Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
05:18, 20 июня 2015

О высшем смысле труда

«Царь Соломон, сын Давида, уже на склоне лет написал проповедь «Экклезиаст», похожую больше на исповедь человека, умудренного опытом, уставшего от жизни и разочаровавшегося в ней. «Суета сует и всяческая суета (жизнь); нет ничего нового под солнцем, все повторяется; не помнят предшественников и вас забудут; знание умножает скорбь; богатство от лукавого».

Проповедник уверился в тщетности земного существования и «возненавидел жизнь, как издёвку над собой».

Декадентские настроения Экклезиаста – «день смерти лучше дня рождения; хорошо тем, кто уже умер, а лучше вообще не родиться» – нашли отражение в пессимистической философии Шопенгауэра: «Кем бы ты на свете ни был, есть нечто лучшее – не жить».

Чтобы бороться с утратой воли к жизни у пресыщенных европейцев («связаны между собой: неверие, растление и смятение» – Прем. 14:25), надо прежде всего запретить Шопенгауэра, – решительно предлагает Ницше и в свою очередь заявляет: – «Воля к власти и есть воля к жизни» (зачем философу власть?).

Но Соломон оказался мудрее Ницше, смысл жизни усмотрев в труде. Созидающий труд, формирующий внутренний образ человека, –  вот для чего стоит жить. Работающий с душой проявляет ее в своем творении, обретающим независимую от автора жизнь, славившую затем ее творца. Как же это похоже на созидание самого Предвечного!

Видно, вступился-таки ангел-хранитель за Проповедника, «наставил ум на путь истинный» и оградил его от «Того, кто дурные советы дает» (название стихотворения Верхарна из цикла «Поля в бреду»), кто внушает отвращение к жизни и толкает на самоубийство.

Как будто стряхнув с себя наваждение, Соломон меняет интонацию проповеди и призывает юношество: «Будь непорочен, ибо нет в мире ничего стоящего, все суета. Кроме мудрости (знаний) и творчества», да и то Богу судить – истинно ли оно, твое творчество.

Экклезиасту вторит пророк Иисус сын Сираха: «Не праздность дана человеку –   тяжкое иго на сынах Адама» (Сир. 40:1).

Описывая специфику разного рода занятий – врача, гончара, пахаря, кузнеца, – библейский философ резюмирует: «Каждый в своем труде умудряется» (гл. 38:36).

Осмысление пророком труда в контексте самосовершенствования человека («умелые руки – от умной головы») наталкивает на построение логической цепочки, вернее, лестницы. Вначале человек «умудряется» физическим трудом. Следующая ступень – интеллектуальный труд. А «возмужав», он станет творить, как Бог, усилием одной только воли, посылая мысленный приказ умным бесстрастным машинам (Апок. 4:11).

Данная Адаму при изгнании из рая заповедь «Возделывать землю в поте лица» (Бт. 3:23) не ограничивается одной только агрокультурой – размышляет архимандрит Киприан (Керн, «Антропология святителя Григория Паламы»). Назначение человека на земле быть со-творцом Бога, и главным образом, всей своей жизнью творить себя.

Онтологическая связь, которая существует между духом человека и духом Божьим (Всевышний при творении человека вложил в него свою божественную душу), – объясняет непреодолимое влечение к творчеству.

Создатель как непревзойденный художник вдохновляет на любое творчество. Эта боговдохновенность («богодуховение») касается всякого пророка, а истинный художник, значит, и есть пророк. Своим произведением он несет людям весть от Бога.

«Дела каждого ходят вслед за ним» (Прем. 4:7; Апок. 14:13). Придет время, когда дело каждого будет испытано огнем. Чьи дела не сгорят, те получат награду (1Кор. 3:9–17). «Мзда твоя на Небесах», бескорыстный до самоотречения Мастер («рукописи не горят»). И не важно, в какой отрасли ты творишь, – важно, какое основание у твоего «строения». Бог, как мудрый зодчий, положил основание, а тебе строить на нем. И в основании Создатель утвердил «краеугольный камень» –  учение Христа, которое несет людям свет и добро; надежду, веру и любовь, а мать им – мудрость (софия).

Библейские мудрецы сравнивают человечество с деревом. Одни люди –  как листья, опадут и сгниют или будут вметены в огонь, как солома, как высохшая бесплодная ветка (розга). Другие – как плоды, умрут, но плод свой принесут Творцу.

Верно уловив важную мысль «Книги в себе», Ницше ошибся в главном. Библия подразумевает совершенствование человека прежде всего духовное. А Ницше, развивая теорию «сверхчеловека», усилил в нем только физическую его сторону, принципиально противопоставив свою идею монашескому аскетизму. Христианские монахи в большинстве своем тоже однобоко поняли библейский категорический императив. Сосредоточив внимание только на внешнем –  аскезе, они возвели аскетизм в самоцель. Хотя суть аскетизма в том, что он подчеркивает приоритет духовно-интеллектуального над суетой быта. Предаваясь самоуничижению и истязанию плоти в борьбе с соблазном, монахи – «пещерники» и «столпники» – превратили идею духовного возрастания в ее пародию.

Христианская церковь, негодует Ницше, в целях укрощения в человеке зверя ставит себе задачей из сильного сделать слабого. Молодого здорового с естественными инстинктами помещает в монастырь, где постами и бдениями усмиряет «белокурую бестию» и превращает в больного, жалкого, потерянного, с комплексом греха.

Рассказ Кафки «Голодарь» может служить иллюстрацией к этой теме. Сюжет. Голодарь, помещенный в клетку на обозрение обывателям, символизирует проповедуемый церковью аскетизм. Когда интерес обывателей к нему иссяк (да и сам он вскоре умер от истощения), его клетку занял сильный, здоровый, красивый зверь (пантера). И народ снова повалил к клетке – глазеть на «торжество жизни над смертью».

Идея. Превосходство здорового «природного» инстинкта над аскезой, над противоречащей природе христианской моралью. Однако мировоззрению Кафки чуждо понятие «метафизической перспективы» – жизнь после смерти. Если гипотетически предоставить персонажу такую возможность, то именно Голодарь, по учению христианства, будет воскрешен к новой жизни («будущего века»), а близкий природе дьявола кровожадный зверь прервет свой путь при физической кончине. Если продолжить рассказ таким образом, то окажется, что «торжество жизни над смертью» будут праздновать христиане.

«Иногда, чтобы убедить в чем-либо одаренных людей, нужно только изложить идею в виде чудовищного парадокса», – считает Ницше. Воспользуемся его методом убеждения.

Предположим, что эволюция человека, по Ницше, задумавшего вывести «породистое белокурое животное» – супермена ценой истребления слабых, – это модель бочки с крысами для воспитания «крысиного волка». В бочку помещают крыс и не дают им корма. Там разгорается борьба – сильные пожирают слабых. В конце концов остается один – «крысиный волк»; его выпускают на свободу для истребления крыс. По аналогии с крысами можно предположить, что в результате эволюции человека, по Ницше, на всей планете выживет один свирепый супермен – «человек-волк». Апофеозом философии Ницше можно считать суперкрысу Гитлера.»

(Сокращения:  Бт. –  Книга Бытия; Прем. –  Книга премудростей Соломона; Сир. – Книга премудростей Иисуса сына Сираха; 1Кор. – Первое послание к коринфянам апостола Павла;  Апок. – Апокалипсис Иоанна Богослова. Отрывок из монографии «Концепция человека по Библии».)

Вольтер философски констатировал: «Труд спасает нас от трех бед – от скуки, нужды, и порока». Однако парадокс нашего времени заключается в том, что труд уже не спасает от нищеты. И причина не только в том, что продуктами твоего труда зачастую пользуются паразиты. Но еще и сложно становится интегрироваться в общество, найти свою нишу. При этом упрямо ставя перед собой сверхзадачу «не прогибаться», не подстраиваться под нечеловеческие законы этого «мира, лежащего во зле». Я имею в виду социальное зло – социальную иерархию, основанную на эксплуатации,  и неблагородные приемы в завоевании ее вершин. В эксплуататорском обществе возможность самореализации крайне ограничена. Капиталистические коммерциализованные общественные отношения не  способствуют гармоническому развитию личности. Но, несмотря ни на что, возникают все же продвинутые страны, населенные  полноценными гражданами, которые четко осознают серьезность  проблемы и проявляют добрую волю к устранению социального дисбаланса. Что, в свою очередь, приведет к отрезвлению зарвавшихся суперменов с их ненасытной страстью к богатству и пресечению их хищнических инстинктов. Под передовыми странами я подразумеваю Скандинавию с Финляндией во главе прогресса. Прогресс человечества подобен лучу солнца: вначале он освещает вершины гор, затем спускается в долины…

И в ожидании света остается главный стимул к труду – самосовершенствование. Труд не корысти ради, а для созидания в себе богоподобного образа. У Бога множество имен: Художник, Творец, Законодатель, Учитель, Отец, Врачеватель, Утешитель и т.п. – уцепившись за любое из них, надо творить себя. «Бог создал вас из единой души», но, как мне кажется, состоящей из сонма дискретных.

Напоследок приведу еще одну примечательную цитату о труде из сборника «В мире мудрых мыслей» (с родэновским «Мыслителем» на обложке) – главным образом, для иллюстрации карикатурности авторитаризма. Политик был рукоположен в сократы потому, что книга издавалась в пору его царения, а именно в 1962 году. «Нет грязного труда. Нечистой может быть только совесть» – Н. С. Хрущев. Спите спокойно, дорогой вождь, в нашем уродливом обществе почетен любой труд, даже проститутки и рэкетира. Однако вряд ли он облагораживает их душу.

5
280
4