно, что на остановках, которые также короче чем привычные, проводники не разрешали покидать вагон. И все желающие покурить просто высовывали голову в дверь. Но возможно это только наши проводники были столь принципиальными  в вопросах вредных привычек. Ехали мы всего 10 часов, вместо 15-16 привычных.

Фирменный поезд «Байтерек»

Пока готовила материал, пришлось по работе съездить в Астану. Хотя до столицы с Караганды на машине ехать всего 2 часа, но мне предложили приобрести билет на поезд. Чему я был несказанно рада, потому как в Астане мне нужно было быть в определенное время, а на машине всегда есть риск опоздать. В общем, решила расширить свой обзор поездов и вагонов отечественных маршрутов еще одним представителем – фирменным поездом «Байтерек».

Поезд «Байтерек» хорош, состояние вагона купе очень даже на уровне. Во-первых, он достаточно новый, чистый и очень красивый. Качает в нем так же как и в обычном и запах специфический присутствует, но зато просторное купе и чистенький туалет с лихвой компенсируют все недостатки.

Blog post image

Белье выдали сразу, вообще белье в поезде это, то к чему у меня нет нареканий вообще, что в обычном поезде, что в Тальго, оно было чистое, свежее и в полном комплекте. Подушки в фирменном поезде тоже приличные. Немного твердые, но зато похожи на подушки, а не на бесформенную массу.

Само купе чем-то напоминает гибрид Тальго с обычным вагоном. С обеих сторон небольшие лавочки на 2 места, подлокотники поднимаются и опускаются, столик хороший и очень устойчивый, есть даже небольшой экран, выполняющий функцию телевизора. Достаточно большое багажное отделение под сидениями и приличных размеров полка над входом, куда можно сложить весь багаж. Окно не открывалось, к сожалению, но и особой духоты тоже я не заметила. Места для сна сделаны по принципу Тальго.  То есть они встроены в стену и когда хочется прилечь, то просто опускаешь раскладную кровать, застилаешь ее постельным бельем и «приятных тебе снов!».

Blog post image

В каждом купе есть розетка на 220 вольт, а на дверях, которые, кстати легче, нежели сложные металлические конструкции в обычном поезде, есть специальный замок держатель, которые не дает дверям кататься туда-сюда.

Общий коридорчик немного уже привычного, и в нем нет раскладывающихся сидений.  Окошки открываются все, что позволяет создавать движение воздуха в вагоне.

Blog post image

Санузел чистый, по размерам примерно такой же, как и в обычном вагоне. Однако сантехника на уровень выше, есть мыло и туалетная бумага, замки закрываются, а на полу лежит специальный резиновый коврик, который страхует от неожиданных скольжений на мокром полу. Долго искала педаль смыва, не нашла. Обнаружила кнопку на стене, которая выполняла эту функцию. В предбаннике, который соединяет вагон, санузел и тамбур, не было привычного контейнера для мусора.

Blog post image

Будили нас по громкой связи, потом музыку поставили незамысловатую, чтобы все веселей вставали. Вообще, проводники мне снова попались нормальные ребята. Стаканы, одеяла и прочие мелочи давали в пользование на неограниченный срок. На все вопросы отвечали, кровати опускали, белье раздали и разбудили вовремя. Нареканий нет.

В заключении хочется сказать, что поездкой я в целом довольна. Про поезда хочется отметить, каждый отдельно взятый вагон полностью оправдывают свою стоимость. В первом случае, недорого, долго и сердито, а во втором быстро, дорого и очень даже культурно, ну а в третьем, я бы сказала, что очень даже «фирменно». Как показывает практика, билеты на междугородние рейсы продаются и самые дорогие и самые дешёвые. И места в новых вагонах 2013 года Тальго раскупаются быстро, так и недорогие билеты эконом-класса в поездах, собранных в начале нулевых также распродаются. Просто здесь каждый сам для себя выбирает приоритет - комфорт или экономия.

Пост создан в рамках yviГРАНТ.

 

20