- Действительно ли ставка будет 7,5% и насколько этот кредит дешевле, чем автокредиты банков, которые они уже и так предлагали своим клиентам?
- Почему не все банки согласились работать с этой льготной программой?
- Сколько человек могут получить кредит?
Начнем с того, что получить сейчас льготный автокредит можно в Народном банке (4 млрд тенге), Евразийском банке (3 млрд тенге) и ДБ «Сбербанк России». ForteBank, Банку ЦентрКредит и АТФБанку было выделено по 2 млрд тенге.
При этом годовая эффективная ставка, включающая затраты по страхованию и оформлению в залог авто, не должна превышать 7,5% годовых. Первоначальный взнос – не более 20% от стоимости авто.
Итак, действительно ли эффективная ставка будет не более 7,5% и насколько это дешевле по сравнению с коммерческими банками? Да, так и есть, все государственные программы, которые проходят через банки очень сильно проверяются, и находятся под жестким проверочным контролем. Банку в принципе, не очень хочется связываться с различными сложностями, если они попытаются обойти эту оговоренную ставку.
Насколько льготное автокредитование выгоднее текущих автокредитов, которые предлагают сами банки?
Разница существенная. Ставка по автокредитам коммерческих банков более, чем в 3 раза выше, чем по льготной программе!
Различных собственных кредитных автопредложений на рынке 70, возможность купить машину в кредит предлагают 17 коммерческих банков. При этом ставка вознаграждения (эффективная) держится в коридоре от 15% до 35%.
При этом только за последние полгода, половина банков (9 из 17, что имеют автокредиты) пересмотрела свои автокредиты в сторону повышения.
В итоге эффективная ставка по автокредитам самих банков с начала года повысилась аж на 6% и в мае составила 24,2%, против 18,4% в декабре 2014.
Второй вопрос: Почему не все банки согласились участвовать и выдавать льготные автокредиты?
Участие – дело добровольное. Большинство банков просто понимает, если они будут предлагать льготные кредиты, то это создаст эффект «каннибализма» их существующих автокредитов. И понятно, что по своим автокредитам, банки смогут заработать гораздо больше, чем на обслуживании госпотока. Следовательно, они лучше сосредоточатся на продаже одного своего автокредита, если это принесет им прибыль в 2-3 раза выше, чем если продадут 1 кредит по госпрограмме.
Сколько человек могут получить льготный автокредит?
Льготное госкредитование – это не разовая акция, во время которой будет роздано 15 млрд.тенге.
Если учитывать, что максимальная сумма кредита – 5 млн.тенге, то первая волна людей – это порядка 3 тысяч казахстанцев.
Как работает программа дальше. Первые 3 тысячи человек вносят свой первый платеж по кредиту. Давайте усредним его до 50 тысяч тенге.
Итак, в первый месяц казахстанцы принесут в банки 150 млн.тенге. Этих денег достаточно, чтобы во второй месяц выдать новые кредиты ( с учетом макс.суммы в 5 млн), получить смогут еще 30 человек. И так каждый месяц. То есть первая волна клиентов – это 3 тыс.человек, благодаря их платежам в течение года еще 360 человек смогут получить новый льготный автокредит.
Если кредит на 5 лет, то первая волна даст возможность получить кредит 1800 клиентам в течение тех 5 лет, что они обслуживают кредит. Но учитывая, что таких волн с каждым месяцем будет больше, то по факту это бесконечно-играющая пластинка.
Что ограничивает эту «пластинку»? Только фактическое количество автомобилей, которые ежегодно будут собирать в Казахстане и спрос со стороны казахстанцев.
В первом квартале 2015 казахстанцы купили 328 тысяч легковых автомобилей, из них 40 тысяч – новое авто. Однако если посмотреть в региональном разрезе, новые автомобили активно растут в одних областях, чем в других.
Старый транспорт в Казахстане все еще превалирует над новым, однако тренд однозначно понятен. Парк будет обновляться.