Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
06:00, 23 мая 2015

НОЧЬ В МУЗЕЕ — 2015

НОЧЬ В  МУЗЕЕ - 2015

Моя личная «Ночь в музее» началась в одиннадцать утра хмурого холодного утра (я бодро выскочила на улицу) и закончилась в одиннадцать ночи (я вползла домой без задних ног). За двенадцать часов чистого времени я посетила девять музейных объектов, проигнорировав только Государственный историко-культурный заповедник-музей «ИССЫК». Конечно, «для бешеной собаки семь верст – не крюк», но все-таки 50 кэмэ от города сыграли свою роль. Мои впечатления от этой акции одним предложением: «Усталые, но довольные, пионеры вернулись домой».

Не много тематических праздников оказались настолько мне по сердцу. И секрет прост - ассоциации с "детством золотым". Во-первых, атмосфера мистификации, выраженная в названии. Картинки с ожившими Покахонтас, Рузвельтом, фараонами, ковбоями, мамонтами  и прочей живностью приятно будоражили воображение. Во-вторых, атмосфера игры и расследования – не «Индиана Джонс», конечно, и не «Сокровища Нации», но близко к этому. В-третьих, сплочение и сближение людей, происходящее, когда люди объединены общей глобальной идеей и общей локальной целью.

Хотя сегодня мне хотелось отойти от своего привычного «линейного» повествования, но, наверное, проще всё-таки рассказать по порядку.

Итак, подготовка к Дню Музеев началась для меня задолго до мероприятия – где-то недели за две. Сбор информации в интернете  и фантазии на тему музейного квеста, в котором я в итоге  так и не приняла участие. И - слава богу! Мой личный квест оказался гораздо насыщенней и интересней. Накануне вечером я прикинула, насколько у меня хватит сил, и выделила четыре объекта для посещения. Моим девизом 22 мая было: «Я иду на НОЧЬ В МУЗЕЕ, и пусть весь мир подождет!»

В 12-00 я уже топтала клумбы возле музея искусств имени Кастеева, рассматривая замысловатые скульптуры современных авторов. Согласно программе, с 10-00  до 11-30 эти фигуры срисовывались всеми желающими на пленэре. Конечно, слово «пленэр» звучало для меня притягательно, но, позвонив в музей в 10-00, я выяснила, что дождь не позволит участникам рисовать на улице, а из материалов музей предоставляет только простой карандаш и бумагу. А я-то представляла себе развалы акварельных, масляных  и гуашных красок и  людей в беретах, машущих кистями перед мольбертами. В-общем, успокоившись насчет пленера, я уже так не торопилась. В 12-00 и 13-00 должны были быть мастер-классы от известных художников, но, когда я добралась до музея, то не нашла их для себя интересными. Хотя народ радостно толпился вокруг рисующего и вещающего мэтра, я выбрала себе другую стезю.

Blog post imageКаждый день в течение двух недель я планировала сходить на выставку «Одна победа!» с фотографиями из архива кино-фото документов РК и национального архива США. И - вот она – желанная! Первая же фотография, открывающая выставку, была на рекламных плакатах по всему городу и уже примелькалась. Но когда я увидела ее отдельно, у меня невольно полились слезы. В порыве русского солдата, обнимающего незнакомого ему американского военного журналиста,  было столько искренности, надежды и незащищенности! Так настрадавшийся ребенок кидается обнимать мать, которую не видел целую вечность, ожидая, что теперь в его жизни все будет хорошо. Остальные фотографии «встречи на Эльбе» транслировали сдержанную, в чем-то даже недоверчивую радость: спокойные пожатия рук, совместные прогулки. Но именно эта фотография отличалась от других по интенсивности чувств. Она попала в самое мое сердце, найдя в нем сильнейший отклик.

На выставке тихо звучали военные песни, еще глубже погружая в атмосферу того времени. Много было фотографий, которые стали паззлами в моей мозаике, привнеся недостающие элементы в картину войны. Некоторые были сняты так удачно, что я проваливалась в них и потом с трудом возвращалась обратно.

На снимках американцев часто мелькали «голливудские улыбки». Они были совсем не к месту – люди фотографировались во время изнурительной работы на заводах или в момент передачи помощи фронту. Но на том и стоит вся Америка – «улыбайся и держи спину ровно, даже когда тебе тяжело».

Blog post imageЕще находясь под впечатлением выставки «Одна победа!», я прошлась по нескольким залам. В Кастеевке я бываю, конечно, не так часто, как в оперном театре, но пару  раз в год – точно. Поэтому, некоторые картины навещаю, как старых знакомых. Например, с детства люблю «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Я люблю рассвет, а на этой картине  хорошо переданы благоговение и восторг людей. Еще моя фаворитка с некоторых пор – «Весна» Орала Тансыкбаева – большая картина, на которой так удачно нарисованы горная полянка и тропинка, что хочется по ним пройтись.

Blog post imageВ 14-00 в программе было заявлено посещение дома-музея Абильхана Кастеева. Но мы поехали чуть позже, а в заявленное время смотрели показ мод молодых авторов. Это было несколько неожиданное  для меня мероприятие, но – почему бы и нет? Потом нас, желающих попасть в дом-музей, собрали в микроавтобус и повезли в район «компота». Экскурсию по дому провела дочь художника Гульдария. Музей был открыт совсем недавно, год назад, к 110-летию со дня рождения художника, и сейчас вход – бесплатный в любые дни. Слушать дочь Кастеева было невероятно интересно, было ощущение, что мы зашли к ней в гости. «Вот это – папина любимая шапка. На этой фотографии папа дает нам с сестрой шоколадки. А вот на этом мольберте папа рисовал…» И любимый мною художник из автора картин превратился в живого и симпатичного мне человека, вызывающего уважение и особенную теплоту, как будто я знала его лично.

Blog post imageМое потрясение номер 1: перед оперным театром Алматы, оказывается,  какое-то время красовался памятник Сталину, что и было запечатлено на одной из картин Кастеева. Надо бы подробнее узнать историю водружения этого памятника и его дальнейшую судьбу.

Мое потрясение номер 2: Орал Тынсыкбаев (автор моей любимой «Весны») оказался близким другом Кастеева.

Пройдя несколько кварталов от дома-музея Кастеева, который находится на пересечении улиц Кастеева и Курмангазы, я оказалась возле памятника Джамбулу на улице Достык. Уже разворачивалось очередное действо: устанавливались микрофоны на временную эстраду, на длинных столах обживались ханд-мейдеры и культурные центры. Правда, кроме украинского, я больше национальных центров не заметила. Украинский центр был представлен группой женщин в национальных костюмах настолько ярких и колоритных, что их можно было бы снимать в фильме «Ночь перед Рождеством». Женщины, разложив на столе национальную вышивку и иную «утварь», сели спивать хохляцкие песни и тем самым внесли еще больше колорита жизнь  города.

Волонтеры – молодые люди и девушки  в  стильных черных «ночьмузейных» майках – зазывали прохожих окунуться в атмосферу праздника. Меня они проводили в музей города Алматы, где я имела честь познакомиться с владелицей мягкого и доброжелательного голоса, отказавшего мне вчера в музейном квесте. Девушку звали Назерке, она оказалась невероятно мила, и мы с ней проболтали целых полчаса. Выяснилось, что следующий квест по музеям будет в июне, но не первого, а какого-то там числа, и она мне об этом сообщит 30 мая. Меня торжественно внесли в список участников нового квеста под номером 1, и сказали, что будут держать в курсе всех событий. Так что «настойчивость – второе счастье», сделала я для себя такой вывод.

При мне в рамках акции «Войди в историю - подари экспонат музею» притащили каменное ядро, древний кувшин, старые пластинки, сумки и статуэтки. Мне было жаль, что в рамках своих личных акций «Очисти дом от старого хлама» я раздала и пристроила старые грампластинки, книги, предметы интерьера, и все такое «советское-советское», что могло бы сейчас красоваться на полках в музее и наполнять меня гордостью. Так что, если я своим репортажем застала вас на пороге, направляющихся выносить прочь старые вещи, остановитесь! Вы не можете лишить город музейных экспонатов!!! Их с радостью «заберут с руками и ногами» в музее, и вы станете в нем почетным гостем.

А на улице, между тем, уже вовсю гремел концерт, и опоздавший ведущий Мурат Мутурганов неуклюже и очаровательно пытался выкрутиться, путая имена, очередность номеров и вообще все на свете. В находчивости и обаянии ему было, конечно, не отказать, тем он и берет доверчивую алматинскую публику. Я в очередной раз за этот май посмотрела танцы народов мира и порадовалась, что темой этого года была выбрана Ассамблея народа Казахстана. Но, надо сказать, культурные центры Алматы уже загоняли на все мероприятия, что очень хорошо считывалось в свирепом виде украинских женщин, побывавших перед этим с программой  в музее Кастеева и снова вынужденных сидеть в национальных костюмах и петь песни.

Blog post imageАтмосфера перед музеем Алматы была дружелюбной и обволакивающе-домашней. Я перезнакомилась с волонтерами и работниками музея, с работниками торговли, у кого я покупала чай и пирожки, с мирными жителями, внимавшими концерту, и даже с забавным пекинесом, который, как и я, в этот день был чрезвычайно коммуникабельным. Но,  между тем, меня звали новые горизонты, пора было покидать тихую гавань и «намыливать лыжи» в поисках новых приключений.

Я не стала дожидаться, когда меня повезут к новому объекту на автобусе, и, взяв карту, пошла пешком в музей Тлендиева. По дороге тут и там встречались люди с квадратными программками в руках, пытливо вглядывающиеся в названия улиц и номера домов. Программка в руках и пытливый взгляд позволял нам узнать друг в друге «членов одной масонской ложи».

Разговор между нами начинался сразу по делу:

«А вы не знаете, где Тулебаева 117?»

«Музей Кунаева ищете? Это вам туда-то и туда-то. А, может, сначала в музей Муканова зайдете? Он - по дороге. Да и я туда иду. Пойдем вместе!»

… и так далее в том же духе.

Из-за всех этих «масонских» соратников я дошла до музея Тлендиева в последнюю очередь. Мы объединялись в группы, искали вместе, находили, радовались, посещали, восхищались, обменивались впечатлениями, выходили, приобретали новых соратников и снова шли.

Когда я обошла в общей сложности семь объектов, признаться, я была готова проявить малодушие и сбежать домой. Опустить гудящие от усталости ноги в тазик с водой, перевести дух и начать рассказывать о пережитом своим четырем кошкам. Но, в этот мистический день в воздухе витал Дух Музеев, и именно он направлял мои стопы. В дом-музей Тлендиева я буквально вползла и, пока народ одевал бахилы, переводила дух, сидя прямо на лестнице. По внешнему виду посетителей было видно, сколько музеев осталось у них уже за плечами. «1-2 музея» выглядели бодро, а вот ближе к пяти уже носили следы усталости. Я оказалась наиболее плодовитым охотником, и все уважительно посмотрели на меня, как на ветерана музейного фронта.

Blog post imageНо все, что касается музыки, меня всегда вдохновляет,  из музея Тлендиева я буквально выпорхнула, не чуя ног, на едином порыве донеслась снова до музея города Алматы, где, таких, как я, ждал специальный автобус. Уже стемнело, накрапывал дождь, и НОЧЬ В МУЗЕЕ, наконец, становилась ночью. Мы проехали немного вниз, дали почетный круг вокруг парка «28 героев-панфиловцев» и оказались в музее народных инструментов им. Ыхласа. Там было просто волшебно! После реставрации этот музей стал для меня любимым местом посещения. Да, и не только для меня, а, подозреваю, что для многих. В этот раз мне особенно понравились два экрана, на которых транслировались без звука кадры из старых фильмов, где были разные музыкально-этнические фрагменты. В мелькании лиц и народных инструментов, уже к концу ролика я увидела дирижирующего Тлендиева, и поразилась, как все в мире взаимосвязано, я ведь только что была в его музее.

На улице перед музеем тоже шел концерт. Я заметила в толпе четырех парней в невероятно красивых народных костюмах, с шкурами лис на плечах и стильными шапками. Все это было так экзотично и естественно, что я даже не поморщилась на шкуры убитых животных. Так вот, это была этническая группа ТУРАН, и три роскошных композиции в их исполнении и завершили мой – такой длинный и насыщенный – день.

Я понимаю, как в этот день непросто было работникам музеев, особенно тихих и малоизвестных алмаатинцам. НОЧЬ В МУЗЕЕ ворвалась толпами посетителей в их размеренную жизнь и потребовала мобилизации усилий. Но они держались достойно!Blog post image

Спасибо тем, кто это все придумал и тем, кто осуществил. Внимательным сотрудникам музеев, милым и доброжелательным волонтерам, неистощимым на выдумки организаторам, музыкантам и ведущим, а также – всем тем, с кем, плечом к плечу, мы прошли все эти «музейные дороги». Я зову всех присоедниниться ко мне в июньском квесте, чтобы снова испытать ощущения азарта, тайны и удовольствия.

Оксана Тарнецкая, 23 мая 2015

 
10
1565
4